Устойчивый город — урбанистическое пространство, способное сохраняться под воздействием постоянных изменений. Такие города сейчас являются примером удачного сочетания экономических, политических и экологических интересов, однако при этом становятся уязвимыми для спекуляций и популизма в интересах элит. В колонке на Plus-one.ru сотрудницы Казанского федерального университета, участницы проекта Российского научного фонда «Российские мегаполисы в условиях новых социально-экологических вызовов» Полина Ермолаева, Юлия Ермолаева и Ольга Башева раскладывают пазл проблем с концепцией устойчивого города и разбираются, почему новые городские пространства — это не утопия, а необходимость для выживания.
ООН предполагает, что к 2050 году 68% всего земного шара будет жить в городах. Переоценка ценностей капитализма, общества потребления и экономическая рецессия послужили толчком для поиска альтернативных форм социально-экономического развития общества и мегаполисов. Это привело к появлению новых форм городского развития — «города-сада», «экосити», города «компактного», «низкоуглеродного», «зеленого», «устойчивого» или «умного».
Каждое из таких пространств — продукт исторического развития общества и меняющихся потребностей его жителей. Термин «устойчивый город» собирателен: он предполагает гармоничное социальное, экономическое и материально-техническое развитие. Город, где рационально используются запасы природных ресурсов и устанавливаются приемлемые уровни воздействия вредных факторов на окружающую среду, который противостоит экологическим и техногенным рискам и подстраивается под нужды граждан.
В 1900-1914 годах западная идея «города-сада» развивалась в России как «город в природе» с удаленным от него грязным производством. В советский период концепции экогорода всегда были связаны с господствующей идеологией и социально-экономическими процессами, шла борьба между двумя социально-градостроительными концепциями: урбанизацией и дезурбанизацией, стремлением к обобществлению быта и его индивидуализации. По 1970-е годы были популярны идеи «кольцевых» и «линейных» городов. Основами концепции оставалось транспортное удобство и пешеходная доступность, озеленение.
Следующий этап экологизации связан с локальными поселениями. Таким примером стал проект «Экополис», который активно развивался с 1980-го по 1985 год. Проект закладывался в 1960-х в Московской области на основе современного города-сада Пущино, где уже было функциональное зонирование территории. В концепции пущинского «Экополиса» условием экологизации являлось соответствующее воспитание и образование, участие в экологической деятельности населения и управленцев. Это реализовать не удалось.
К концу XX века предпочтительными объектами экологизации становятся малые и средние города, как наиболее устойчивые формы поселений. Такие «экосити» предполагают максимальное использование экосовместимых решений, позволяющих минимизировать или исключить загрязнение среды, повысить качество жизни, снизить энергопотребление.
Сейчас перед нами остается главный парадокс мировых мегаполисов: с одной стороны, в городах комфортнее жить за счет скопления социальных, материальных и коммуникационных ресурсов, с другой — сложнее, так как горожане испытывают постоянный экологический и психологический стресс. Перед развитием зеленых городов стоит много других вопросов. Попробуем собрать эти проблемы и решения воедино, как пазл.
«Перезагрузить» экономическую и культурную модель потребления и экономии ресурсов можно с помощью государственно-частного партнерства игроков, которые обеспечивают безотходные технологии. Мегаполисы различаются по промышленному профилю, поэтому инфраструктура переработки должна создавать «экологические парки», где производства и переработчики, работающие в одной цепи, возвращают сырье снова в цикл. Мусоросортировочные технологии помогут выделить больше перерабатываемых фракций, но для этого необходим раздельный сбор, который должен быть удобным для граждан. Мусоросжигательные заводы и мусорные полигоны с выработкой энергии как основная технология утилизации отходов не являются признаком зеленого устойчивого города.
Города потребляют 75% энергии и производят 80% всех парниковых газов. Новые устойчивые города могут быть спланированы с использованием высокой доли возобновляемых источников энергии, а старые — за счет энергоэффективных технологий. Оценить энергоэффективность предприятий и жилых помещений поможет энергетический менеджмент, а повысить ее показатели — энергосберегающие строительные материалы. Управлять сетями становится быстрее, эффективнее и удобнее с помощью интеллектуальных автоматических программ (например, smart grid — умных сетей электроснабжения), в быту — использование энергоэффективной техники класса A и выше.
Для потребителя при выборе продуктов важны разнообразие, питательность, пространственная и ценовая доступность, качество. В зеленых городах важны не только натуральные продукты, но и экологичность процесса их создания и реализации: использование перерабатываемой упаковки и применение принципов фудшеринга в целях снижения количества пищевых отходов. Не стоит забывать, что 30% всей продукции идет на выброс.
Основным источником загрязнения в мегаполисах является автотранспорт. Водители гибридных автомобилей и электрокаров — доноры экологического благополучия мегаполисов, так как большая доля загрязнений воздуха приходится на автомобили. Если мы хотим повысить комфортность города для проживания, транспорт должен стать экологичным, а власти обязаны предоставлять бесплатные парковки и снижать налоги на электромобили, развивать общественный транспорт и субсидировать стоимость проезда, создавать гибкую инфраструктуру для велосипедов, систему скоростных трамваев, каршеринг.
Эту проблему могут решить новые технологии. С помощью сенсоров, искусственного интеллекта, информационных сетей можно оперативно реагировать на правонарушения, повышать уровень безопасности и комфорта. Здесь критики концепции умного города обычно упоминают о цифровом неравенстве, увеличении потребления энергии от дата-центров, уязвимости персональных данных для хакерских атак, поднадзорности. Эти вопросы можно решить эффективным цифровым менеджментом и законодательным регулированием.
Экологическая политика должна включать комплекс мер по экономической безопасности с учетом социальных потребностей общества. Ее конечные цели — комфорт и безопасность горожан, она должна формироваться и выполняться в партнерстве с жителями города. Несмотря на появление множества стратегических документов, экспертам сложно дать оценку экополитике российских мегаполисов из-за нехватки комплексных исследований.
Сейчас для мировых и постсоветских пространств необходимо дорабатывать концепцию устойчивых городов. Перемены — это кусочки пазла, которые постоянно сортируются, выбрасываются и заменяются новыми. Поэтому важно принимать участие в процессе и следить за тем, как пазл складывается, чтобы финальная картина понравилась каждому.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Авторы
Полина Ермолаева, Юлия Ермолаева, Ольга Башева