Волна обвинений в дезинформации потребителей прокатилась по западным брендам в конце июня — она затронула Coca-Cola, New Balance, Unilever и десятки других крупных компаний. Экологи из двух независимых организаций уличили производителей в искажении, замалчивании и приукрашивании данных об их влиянии на природу, то есть в так называемом гринвошинге. Plus‑one.ru рассказывает, на чем именно попались компании и что они ответили на критику.
В последний день июня некоммерческий фонд содействия устойчивому развитию The Changing Markets опубликовал исследование, согласно которому 50 крупных западных брендов формируют у покупателей неверные представления о своем позитивном влиянии на экологию Земли. Критике подверглись Unilever, Asos, Cos, Gucci, H&M, P&G, Coca-Cola и масса других компаний. Экологи уверяют, что практика фальсификации и преувеличения экологичности товаров и услуг носит массовый характер.
Среди самых распространенных видов гринвошинга — заявления об использовании в упаковке вторичного пластика, в том числе выловленного из океана, без уточнения жизненного цикла, то есть пригодности к повторной переработке. По словам экологов, таким образом компании отвлекают внимание от своего реального влияния на природу. Как заявил один из управляющих The Changing Markets Джордж Хардинг-Роллс, выявленные нарушения — лишь вершина айсберга, и крайне важно, чтобы власти серьезно отнеслись к ним.
Так, британскую компанию Unilever, производящую широкий ряд пищевой продукции, косметики и бытовой химии, уличили в том, что она заменила пригодные к переработке ПЭТ-бутылки Dove на мягкие пакеты, пытаясь тем самым усилить тенденцию «рефила» — то есть повторной заправки уже купленных емкостей. Подобная практика должна была способствовать циклической экономике. Однако мягкие пакеты Dove непригодны для переработки, поэтому действия Unilever оказывают негативное влияние на вовлечение вторсырья в оборот.
Компании Gucci досталось за неуместное использование слова «ответственный» на предметах женской одежды из смеси вискозы и синтетической материи. По мнению экологов, присутствие синтетики полностью нивелирует экологические качества ткани и делает ее непригодной для переработки.
Бренд H&M подвергся критике за рекламную кампанию с участием молодых климатических активистов. Экологи заявили, что производитель одежды построил углеродоемкий бизнес, широко использует синтетические материалы и планирует к 2030 году увеличить производство, но при этом создает у покупателей впечатление, что уделяет большое внимание заботе об окружающей среде, по факту занимаясь обелением собственного имиджа.
Не забыли экологи и про Coca-Cola. По их словам, представители компании потратили миллионы долларов на продвижение инновационной технологии, которая позволяет изготавливать бутылки из смеси фабричного (75%) и выловленного из моря (25%) пластика, однако нигде не упомянули, что остаются самым большим в мире производителем пластиковых отходов. Также компанию упрекают в нереализованном проекте бумажной бутылки для напитков, презентацию которой она провела в 2020 году, а еще — в недостаточном финансировании системы сбора пустой тары.
Американский концерн P&G оказался под прицелом «зеленых» из-за недобросовестного маркетинга специальной серии шампуня Head&Shoulders, разлитого в бутылки из собранного на пляжах пластика. По словам экспертов The Changing Markets, такая тара не подлежит дальнейшей переработке, а значит — у нее короткий жизненный цикл, поэтому подобное решение нельзя назвать экологичным.
Полный список гринвошинг-активностей западных брендов, выявленных экологами, собран на ресурсе Greenwash.com.
Представители международной пресс-службы Coca-Cola заверили Plus-one.ru, что не хотят видеть упаковку от своей продукции там, где ее не должно быть, и пытаются найти способ этого добиться. «Мы задались целью к 2030 году собирать или перерабатывать столько же банок и бутылок, сколько мы продаем», — пояснили представители Coca-Cola. Также они напомнили, что в 2019 году разработали около 300 образцов бутылок из переработанного морского пластика для газировки, чтобы показать, как «однажды остатки мусора могут быть использованы в переработанной упаковке».
В P&G нашему изданию рассказали, что создание бутылки Head&Shoulders из пластика было одним из первых шагов компании на пути к повышению ответственности ее косметических продуктов и помогло ей внедрить переработанное сырье в линейку упаковки. В то же время представители предприятия опровергли слова The Changing Markets и заверили, что бутылка Head&Shoulders из морского пластика пригодна к переработке.
Представители российского отделения Unilever заявили Plus-one.ru, что не могут комментировать продукты Dove, которые не представлены на местном рынке. В международном отделении компании отказались от комментариев.
Чуть ранее — 22 июня — французский природоохранный союз Zero Waste France подал в суд на Adidas и New Balance из-за дезориентирующей рекламной кампании, которой производители одежды сопровождают распродажи кроссовок. По мнению экологов, с помощью слоганов «Почитая природу», «Конец загрязнению пластиком» компании пытаются преподнести покупку их обуви как способ спасти планету. Специалисты уверены, что стимуляция потребления оказывает на природу негативный эффект.
В частности, компания Adidas продвигает линейку кроссовок FutureCraft Footprint как возможность «оставить нулевой углеродный след в истории», но, по словам экологов, не говорит о негативном влиянии переработки полиэстера на природу. «Заверениям производителей часто не хватает точности, выгоды преувеличены. Так, Adidas говорит о наличии „50% переработанных материалов“ в линейке FutureCraft Footprint, но из текста маленьким шрифтом мы узнаем о том, что это относится только к верхней части ботинка», — указывают в Zero Waste France.
Так, по данным исследования Atlas du Plastique, подготовленного международной группой ученых, ежегодно производство синтетического полиэстера приводит к эмиссии 706 млн тонн CO2, столько же выбрасывают 185 угольных электростанций.
Также критика обрушилась на продукцию компании New Balance, помеченную сертификатом Green Leaf («Зеленый лист»). Компания самостоятельно придумала этот знак, чтобы маркировать одежду, в которой минимум 50% материалов происходит из экологичных источников. Таких товаров у производителя около 350. Но экологи нашли кроссовки, содержание вторсырья в которых было куда ниже, — модель 574 Core с 5% переработанных материалов. При этом компания не указывает жизненный цикл использованных в производстве переработанных продуктов.
Французские правозащитники инициировали судебную проверку маркетинговых кампаний Adidas и New Balance и хотят привлечь их к ответственности за искажение информации. Согласно законам Франции, виновных по такому делу могут приговорить к двухлетнему заключению и штрафу в €300 тыс. Plus-one.ru направил запрос представителям Adidas и New Balance, однако не получил комментариев на момент публикации текста.
Кроме того, в начале мая нидерландские экологические организации Fossielvrij NL, Reclame Fossielvrij и ClientEarth обвинили в гринвошинге местного авиаперевозчика KLM. По мнению природозащитников, компания предоставляет недостоверные данные об устойчивости услуг, поскольку ее инициатива Fly Responsibly, нацеленная на достижение углеродной нейтральности к 2050 году, попросту неэффективна. Помимо прочего, в рамках этой инициативы KLM предлагает клиентам добровольно пожертвовать средства на высадку деревьев для компенсации выбросов от полетов, но экологи назвали эту опцию «пылью в глаза» и очередной попыткой заработать.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Автор
Георгий Кожевников