«Черную пятницу» предлагают запретить

Французские депутаты предложили законодательно запретить «черную пятницу» — начало периода массовых распродаж, который стартует в последнюю пятницу ноября. Чиновники предупреждают, что дополнительные покупки провоцируют «растрату ресурсов» и «чрезмерное потребление». Об инициативе парламентариев сообщила газета The Independent.

Предложение, выдвинутое бывшим министром экологии, устойчивого развития, транспорта и жилищного строительства Франции Дельфин Бато, будет обсуждаться в следующем месяце в Национальной ассамблее, нижней палате парламента. «Цель этой поправки — признать, что это агрессивная коммерческая практика», — сказала политик.

В свою очередь министр экологического перехода Элизабет Борн раскритиковала «черную пятницу» за то, что она создает «пробки, загрязнение и выбросы» (именно из-за пробок в Нью-Йорке день распродаж и получил такое название).

«Мы не можем одновременно сокращать выбросы парниковых газов и поощрять безумство потребителей. Мы прежде всего должны потреблять разумнее», — сказала Борн.

Между тем в стране 200 брендов бойкотировали массовые распродажи по экологическим соображениям, а около офисов и складов Amazon в разных точках Франции прошли демонстрации экоактивистов. «Мы критикуем Amazon за деструктивную политику в отношении планеты и социальных условий, а „черная пятница“ позволяет этой компании получать экспоненциальный доход», — заявила пресс-секретарь одной из групп активистов Оливар Кальво.

Потребительский праздник уходит в сеть

«Черная пятница» у многих ассоциируется с давкой и побоищами в американских магазинах. Однако привычки покупателей меняются, в том числе под воздействием технического прогресса. Агентство Reuters установило, что в последнюю пятницу ноября 2019 года американские покупатели сделали больше приобретений в интернете, чем в торговых центрах. На онлайн-покупки американцы потратили $7,4 млрд. Кроме того, на 80% выросла, по сравнению с прошлым годом, оплата покупок с мобильного телефона.

Интересную тенденцию мира распродаж подметило издание Business Insider, которое совместно с технологической компанией Morning Consult провело общенациональный опрос 2300 взрослых американцев, чтобы выяснить их предпочтения. Оказалось, что «черную пятницу» предпочитают лишь 37,7% респондентов (зарабатывают от $50 тыс. до $100 тыс. в год), тогда как 62,3% участников опроса совершают покупки в «киберпонедельник». Так принято называть понедельник, следующий за «черной пятницей», когда скидки объявляются в интернет-магазинах. Из покупателей с годовым доходом cвыше $100 тыс. за «киберпонедельник» проголосовали 64,1% респондентов, за «черную пятницу» — лишь 35,9%. «Киберпонедельник» популярен и у миллениалов, привыкших к интернет-шопингу с самого детства.

По прогнозам аналитического сервиса Adobe Analytics, понедельник 2 декабря может стать крупнейшим днем ​​покупок в интернете за всю историю США с объемом продаж в $9,4 млрд — на 19% больше, чем в прошлом году. «Мы ожидаем, что потребители потратят еще $14 млрд в этот праздничный сезон, совершая покупки при помощи мобильных телефонов», — цитирует CNN Business Тейлорa Шрайнерa, главу Adobe (ADBE) Digital Insights.

Не верим, но покупаем

«Коммерсант» отмечает, что хотя 57% россиян не верят в подлинность скидок на товары во время «черной пятницы», 70% собирались что-нибудь купить на распродажах 2019 года. По данным опроса аналитического центра сервиса «Битрикс24», 38% были готовы потратить до 5 тыс. рублей, 27% — до 10 тыс. рублей и 21% — до 30 тыс. рублей. Если говорить об онлайн-шоппинге, у российских покупателей на первое место по популярности в «черную пятницу» вышло китайское приложение онлайн-магазина AliExpress. Вторым стало в шопинг-приложение Avito, лидировавшее в прошлом году. Третьим стало приложение интернет-магазина Ozon, за которым следуют Joom и Wildberries. За минувшую пятницу и выходные в России потратили в интернет-магазинах 22,3 млрд рублей, что почти на 30% больше, чем год назад. Об этом РИА Новости сообщил президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов.

Сезон распродаж в мире и в России растянулся на два месяца. В США отсчет можно вести с Хэллоуина, после которого начинается подготовка ко Дню Благодарения (национальный семейный праздник), в России — с ноябрьской распродажи «День холостяка» на AliExpress, когда товары из Китая можно заказать с большой скидкой (в этом году он пришелся на 11 ноября). Во время этой распродажи в интернет-магазине Lamoda покупатели приобрели около 1 млн товаров, превысив на 15% показатели прошлого года; количество заказов выросло на 18%, их стоимость — на 25%, средний чек увеличился на 6%. Отдельный «киберпонедельник» для россиян проводится в январе, когда крупные магазины стремятся освободить склады от товаров, не проданных до Нового года.

Берегись «черной пятницы» (и особенно «киберпонедельника»)

Неудивительно, что сезон распродаж — золотое время для мошенников. Во время «черной пятницы» 2018 года было обнаружено более 400 сайтов-клонов AliExpress, и еще около 200 фальшивых интернет-магазинов и страниц известных брендов, которые создаются для кражи банковских данных.

«В этом году „черная пятница“ традиционно привлекла внимание интернет-мошенников. Ими были использованы проверенные схемы: продажа контрафакта, распространение сайтов, зараженных вредоносными программами и т.д. О чем это говорит? Если эти схемы повторяются — значит, работают. И мошенникам не нужно придумывать ничего нового, потому что люди попадаются на одном и том же», — цитирует РИА Новости руководителя отдела защиты бренда Group—IB Антона Долгалева. Эксперт также предупредил, что когда бренды настаивают на том, чтобы пользователи покупали товар через их приложение, они тем самым повышают риск скачивания поддельных приложений с вредоносными программами, получающими доступ к личным данным покупателя.

Накануне «черной пятницы» Роскомнадзор обратил внимание, что при пользовании интернет-магазином следует проверять наличие пользовательского соглашения, политики конфиденциальности, контактов и SSL-сертификата: «На страницах с вводом и передачей личной информации пользователей сайты используют шифрование SSL „https://“. Если сайт банка или авиакомпании начинается на „http://“, это повод усомниться в оригинальности страницы».

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Людмила Брус