Эко занесло

Большинство россиян не могут отличить органические продукты от обычных из-за трудностей с пониманием маркировки, говорится в исследовании Роскачества. Так, покупатели не видят разницы между понятиями «био», «эко», «органик» и «натуральный». По закону сертификацию гарантирует только маркировка «органик». Plus-one.ru попросил экспертов оценить результаты исследования и разъяснить покупателям, как избежать путаницы.

Покупательница в магазине в Москве во время пандемии коронавируса COVID-19

Более 80% россиян стараются выбирать органические продукты. Об этом заявили представители Роскачества, опросившие 1 тыс. совершеннолетних жителей России из городов с населением свыше 100 тыс. человек.

При этом 66% респондентов считают, что маркировки «органический» и «натуральный» идентичны, а 54% не видят разницы между значениями «эко» и «органический». 64% чаще всего выбирают товары с маркировкой «натуральный». А вот товары с меткой «органик», которые действительно соответствуют высоким экологическим стандартам и сертифицированы Минсельхозом РФ, предпочитают лишь 17% опрошенных. Выходит, вместо здоровых продуктов питания люди чаще покупают еду с пестицидами и усилителями вкуса, поскольку выбирают продукцию с маркировкой, которую можно использовать без подтверждения соответствующих качеств. По факту в этом случае производители занимаются гринвошингом, давая ничем не подкрепленные заявления об экологичности своих товаров.

По данным опроса, мужчины стремятся покупать органику чаще женщин — 28% против 22%. Наибольший интерес к данному типу продуктов зафиксирован в возрастной группе от 18 до 24 лет. Самый высокий процент жителей, постоянно покупающих более здоровую продукцию, — в Сибири (30%), самый низкий — в Центральном федеральном округе (22%).

Потребителям недостает информации

«Большинство людей сегодня путают понятия, смешивают органическую продукцию с фермерской, экологической, „без химии“ и так далее. Для них все это одинаково. При этом настоящие проверки проходит только органическая продукция, она отмечается единым знаком. Она полностью натуральна, без вредных химикатов, антибиотиков, ГМО», — пояснил Plus-one.ru председатель правления Союза органического земледелия, член Общественного совета Минсельхоза РФ Сергей Коршунов.

По словам эксперта, понятие органической продукции было установлено Федеральным законом № 280, который вступил в силу чуть более года назад — 1 января 2020 года. За это время власти не успели донести до большинства россиян информацию о его существовании. «Необходима масштабная информационная кампания в государственных СМИ, чтобы люди знали, как отличить органическую продукцию. Союз органического земледелия предлагает также включить ее в поставки питания, которое отгружается в школы, детские сады и медучреждения», — отметил Сергей Коршунов.

Схожего мнения придерживается исполнительный директор Союза производителей органической продукции Олег Мироненко. «Запустив процесс с органикой, наше государство не приняло никакой федеральной программы, которая бы рассказала людям, что этот товар появился на полке. А любую пустоту всегда заполняет фальсификат. Пока власти только обозначили, что входят в эту тему, но реально еще туда не вошли», — считает специалист.

В то же время Олег Мироненко подчеркнул, что до настоящего момента в России не было ни одного громкого дела по поводу несоответствия продукции с «органической» маркировкой ее заявленному качеству, а это значит, что Роспотребнадзор пока что не начинал проводить проверки сертифицированных товаров после того, как они заносятся в реестр Минсельхоза РФ.

По оценкам исполнительного директора Союза производителей органической продукции, результаты исследования Роскачества немного завышены. «Я бы оценил долю населения, способного приобретать более здоровую продукцию, максимум в 60%. С моей точки зрения, 80% — цифра слишком смелая. [...] Все-таки цена является для потребителей важным показателем, который отпугивает некоторых от выбора здоровой пищи, просто потому что она более дорогая», — сообщил Олег Мироненко. Реальная доля россиян, регулярно покупающих настоящую органику, по мнению эксперта, составляет около 1%.

Автор блога ImOrganic Анастасия Приказчикова рассказала Plus-one.ru, что покупатели могут избежать путаницы в маркировке, ориентируясь на два проверенных товарных знака. Первый — государственные знаки «органический» и «органик», второй — независимая экомаркировка I типа «Листок жизни». «Для людей, у которых нет времени вникать в состав и углубляться в изучение товаров, это простой, понятный и узнаваемый ориентир. С помощью этих двух меток можно отличить действительно здоровую продукцию от любой другой», — считает Анастасия Приказчикова.

Как пояснила эксперт, российским властям предстоит работать над повышением информированности и доверия граждан к экологической маркировке, чтобы стимулировать спрос на товары ответственных и добросовестных производителей. Примером успешных зарубежных кампаний по экомаркировке эксперт назвала «Северного лебедя» (Швеция) и «Голубого Ангела» (Германия) — «Оба бренда обладают высоким рейтингом доверия среди жителей своих стран», — заявила блогер.

Кстати, на российском рынке также продаются импортированные органические продукты: как правило, они сертифицированы и маркированы «Зеленым листком» — системой стандартов, действующей на территории всех стран ЕС. Однако стоит иметь в виду, что помеченные «Листком» товары не перепроверяются российскими контрольными органами.

Что ждет российские системы экомаркировки

Как отмечала заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева, проблема не в количестве систем экосертификации, а в их качестве и масштабе. Так, на сегодняшний день в реестре Росстандарта, который является официальным регистратором систем сертификации, можно найти свыше 30 различных эколицензий, которые выдаются и отдельным продуктам, и целым компаниям. Однако все они имеют лишь декларативный, а не нормативный статус. По мнению Елены Саратцевой, в стране не хватает экомаркировки, которая имела бы силу национального бренда.

Одной из наиболее заметных за последнее время инициатив стала экомаркировка, которую разрабатывает Лига зеленых брендов. Она была запущена в 2020 году объединением крупных международных компаний и консалтинговым агентством «Делойт» СНГ. В конце минувшего года создатели Лиги представили систему двухэтапной оценки, благодаря которой представители бизнеса могут сертифицировать свое дело по управленческим, экологическим и социальным показателям.

«Экологичность — это одна из самых важных тем. Лига это принимает и понимает. Это то, что важно и для производителей товаров повседневного спроса, и для добывающих компаний, и для телекоммуникационных. Конечно же, социальные аспекты и корпоративное управление важны, но критерии оценки выстроены с уклоном в экологический аспект», — отметил эксперт «Делойт» СНГ Иван Кухнин, отвечавший за подготовку методологии для новой системы сертификации.

На первом этапе компании, претендующие на участие в Лиге зеленых брендов, должны пройти анкетирование, которое поможет выявить уровень бренда. На втором этапе бренды оценивает экспертный совет Лиги. Участниками второго этапа уже стали 20 компаний и брендов, среди которых — Dove, «Чистая Линия», АФК «Система», ПАО «Вымпелком», банк «Центр-инвест», Domestos и другие.

Экспертный совет Лиги называет своими главными задачами информирование населения об ответственном бизнесе и «зеленой» продукции, а также борьбу с гринвошингом.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Георгий Кожевников