30.08.2019
21 минута на чтение

Города по уму

85-90% заказов такси в Москве совершается с помощью мобильных приложений, рассказал на днях заместитель руководителя ЦОДД, начальник ситуационного центра Александр Евсин. На сегодняшний день приезда машины в среднем приходится ждать 4-5 минут — это один из лучших показателей среди мегаполисов планеты.

 

Большая игра в большие данные

В мировом рейтинге цифровизации, который составляет ООН, Москва обогнала 40 крупных городов и оказалась на первом месте. Многое из того, что легло в основу этого результата, неочевидно для среднестатистического москвича. Как отмечает вице-мэр российской столицы Владимир Ефимов, упростилась работа муниципальной «кухни» — взаимодействие правительства города и его подрядчиков. Но кое-что трудно не заметить и горожанам. Если раньше только 25% москвичей, обращаясь к сервису госуслуг, с первого раза получали желаемое, а остальных заворачивали (подписи не те, справок недостаточно), то сейчас для 75% первый поход в «Мои документы» оказывается единственным и результативным, говорит Ефимов. Точка перелома была пройдена, когда компьютерная система взяла на себя взаимодействие с многочисленными ведомствами, что позволило внедрить идею «Единого окна»: человек приходит с проблемой, а решает ее машина. Эпоха очередей и «ваша справка истекла вчера» воспринимается как далекое прошлое — а ведь эта революция произошла на наших глазах.

Конечно, цифровизация — это не только муниципальные услуги в электронном виде. Полный список опций, входящих в это понятие, можно почерпнуть из паспорта программы «Умный город». Перечислим вкратце:

  • – вовлечение граждан в процесс развития города;
  • – создание «цифрового двойника» мегаполиса — виртуальной системы, которая дублирует реальность и «живет» параллельно с ней;
  • – «умная» среда — будь то транспорт, ЖКХ, безопасность или экология.
Программа «Умный город», которую готовятся запустить в России, практически не имеет мировых аналогов. Предполагается перевести на цифровые рельсы управление в 180 городах с населением от 100 тыс. человек. Это потребует инвестиций в 13 млрд руб.

«Под «умным» городом (...) понимается инновационный город, который внедряет комплекс технических решений и организационных мероприятий, направленных на достижение максимально возможного в настоящее время качества управления ресурсами и предоставления услуг, в целях создания устойчивых благоприятных условий проживания и пребывания, деловой активности нынешнего и будущих поколений».

Из материалов Центра стратегических разработок

 

Но что лежит в основе процесса, что является «пищей» для цифрового муниципального организма? Это большие данные, пишет урбанист Александр Гонфалоньери в статье «Большие данные и «умный» город: как мы можем к этому подготовиться?» Это легко понять на простых примерах, говорит автор. Скажем, вы въезжаете на автостоянку, и система подсказывает вам свободное парковочное место, оптимально подходящее вам с точки зрения расстояния до работы, ваших привычек и паттернов передвижения. Как говорит Мартин Пауэлл, глава отдела городского развития в Глобальном центре передового опыта Siemens «Города», «как только вы увидите данные, вы сможете повысить эффективность практически любой системы более чем на 30%. Города продолжат упускать эту выгоду, пока не интегрируют разные типы инфраструктуры».

Каждую неделю по всему миру в города перебирается 1,3 млн человек. К 2050 году в них будет жить 68% населения планеты. Управление такими «человеческими муравейниками» немыслимо без современных технологий, в первую очередь — искусственного интеллекта.

Собственно, со сбора больших данных российская столица и начинала. Департамент информационных технологий Москвы ежегодно приобретает у сотовых операторов обобщенные данные о том, как жители города добираются до работы, где делают покупки, как часто ездят на дачу и так далее. Сведения закупаются с 2015 года, а в 2018-м на это было потрачено 101,8 млн руб. Единицей измерения становится участок 500 на 500 метров. Из сочетаний таких информационных «атомов» вырисовывается общая картина. Это позволяет Москве выстраивать транспортную и градостроительную политику: город проектирует новые дороги, сеть торговых, офисных и развлекательных локаций так, чтобы людям было удобно. Большие данные в Москве применяются и для контроля состояния окружающей среды, в том числе мониторинга выбросов промышленных предприятий и прогнозирования загрязнения воздуха. Открытость и доступность информации о состоянии природной среды — ключевые принципы экологической политики Москвы, сообщили +1 в ГПБУ «Мосэкомониторинг». Данные автоматических станций контроля загрязнения воздуха в режиме реального времени отображаются на сайте mosecom.ru. Среди них — атмосферное давление, температура, влажность, дальность видимости, концентрации загрязняющих веществ. По данным «Мосэкомониторинга», с 2010 года вредные выбросы в столице сократились более чем на 220 тыс. тонн, включая оксиды азота и взвешенные частицы (например, концентрации РМ10 — частиц пыли, сажи, солей диаметром менее 10 микрометров, или 0,01 мм, — снизились в 1,5 раза), которые ВОЗ относит к самым опасным загрязнителям атмосферы.

Огромную роль играет и информация, которую люди «скармливают» интернету сами, говорит американский медиатеоретик Лев Манович. «Ваш пост в Инстаграме — это уже большой информационный объект. Вы публикуете текст и изображение, и там также могут быть хэштеги, геотег, время публикации, лайки и комментарии. Каждый пост несет с собой 5–10 типов информации. Это главная эстетическая платформа сегодня», — говорит Манович. Как так вышло, что Москва, пейзажи которой раньше годились разве что для картин про «ад социалистического лагеря», вдруг стала не просто напоминать, но и порой превосходить с точки зрения эстетики европейские городские ландшафты? Это случилось потому, что Москва умеет работать с пользовательским контентом. Такое колоссальное количество данных обрабатывается и формализуется с помощью искусственного интеллекта. Некоторые думают, что мэр прочитает в соцсети, как плохо в таком-то районе, поедет туда и все станет хорошо. Наверное, в районном городе так и есть, но в мегаполисе это не работает.

Москва остается лидером не только в мире — до нее далеко, увы, и другим российским городам. Аналитический центр при правительстве провел мониторинг регионов РФ. Выяснилось, что среди них у 45 из 79 отсутствуют собственные программы диджитализации. Лишь три региона — Ханты-Мансийский автономный округ, Челябинская и Оренбургская области — имеют проекты с применением сквозных технологий.

 

Обратим внимание на такой пункт «Умного города», как создание «цифрового двойника». У вас наверняка встал вопрос о том, как высокотехнологичная цифровая инфраструктура взаимодействует с традиционной, реальной. Скажем, в столице давно можно заказать визит сантехника через приложение, но что делать с километрами ржавых труб? Именно эти задачи решает «цифровой двойник» — компьютерная модель, которая тем не менее живет реальной жизнью. Она «знает», что температуры понизились, наступила осень, но в таком-то районе трубы так себе и, скорее всего, их прорвет. Знает — значит, может снизить риски. Например, заранее заложить необходимость ремонта или перевести аварийные бригады в проблемном районе в режим повышенной готовности. Конечно, это космос: человеку, который едва учится планировать собственные время и бюджет, невозможно даже вообразить, сколько информации приходится собирать и мгновенно обрабатывать в масштабах мегаполиса.

 

После России в мировых лидерах по цифровизации — города Китая. Так, в Нанкине установлены датчики в 10 тыс. такси, 7 тыс. автобусов и 1 млн частных автомобилей. Пассажиры получают уведомления на смартфоны, городские власти прокладывают новые маршруты для ликвидации заторов, избегая затрат на строительство новых дорог.

 

«Сначала — человек, а потом — технологии».

«Сначала — человек, а потом — технологии»Спецпредставитель мэра Парижа — о приоритетах умных городов во Франции

 

Рынок на триллионы

«Умные» города и прочие цифровые игрушки — удовольствия далеко не дешевые. Но где, как не в мегаполисах, в них играть? Ведь деньги чем дальше, тем больше концентрируются именно там. По данным McKinsey, 60% мирового ВВП генерируется в 600 городах. Исследователи прогнозируют, что к 2025 году в их число войдут 136 новых городов из развивающихся стран и 100 из них будут китайскими. Именно они в первую очередь станут потребителями цифровых и устойчивых технологий.

Smart City — быстро растущий рынок, объем которого к 2025 году может превысить $2 трлн. Возглавляют процесс глобальные поставщики решений для больших данных, блокчейна и интернета вещей — IBM, Cisco, Google, Siemens, Libelium. Для «умных» городов также характерно развитие платформенных решений: согласно прогнозу Navigant Research, к 2027 году объем мирового рынка платформ для smart city достигнет $755 млн. Развитие рынка «умных» городов подогревается трендом на так называемые «устойчивые инвестиции» — в проекты, направленные на достижение целей устойчивого развития: их объем в начале 2018 года превысил $30 трлн, увеличившись с 2016 года на 34%.

 

Помимо IT-гигантов, участниками рынка становятся многочисленные мелкие и средние технологические, инжиниринговые и консалтинговые компании. Благодаря программам поддержки начинающих предпринимателей такие лидеры «умного» городского развития, как Дубай, Барселона и Cан-Франциско, стали центрами притяжения для стартапов, развивающих сквозные технологии.

С 2012 года власти Барселоны внедряют технологии для оперативного управления городом и планирования городского развития. Технологии внедрены во все сферы жизни — транспорт, ЖКХ, безопасность, здравоохранение, защиту окружающей среды и др. Цифровая инфраструктура в Барселоне представляет собой систему из трех уровней. Первый — это различные датчики и камеры, которыми оборудовано все городское пространство — от светофоров и электросетей до мусорных бачков. Второй уровень представлен платформой Sentilo. Она собирает полученные сведения и стандартизирует их. Довершает инфраструктуру платформа обработки, хранения и анализа данных City OS. Информация доступна для горожан. В инновационных лабораториях, расположенных по всему городу, проходят семинары и курсы по технологической грамотности, которые может посетить любой желающий.

 

 

Все для человека

Однако проекты городов будущего — не соревнование технологий и не только рынок. В IT-корпорации Cisco отмечают, что главная цель smart city — улучшить жизнь людей. Недостаточно построить город с футуристичным дизайном и начинить его сложной электроникой. Подтверждением этого могут служить истории провала таких городов, таких как Сонгдо в Корее или Лаваса в Индии, которые остались малозаселенными резервациями для богатых. Когда это стало очевидно, концепция высокотехнологичного города сменилась концепцией «умного» устойчивого города, определение которому дал Международный союз электросвязи (ITU).

«Умный» устойчивый город — это инновационный город, использующий информационно-коммуникационные технологии и другие средства для повышения уровня жизни, эффективности деятельности и услуг в городах, а также конкурентоспособности при обеспечении удовлетворения потребностей настоящего и будущих поколений в экономическом, социальном, природоохранном, а также культурном аспектах.

Концепцию «умного» города нередко критикуют за элитизм: она, по мнению критиков, якобы игнорирует людей с невысоким уровнем дохода — роль простых граждан в управлении таким городом недостаточна. Отмечается, что бедные слои населения, которым подчас недоступны современные гаджеты, не смогут воспользоваться приложениями, которые должны сделать жизнь комфортнее. Однако все решаемо, если в проект «умного» города заложен элемент устойчивости, например — снижение бедности. Цифровизация предлагает решения по управлению финансами для людей, у которых нет доступа к банковской системе. Технологии 3D-печати решают ключевую для борьбы с бедностью задачу — быстрое строительство недорогого жилья. В мире существует немало общественных движений, продвигающих цифровую грамотность для уязвимых групп населения и требующих от государства адаптировать людей к прогрессу, а прогресс — к их нуждам.

«Если города готовы платить за технологию, чтобы стать «умными», они обязаны вложить достаточно ресурсов для того, чтобы все граждане получили полноценный доступ к этой технологии с выгодой для себя, — утверждает Мара Балестрини, эксперт в области технологического консалтинга. — Это можно сделать с помощью образовательных программ и тренингов на уровне сообщества, хакерспейсов, семинаров по программированию… Некоторые из этих программ «вырастают» из добровольческих или частных инициатив, но некоторые должны реализовываться в рамках государственной политики и гарантироваться законодательством».

Города будущего будут конкурировать между собой не только по финансовым, но и по социально-экологическим показателям. Основатель Evercity Алексей Шадрин отмечает, что Международный союз электросвязи планирует составить рейтинг на основе сформулированных экспертами ООН показателей эффективности «умных» устойчивых городов: «Они делятся на три группы — социальная сфера, экономика и окружающая среда. На официальном сайте инициативы по «умным» устойчивым городам можно ознакомиться с кейсами Дубая, Сингапура и Москвы. Можно сделать вывод, что именно эти города рассматриваются в качестве лидеров». В системе Европейской экономической комиссии ООН «умных» устойчивых городов 19 показателей из 71 связаны с экологией. «Умный город — это экологичный город. Этому определению в полном смысле соответствует российская столица, где вся политика построена на снижении загрязнения окружающей среды и повышении качества жизни населения», — рассказали +1 в «Мосэкомониторинге».

 

Цифровая Ганза: города против климатических изменений.

Цифровая Ганза: города против климатических измененийГлава цифровой экосистемы Evercity — о «третьей силе» в борьбе за устойчивое развитие

 

Приказано поумнеть

В планах правительства к 2024 году — сделать так, чтобы российские города «поумнели». Цель проекта «Умный город», который реализует Минстрой в рамках национальных проектов «Жилье и городская среда» и «Цифровая экономика», — диджитализация процессов управления, повышение эффективности городской инфраструктуры. По состоянию на июль 2019 года, 62 региона подтвердили свое участие в цифровой трансформации.

По итогам 2018 года объем рынка технологий для «умного» города в России превысил 81 млрд руб. Отечественные проекты полнее всего представлены в таких сферах, как транспорт, безопасность, финансы, коммунальные услуги и образование (электронная школа). От рынка США или ЕС российский рынок отличается тем, что его флагманами стали не частные технологические компании, а госкорпорации — «Ростех», «Росатом» и «Ростелеком».

Эксперименты с развитием «умного» города в России начались с Иннополиса в Татарстане. Он был построен в 2012-2015 годах как научно-исследовательский и деловой центр для разработки и внедрения инноваций в сфере IT. В 2019 году население города составило 3 тыс. человек, число компаний-резидентов особой экономической зоны Иннополиса — более 80. К услугам проживающих и работающих в городе людей — круглосуточный консьерж-сервис с виртуальным помощником и беспилотное такси (работает в тестовом режиме). Двери в чудо-городе открываются по отпечатку пальца. В скором будущем появится сеть 5G.

 

В 2018 году правительство Санкт-Петербурга утвердило концепцию «Умный Санкт-Петербург». Прошлой осенью Саров, Тольятти, Воронеж, Краснодар, Сочи, Новороссийск, Иннополис и Магас вошли в Международный клуб устойчивых и умных городов (ISSCC). Он объединяет населенные пункты, исследовательские институты и другие организации, заинтересованные в разработке и внедрении технологий для решения социально-экономических и экологических проблем.

 

В столице функционирует Единая мобильная платформа города Москвы (сотрудничает в том числе с независимыми разработчиками) — экосистема мобильных сервисов, которая позволяет жителям быстро и легко получать электронные услуги. Ей пользуются 6,5 млн москвичей.

В качестве инструмента «цифровой демократии» создан портал «Активный гражданин», где москвичи могут оценивать городские проекты, голосовать за те или иные решения — например, выбирать кандидатов на звание врача года. На портале провели свыше 4 тыс. голосований, число пользователей платформы перевалило за 2 миллиона.

Единая медицинская информационно-аналитическая система упростила доступ жителей к медицине, объединив 660 медучреждений и 23 тыс. медработников. На платформе можно записаться к врачу онлайн и получить электронный рецепт, оставить отзыв о работе медиков и медучреждений. В 368 взрослых и детских поликлиниках введена подсистема «Дежурный врач», созданная для пациентов, которым необходим прием в день обращения. 6,3 млн жителей столицы имеют электронные медкарты. Бумажные аналоги оснащаются радиометками, чтобы их можно было в случае чего быстро отыскать.

 

Москва «умнеет» быстрее других городов России.

Москва «умнеет» быстрее других городов РоссииСоучредитель Совета по экологическому строительству — об успехах диджитализации столицы

 

Московская интеллектуальная транспортная система объединяет более 2 тыс. светофоров, 3,5 тыс. детекторов мониторинга дорожного движения, 2 тыс. камер видеонаблюдения. В метро действует система видеонаблюдения с распознаванием лиц. На портале transport.mos.ru можно оперативно отслеживать ситуацию на дорогах. Мобильные приложения «Метро Москвы» и «Мосгортранс» помогают реализовывать концепцию «Мобильность как услуга» (MaaS), которая предполагает выбор в режиме реального времени оптимальных маршрутов, времени и стоимости передвижения «от двери до двери». Стратегическими проектами стали развитие беспилотного транспорта со всей необходимой инфраструктурой (парковки, заправочные станции, сети датчиков) и разработка мобильного сервиса для владельцев автомобилей с «нулевым выбросом». Последний предлагает льготы и преференции при покупке, парковке и обслуживании электрокаров.

 

Приложение Lyft агрегирует такси, метро, автобусы и велопарковки, чтобы стать единым транспортным сервисом Нью-Йорка.

Приложение Lyft агрегирует такси, метро, автобусы и велопарковки, чтобы стать единым транспортным сервисом Нью-ЙоркаК концу сентября пользователи сервиса заказа такси Lyft в Нью-Йорке смогут находить в приложении расписание движения метро, автобусов и график работы парковок городского велопроката.

 

Стратегия Москвы «Умный город — 2030» определяет приоритеты, цели и задачи дальнейшего развития в сфере цифровых технологий в столице: использование сквозных технологий, создание безбарьерной среды, примат цифрового документа над его бумажным аналогом. Важное место в стратегии занимает улучшение экологической ситуации, в том числе адаптация к климатическим изменениям. Городская платформа экологического мониторинга Москвы должна будет работать с использованием интернета вещей, больших данных и искусственного интеллекта для контроля, анализа и прогнозирования состояния воздуха, воды и почвы в онлайн-режиме.

 

Апдейт по уму или от ума

На пути к «интеллектуальности» и социально-экономической устойчивости российским городам придется преодолеть две взаимозависимые проблемы — изношенность инфраструктуры и дефицит средств в муниципальных бюджетах. Так, в Московской области износ жилищно-коммунальных систем превысил 60%, и только на решение первоочередных проблем требуется около 30 млрд руб., посчитали эксперты Центра стратегических разработок. С ветхими зданиями и ржавыми трубами самая продвинутая цифровая инфраструктура не в состоянии значительно поднять уровень жизни людей. Преодолеть разрыв цифрового и физического возможно за счет повышения эффективности расходов федерального и муниципального бюджетов, привлечения частных инвестиций (возможно, с созданием особых экономических зон по примеру Иннополиса) и программ краудсорсинга, с помощью которых граждане смогут финансировать объекты и сервисы, которые им интересны.

Однако со стороны вызовы цифровизации выглядят иными. Кажется, что программе апдейта российской экономики не хватает стратегической осмысленности и понимания российской реальности. Об этом говорят невнятные цели проекта «Умный город», отражающие болезненную увлеченность технологиями и оставляющие без внимания конкретные проблемы. К примеру, повышение доступа к здравоохранению и образованию не означает роста качества медицинских и образовательных услуг.

Еще один аргумент в пользу тезиса о недостатках — непонимание регионами подходов и способов цифровой трансформации. Диджитализация — это не «железки», ведь иначе Сонгдо и Лаваса стали бы привлекать молодых людей со всего мира не меньше, чем Барселона и Сингапур. За всеми технологиями стоят люди, и результаты цифровизации будут зависеть от того, кто будет ее делать, особенно на местах. Насколько можно судить, пока кадровый вопрос еще не решен. Повозка бежит впереди лошади, а истории известно, чем заканчиваются такие проекты. Другое дело, если диджитализацию удастся сочетать с воспитанием лидеров цифрового мира и реальным включением в процессы управления активных граждан. Реальные проблемы страны поможет решить синтез людей и «умных» технологий.

На вашей почте письмо со ссылкой для подтверждения подписки