Это солнце не зайдет никогда

В одной старинной северной летописи описано чудо: на небе засияли два Солнца. Что-то похожее произошло в Магадане. То Солнце, которое — дневное светило, в июньские дни не заходит за горизонт, и к нему добавилось еще одно: фестиваль современного искусства «Территория», который состоялся в этом городе на побережье Охотского моря уже в третий раз. Признаюсь, это сравнение придумала не автор этих строк: я его вычитала в местной социальной сети. Цветисто, но мне понравилось!

Афиша спектакля «Дыры»

Программа: глаза разбегаются

Нынешний приезд фестиваля в город приурочен к 70-летию Магаданской области. Команда «Территории» просто влюблена в этот город, который впервые принимал фестиваль в далеком теперь уже 2017 году. Организаторы — Фонд развития культуры и современного искусства «Территория», Московский музей современного искусства и крупнейшая в России золотодобывающая компания «Полюс». Значимой частью фестивальной программы, как и в прошлые годы, стали спектакли-победители очередного (восьмого) конкурса региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон».

Суть фестиваля — представить актуальную программу современного искусства, продемонстрировав все многообразие жанров, как классических, так и экспериментальных — например, иммерсивный театр. Другая особенность «Территории» — открытость; в этом году был объявлен open-call для молодых специалистов в области искусства из Сибири и Дальнего Востока для участия в профессиональной программе.

Эксперимент — основа мастерства

Дух поиска, эксперимента, который всегда присущ фестивалям «Территория», но в этом году особенно — об этом хотелось бы поговорить чуть поподробнее.

Лично для меня вершиной творческой смелости, произведением, вызвавшим неожиданные эмоции, поразившим новизной, стал аудиовизуальный перформанс «Детство. Коромысли». Лишь потом я узнала, что перформанс по достоинству оценило и жюри престижнейшей «Золотой маски», причем в номинации — «Эксперимент», так что необычного в нем много (примерно все). Но перформанс, в котором голоса детства сплетены с зовом предков, с тревожным гулом современности, лишь открывает галерею смелых и ярких театральных творений, представленных на фестивале.

Взять мощный спектакль-концерт «Фрида», где рядом с актером — музыканты с классическими инструментами (из оркестра Магаданского драмтеатра), а соавтор постановки Петр Дранга играет на аккордеоне. Актриса Дарья Мороз на сцене одна, но это не моноспектакль. Музыка, музыканты — тоже часть действа. «Это честная работа, я ничего там не изображаю, я там работаю собой, это для артиста большое счастье, а для человека, который сыграл много чего, это счастье вдвойне», — говорит Дарья Мороз. Попасть на постановку было невозможно, и это тот случай, когда люди пересказывали друг другу увиденное.

Петр Дранга выступает на сцене в спектакле-концерте «Фрида»

А что вы знаете о такой форме, как «аудиоспекталь-променад»? Я, например, это сочетание слов услышала впервые. А в Магадане уже знают, что это, — поскольку едва ли не полгорода участвовало в постановке «У меня слезы от того, какое здесь синее море». О нем расскажу подробнее чуть позднее.

Обещает что-то свежее и экспериментальное и само название театрально-музыкального вечера непревзойденного чтеца, актера Сергея Чонишвили «Ловля бабочек в ночное время», во время которого актер декламировал литературные произведения под музыку. Ожидания маленького чуда оправдываются сполна. Уникальность спектакля в том, что он не повторится никогда — это импровизация. «Я рад, что прилетел в замечательный город Магадан, в котором, несмотря на свою огромную биографию, я оказался впервые. Мне здесь очень нравится. Я ждал этой поездки, ждал практически год, потому что в 2022 году на фестивале „Территория. Якутск“ дал обещание, что приеду на фестиваль в Магадан. Спасибо „Полюсу“ за приглашение и возможность выступить перед такими заинтересованными зрителями», — говорит Сергей Чонишвили.

Заслуженный артист Российской Федерации Сергей Чонишвили читает литературные произведения под музыку

Вообще же, грань между экспериментом и классикой оказалась на фестивале размыта. Вот спектакль «Дыры» — вроде классический. Он — о простых людях, которые делают неинтересную, часто грязную, работу, но думают о высоком и тем самым как бы приобщены к тайнам мироздания — или это просто иллюзия? Зрителя постоянно держат на некой острой грани: то ли ирония, то ли фарс, то ли трагедия. Экспериментом веет уже от афиши, на ней — овощной прилавок и фигура женщины, словно прорисованная с авангардистского плаката 1920-х годов. Вещь невероятно трудная, отзывались сами актеры. «Для меня это актерский вызов — сыграть простую историю. Бытовой текст, положенный на странную пластику. Как говорят артисты, „не знаешь, как играть — играй странно“. Стеб над театральными приемами. Мне было весело, безумно весело. Женщины торгуют овощами и рассуждают о космосе, а артисты это играют. Я бы назвала пьесу не „Дыры“, а „Дуры“ — но в хорошем смысле. Дурищи такие», — делится впечатлениями от роли актриса Татьяна Кухтина.

Заслуженная артистка России Дарья Мороз — в спектакле-концерте «Фрида»

Когда весь город — сцена

Изюминкой фестиваля критики единодушно назвали спектакль-променад, я упоминала о нем выше: такого жанра, такой формы в России, пожалуй, еще не было. Что же это такое и как выглядит?

«Идея спектакля родилась из разговоров с местными жителями: все говорили нам о том, что не хотят уезжать из Магадана. Многие магаданцы думали, что приедут сюда всего на пару лет, а остались в этом городе уже на десятки. Нам стало интересно исследовать это, узнать, что здесь особенного и что создает это притяжение. Мы хотели устроить зрительные залы в самых обычных на первый взгляд пространствах — дворах и улицах, и вместе с местными жителями, как проводниками, изучить город через чувственный опыт, и, наконец, прийти к морю», — говорит режиссер спектакля Александр Шумилин.

Команда приезжает в Магадан, и прямо тут, на месте, творит спектакль. Получается театральная форма, которая живет не на сцене, а в самом городе. Волонтеры — местные жители — помогли выстроить маршрут. Стартовали в фойе Магаданского драмтеатра, и сразу на улицу, к Охотскому морю, финальная точка — парк «Маяк». Шум города перекрывают голоса в наушниках, они — на зрителях, которые идут к синему морю. В ушах — рассказы жителей Колымы.

Люди с улицы могли принять участие, но самое потрясающее — могут и сегодня, и завтра, и вообще, когда хотят! Достаточно скачать приложение «Мобильного художественного театра», и играй хоть в одиночку, хоть с друзьями, хоть летом, хоть зимой.

А сюжет? Скорее, тема — «Почему я люблю Магадан». Тема задает маршрут, маршрут диктует контент, монологи рождаются внезапно, самой действительностью. Тот уникальный случай, когда актеру не надо учить роль, потому что роль — это вся жизнь, а актер — это ты.

«Спектакль очень понравился. Это такое путешествие в самого себя, в свои мысли, в свои воспоминания. Я люблю на самом деле Магадан, поэтому все мне близко. Жители города с легкостью будут ориентироваться в карте маршрута», — говорит Екатерина Болдырева, одна из тех жителей Магадана, что стала участницей уникального действа.

«Мы рады, что этот спектакль остается в Магадане и станет визитной карточкой этого города. Весь спектакль построен на рассказах магаданцев о своих чувствах и эмоциях по отношению к городу, о том, как и почему они здесь живут. Потому что жители центральных районов страны до конца не понимают, что заставляет людей не просто приехать на Колыму, а остаться и иногда даже возвращаться сюда. И этот спектакль-променад — возможность для тех, кто приезжает в регион, понять город и тех, кто здесь живет. А для магаданцев — это потрясающая возможность по-новому взглянуть не только вокруг себя, но и внутрь себя», — резюмирует директор по связям с общественностью компании «Полюс» Виктория Васильева.

В витрине... коммуникация

Вы уже поняли, что на фестивале правила бал Мельпомена, муза театра, но не только. Выставка и мастер-классы, выступления звезд современного искусства стали истинным подарком жителям Магадана.

И в первую очередь, это фотовыставка «Возможности всесторонней коммуникации», которая посвящена такому, казалось бы, абстрактному явлению (в витрину его точно не поместишь), как... вы уже догадались — коммуникации. Но как можно, в самом деле, коммуникацию сделать музейным объектом?

«Современное искусство — это не совсем картины, это объекты. Выставка „Возможности всесторонней коммуникации“ состоит из фотографических произведений, в которые вкраплены кинетические произведения Вячеслава Колейчука. Проект посвящен коммуникации, общению, тому насколько оно может быть гладким, в каких областях жизни существовать, в каких формах происходить», — говорит куратор выставки Ольга Турчина.

Директор по связям с общественностью компании «Полюс» Виктория Васильева и директор Фонда развития культуры и современного искусства «Территория» Екатерина Якимова на открытии фестиваля «Территория»

«У Московского музея современного искусства огромные запасники. Когда ММОМА предложили фотографический проект, для нас это было неожиданностью и открытием. Мы посмотрели выставку и поняли ее смысл и значение. Для нас сам фестиваль „Территория“ и есть возможность всесторонних коммуникаций с жителями наших регионов. Нам кажется, что все удалось, а увидеть самим можно до 20 августа», — акцентирует директор по связям с общественностью компании «Полюс» Виктория Васильева.

И, конечно, важной частью фестиваля стала профессиональная программа: те самые мастер-классы, которые от профессионалов и для профессионалов. Среди них отметим лекцию Петра Дранги «О главном и второстепенном в творчестве и музыке», мастер-класс Полины Кардымон «Бытовая археология», мастер-класс Александра Шумилина «Как собрать спектакль-конструктор», лекция Екатерины Якимовой «Как идею превратить в проект» и многие другие.

Театр не похож на себя

Читка — это что? Полезный профессиональный формат. Помните, что Гоголь читал друзьям свои свежие пьесы? Задолго до того, как их ставили в театре? Современники говорят: часто у писателя получалось лучше, чем потом у актера. Теперь эти театральные эскизы приняты, когда выбирают спектакль для постановки. Под руководством режиссера актеры читают текст по ролям, по ходу расставляются акценты. Труппа как будто «примеряет» пьесу на себя. Как принято говорить в соцсетях, «до мурашек».

Вот идет читка пьесы «Август-6». Астронавт Саша путешествует в открытом космосе. Но пьеса не про космос... Точнее, не только про космос. Ведь путешествие — только в воображении маленького Саши, который фантазией хочет приглушить свинцовые мерзости гнетущей реальности. Текст написал драматург Андрей Иванов. «Оживил» — режиссер и актер из Мастерской Брусникина (Москва) Андрей Гордин. «Это очень классно написанная пьеса. У драматурга Андрея Иванова живой и понятный язык, прямолинейный и без претенциозности. Я очень „за“ такой детский театр. Мне нравится, что пьеса не сюсюкается и не боится поменять тональность по своему ходу, а в какой-то момент вообще бьет под дых», — делится он.

Я не попала на читку пьесы «Kill Кит» — о том, как охотятся на этих прекрасных животных. Программа фестиваля насыщенная, всюду не успеть. Но актера и постановщика Ивана Гущина застала сразу после читки, еще полного эмоций: «Я ничего не знал о Чукотке, о китах. То, что я увидел в исполнении ребят, зацепило. Мне кажется, это очень круто, и мне кажется, эта пьеса должна быть не только здесь, в Магадане. Я сам немного занимаюсь постановкой. Смотрел и думал, как это можно сделать. Может быть, куклами — про китов, было бы здорово».

Что мне бросилось в глаза — на фестивале было много постановок, где в фокусе — один актер, и зритель с ним как бы один на один.

Моноспектакль — по атмосфере действо, близкое к читке. Камерность, чувство единения публики и творцов, напряженная тишина, резкие взлеты эмоций... И все-таки — уже спектакль. Уже незримая, но сцена. «P.S. Ахматова» от Дмитрия Сердюка. Как будто о ней свидетельствуют люди, знавшие ее, — Иосиф Бродский, Евгений Рейн... Но она — словно в тени. Друзья гения объединяются, сливаются в коллективную фигуру Свидетеля — существа, которое знает Ахматову лучше, чем, может быть... она сама!

Актер Дмитрий Сердюк в моноспектакле «P.S. Ахматова»

Ощутить импульс мировой культуры

... Разъезжаются актеры и режиссеры, но многие элементы программы остаются в городе. До конца лета можно посетить выставку, а главное — что-то, мне кажется, поменялось в сердцах жителей сурового края. Как будто летнее Солнце, озаряющее просторы холодного моря, уже не зайдет никогда.

«Я искренне поздравляю нас всех с мощным успешным проектом. Спасибо „Полюсу“ за эту возможность и за нашу многолетнюю коллаборацию. Магадан — прекрасен! А главное, делая тут „Территорию“, осознаешь, что ты делаешь что-то очень важное, общаешься со всеми участниками из регионов, студентами и московскими артистами, экспертами, приехавшими в Магадан, меняешь сознание людей и делаешь жизнь в регионе интересней», — не скрывает эмоций Екатерина Якимова, директор Фонда развития культуры и современного искусства «Территория».

«Для Магадана фестиваль значит очень много. Глоток свежего воздуха? Для кого-то да, а для меня — та коммуникация, которая позволяет себя ощутить в мировом театральном пространстве», — говорит завсегдатай «Территорий» (не пропустила ни одну из трех, что состоялись в Магадане!) Татьяна Берснева.

Екатерина Исаева также не пропускает ни единого культурного события в Магадане. Это ведь город интеллигенции, так исторически сложилось, напоминает она, но только в последнее время «большая земля» вспомнила об этом. «Территория» — это, конечно, квинтэссенция того эликсира культуры, по которому так истосковались на северах, признается Екатерина. «Мы почему-то думали, что в третий раз „Территория“ в нашем городе не случится. Хватит, два раза было. И теперь мы испытываем вау-эффект. Для нас собрали настоящие сокровища. Ума не приложу, как организаторам это удалось», — взволнованно говорит молодая женщина.

Лучше не скажешь, поэтому мы и не будем. Спасибо, Магадан, ты был гостеприимен, спасибо, «Полюс», зрители говорят, что ты сотворил чудо — наверное, так и есть!

Подписывайтесь на канал +1 в Telegram

Автор

Лена Брессер