Составители толкового словаря английского языка Collins Dictionary назвали главным словом 2021 года аббревиатуру NFT — non-fungible token, что переводится как «невзаимозаменяемый токен». Сейчас она звучит буквально из каждого утюга — в соцсетях, СМИ, галереях и аукционных домах. Plus-one.ru собрал главные факты об NFT.
Эта сумма впечатляет еще больше, если учесть, что рынок NFT еще очень молод. Он связан с развитием технологии блокчейн (база данных, в которой в виде цепочки блоков содержится информация обо всех транзакциях участников системы, начиная с самой первой) и появлением криптовалют (разновидность цифровой валюты, которая построена на блокчейне). Первой криптовалютой стал Bitcoin, потом появились Ethereum, Ripple, Litecoin, Monero и другие. Токен — это своего рода ценные бумаги, выпущенные на определенной блокчейн-платформе. Его можно использовать как внутреннюю валюту платформы, на которой он был создан, или же продавать на биржах за криптовалюту.
Взаимозаменяемые токены обладают одинаковой ценностью, их можно легко обменять. Здесь можно провести параллель с обычными банкнотами: все купюры номиналом 1 тыс. руб. одинаковы, неважно, какая из них в итоге окажется в вашем кошельке.
В случае с NFT ситуация другая. Каждый невзаимозаменяемый токен представляет собой уникальный цифровой актив, который существует только в единственном экземпляре. Он закреплен за конкретным цифровым объектом — художественным изображением, музыкальным треком, игровой атрибутикой, 3D-моделью и так далее. Фактически NFT — это нечто вроде цифрового имущества, их можно продавать и покупать на маркетплейсах за криптовалюту.
Точкой отсчета, с которой начался рост популярности NFT, считается 2017 год. Тогда американская студия Larva Labs запустила проект по торговле анимационными персонажами на блокчейн-платформе Ethereum — CryptoPunks. Чуть позже возникла онлайн-игра в виде децентрализованного приложения (база данных которого хранится не на сервере разработчика, а на блокчейн-платформе) CryptoKitties, где за криптовалюту можно было покупать и коллекционировать виртуальных кошек. Пользователи были готовы платить десятки тысяч долларов за NFT таких пушистиков.
По данным агрегатора DappRadar (ведет мониторинг децентрализованных приложений на крупнейших блокчейн-платформах), в 2021 году объем продаж на рынке NFT достиг $23 млрд.
Художник Майк Винкельман, больше известный как Beeple, начиная с 2007 года, каждый день выпускал изображения в рамках проекта Everydays. На их основе был собран коллаж из 5 тыс. картинок, названный Everydays: The First 5000 Days. Весной 2021 года на аукционе Christieʼs эту работу в виде NFT продали за $69,3 млн. Цена цифрового произведения искусства превзошла стоимость физических картин многих известных художников. Пока что это самая дорогая сделка на рынке NFT.
Есть и другие примеры удачных продаж — российский художник Покрас Лампас спроецировал изображение одной из своих работ на бетонную конструкцию Чиркейской ГЭС в Дагестане. Фото проекции было переведено в формат NFT и продано на аукционе за $28,7 тыс.
Чтобы превратить цифровой объект в токен, нужны NFT-маркетплейсы. Алгоритм действий несложный: после регистрации на бирже необходимо загрузить файл с контентом. Площадка самостоятельно создает невзаимозаменяемый токен (этот процесс называется чеканкой), верифицирует его и выставляет на «виртуальную витрину». Остается только дождаться покупателя. Площадка берет комиссию, как правило, с автора цифрового объекта, но иногда и с покупателя. Размер комиссии зависит от условий конкретной площадки.
Среди наиболее популярных маркетплейсов — Rarible, Mintable, OpenSea, Solanart. По данным аналитического сервиса Chainalysis, самой крупной площадкой на сегодняшний день считается OpenSea.
Благодаря NFT представители креативных индустрий (художники, дизайнеры, аниматоры, музыканты) получили канал для монетизации своего творчества. Beeple — яркий пример того, что лозунг «художник должен быть голодным» в цифровую эпоху не актуален.
Двигают вперед рынок NFT, к примеру, коллекционеры, которые готовы платить большие деньги за возможность собрать коллекции с изображением игроков любимой футбольной команды, известных музыкантов или актеров. Огромную аудиторию представляют геймеры, которые могут покупать или зарабатывать игровые NFT-артефакты (костюмы, оружие, конкретных персонажей и так далее), переносить их из одной игры в другую, обмениваться ими с другими игроками или продавать, получая доход.
В NFT-лихорадку включаются и крупные бренды. Coca-Cola, Gucci, Nike и Adidas уже создают свои цифровые объекты в виде NFT. Так, Gucci выпустил виртуальные кроссовки.
А компания Nike приобрела NFT-студию RTFKT, создающую коллекционные предметы для метавселенных — виртуального пространства, где люди могут взаимодействовать посредством своих виртуальных аватаров.
Кстати, метавселенные — еще один набирающий популярность тренд, который ускорит развитие рынка NFT. Ведь право собственности в метавселенных, например на виртуальную землю, здания, объекты инфраструктуры, сейчас подтверждается именно при помощи невзаимозаменяемых токенов.
Рост популярности NFT радует тех, кто на этом зарабатывает, но вызывает тревогу у экологов. Дело в том, что для майнинга (производства) криптовалют и проведения транзакций, в том числе с невзаимозаменяемыми токенами, требуется много электроэнергии. Большая ее часть производится за счет ископаемого топлива, поэтому у майнинга, как правило, большой углеродный след.
Из-за этого некоторые цифровые художники отказываются от возможности заработать на NFT. Так, архитектор Крис Прехт решил не продавать свои цифровые арт-объекты в формате NFT, после того как подсчитал, что для производства токенов потребуется количество электроэнергии, которое он бы использовал за 20 лет жизни.
Правда, представители NFT-маркетплейсов уже говорят о том, что появились способы сделать майнинг «зеленее», отказавшись от супермощных компьютеров. Кроме того, майнинговые фермы легко перевести на более экологичные виды энергии, например, солнечную или ветряную.
Известен случай, когда аферист продал фейковые NFT от имени художника Бэнкси за $338 тыс. И хотя позже он вернул деньги, ничто не мешает мошенникам создавать цифровые копии произведений и продавать их под видом оригинальных. Пока даже на крупных площадках нет строгой проверки истории NFT, личности владельца и другой информации. Это поднимает вопрос о защите авторских прав и интеллектуальной собственности.
Еще одна распространенная схема мошенничества — создание фейковых страниц, имитирующих крупные NFT-площадки. Жертва вводит там свои учетные данные, по которым мошенники могут украсть средства с криптокошелька. Поэтому, как и в случае с банковскими приложениями, нужно быть очень внимательными.
Еще один фактор неопределенности — это регулирование. Рынок криптовалют и цифровых активов угрожает стабильности финансового сектора. Поэтому государственные органы пытаются создать свои «правила игры», что может увести криптовалюты в «серую» зону и поставить под вопрос развитие рынка NFT в правовом поле.
Недавно Центробанк РФ выпустил доклад, где подробно разбирает риски криптовалют, предлагая запретить их выпуск, обращение и обмен, а также любые операции с ними. NFT запрещать не планируется, при этом пока неясно, как будет происходить их покупка и продажа, ведь цифровые объекты продаются за криптовалюту.
Более того, правовой статус NFT пока не определен ни в одной стране мира. Считаются ли такие активы ценными бумагами? Если да, то как они должны регистрироваться, как будет регулироваться их обращение, как будет платиться налог с дохода после их продажи? Эти вопросы окажутся в фокусе внимания регуляторов в ближайшее время.
Уже разгораются и первые корпоративные скандалы. В январе этого года Nike подала иск в суд на платформу StockX. Как утверждают в компании, StockX продала более 500 несанкционированных NFT-кроссовок, обещая покупателям, что они смогут обменять токены на настоящую обувь. Nike обвинила платформу в нарушении прав на товарные знаки.
Многомиллионные сделки с цифровыми объектами привлекают на NFT-биржи все больше новичков. Многие уже понимают, что здесь можно не только заработать, но и потерять деньги. Не каждая цифровая работа в формате NFT будет продана, но автор в любом случае должен будет заплатить комиссию маркетплейсу.
Кроме того, рано или поздно возникнет вопрос, какую реальную ценность имеют цифровые активы? Пока основная мотивация покупателей и инвесторов — вписаться в модную «криптотему» и снять сливки с хайпующей индустрии. Но что будет через пару лет, когда интерес к ней пройдет и поток инвесторов истощится? Вероятно, на рынке останутся лишь несколько крупных проектов, заточенных на индустрию игр, метавселенные, новые финтех-сервисы и другие технологические тренды.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Автор
Наталья Горова