Клеймо на пачке

25 октября в мире впервые отмечается День экомаркировки. Специально к этой дате Plus-one.ru решил рассказать о том, как работает система маркировки товаров и почему компании, потребители и сертифицирующие организации часто находят в значках на упаковке разные смыслы.

В этом году 25 октября более чем в 50 странах мира проходят мероприятия, посвященные применению экомаркировки. Присоединиться к акции могут компании, общественные организации и простые потребители. Дополнительная информация — на сайте Всемирной ассоциации экомаркировки (GEN).

Согласно маркетинговым исследованиям, большинство покупателей готовы выделять на принятие решения о покупке товара в магазине только ограниченное время. В такой ситуации на помощь приходит маркировка — знак, обозначающий соответствие товара требованиям определенного стандарта и помогающий рядовому потребителю выделить продукт из ряда других. Покупатель обычно ищет надписи «эко», «био», «фермерский», «органик», «без ГМО», однако они не гарантируют важных экологических характеристик продукта, которые остаются всецело на совести производителя. Только после прохождения независимой сертификации компания получает право использовать ту или иную зарегистрированную маркировку.

Сертификация включает оценку всех этапов жизненного цикла, начиная с добычи и переработки сырья, производства компонентов, до этапа непосредственного использования, переработки или утилизации продукта и упаковки. Оценке подвергаются экологические, экономические и социальные аспекты деятельности предприятия, включая использование возобновляемых ресурсов, энергоэффективность, социальную политику в отношении партнеров и сотрудников.

В России растет спрос на здоровый образ жизни и благоприятную окружающую среду, как следствие, формируется спрос на продукты, которые в обиходе называют «зелеными», органическими, фермерскими или экологичными. Согласно опросу Экологического союза и Экобюро GREENS, в маркировках разбираются четверть опрошенных россиян. Самые узнаваемые для потребителей знаки на продуктах — российская программа сертификации «Листок жизни» (в том числе требует производить однослойную перерабатываемую упаковку, разделять и перерабатывать отходы, учитывать потребление ресурсов), европейская добровольная схема экомаркировки EU Ecolabel (направлена на снижение воздействия продукта на окружающую среду от производства до утилизации), европейский стандарт органического сельского хозяйства EU Organic и маркировка для упаковок из древесины FSC. Также есть две отраслевые маркировки, с которыми часто сталкиваются российские потребители: программа сертификации устойчивого сельского хозяйства UTZ, знак которой можно увидеть на горячих напитках, например, на пачках кофе в IKEA, и программа экологической сертификации рыболовства MSC, ее значок есть на роллах с рыбой в McDonald’s.

Знаки сертификации продуктов

Руководитель направления по работе с клиентами Экологического союза Алеся Орлова отмечает, что наибольший интерес к сертификации проявляют именно производители пищевых товаров, но при этом совершенно не отличают «органическое» от «экологического». При этом она указывает: «В связи с особенностями российского рынка, часто подход экологической сертификации для компании оказывается предпочтительным или даже единственно возможным на данный момент».

По словам Орловой, количество запросов от производителей по поводу получения сертификации свидетельствует о растущем спросе со стороны покупателей. Она отмечает, что у бизнеса получается эффективно просвещать потребителей, грамотно рассказывая о преимуществах собственной сертифицированной продукции. Орлова подчеркивает: «В России пока недостаточно просто поставить знак на упаковку с экомаркировкой, необходимо работать, рассказывать, в чем заключается экологичность товара, тогда она имеет эффект».

Ухудшение экологической ситуации, которое отражается в том числе на качестве продуктов, заставляет людей шире смотреть на вопросы собственного благополучия. Им приходится замечать связь между собственным здоровьем и состоянием окружающей среды. В этих условиях остается надеяться, что спрос на экопродукцию продолжит расти, стимулируя производителей формировать все более качественное предложение.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Лариса Фернандес