Три года назад экоактивисты из Санкт-Петербурга отважились на потенциально провальную акцию: они предложили гостям и зрителям фестиваля экологических фильмов «Экочашка» (ECOCUP) еду из продуктов, которые магазины готовы были отправить на помойку. Эксперимент оказался настолько удачным, что перерос в службу кейтеринга «Еда спасет мир».
В 2017 году организаторы кинофестиваля «Экочашка» в Санкт-Петербурге придумали новый формат показов: киносеансы в обычных квартирах. Зрителей надо было чем-то кормить, желательно — согласно принципам ответственного потребления. Активисты отказались от покупки продуктов в магазине. Вместо этого они просили гостей и хозяев «киноквартирников» приносить ненужную провизию из их холодильников и на месте придумывали, что можно приготовить из имеющегося набора продуктов. Получалось и вкусно, и сытно, а главное — экологично.
Эксперимент удался, и «спасателей» стали звать на дружественные активистские мероприятия (в Санкт-Петербурге они проходят с завидной регулярностью и давно стали частью городской культуры). В 2017 году «Еда спасет мир» получила первый крупный заказ на кейтеринг: нужно было накормить более 200 участников «Осенних встреч» организации «Немецко-русский обмен».
«Ни у кого из „спасателей“ тогда не было опыта готовки на такое количество людей, — рассказывает Анна Балахонцева, ныне менеджер проекта „Еда спасет мир“, — поэтому потребовалось срочно расширить команду. В итоге спасли очень много продуктов через фудшеринг и всех накормили, хотя в команде не было даже профессиональных поваров».
После этой акции питерские энтузиасты экокейтеринга поняли, что на их услуги есть спрос со стороны экологистов. И в 2019 году участники проекта из простых активистов превратились в сотрудников первого в России экокейтеринга с должностными обязанностями, концепцией, желанием развиваться и получать прибыль. К команде присоединились и два профессиональных повара.
Для начала «спасатели еды» решили пополнить багаж необходимых знаний и подали заявку на участие в конкурсе для начинающих социальных предпринимателей Social Impact Award. «Мы прошли трехмесячную инкубационную программу, доработали бизнес-модель, изучили потребности клиентов и разработали стратегию выхода на крупных корпоративных заказчиков, стали победителями и получили грант в размере 130 тысяч рублей. Благодаря всему этому нам удалось совершить качественный рывок: закупить красивую посуду и часть необходимой техники.», — рассказывает Анна Балахонцева.
В 2019 году у команды было 40 заказов, самый необычный из которых — организация экологичной свадьбы. «Для нас это был интересный вызов: ведь обычно после свадеб остается много отбросов. Мы должны были сделать все красиво, стильно, вкусно и, конечно, с минимальным количеством отходов. Основное меню было вегетарианским, но нужно было учесть и вкусы людей, которые едят мясо. В итоге сошлись на компромиссе в виде нескольких рыбных блюд. После свадьбы остался лишь один маленький пакетик с отходами, которые нельзя было отправить в переработку. А у нас появилось понимание, как выстраивать коммуникацию на подобных заказах», — говорит Анна.
Если обычный фудшеринг подразумевает обмен небольшим количеством еды и, как правило, носит разовый характер, то для более крупных мероприятий нужно много продуктов. Где их берет «Еда спасет мир»?
«Сегодня основной наш поставщик — одна из питерских овощебаз. Там ежедневно готовят к списанию тонны овощей и фруктов, потерявших товарный вид, — отвечает Анна, — и для работников овощебазы большое облегчение, когда кто-то все это забирает и уже сам занимается сортировкой».
Кроме овощей и фруктов, в меню службы кейтеринга есть блюда из круп, сыры, рыба, выпечка. Иногда их закупают у ответственных поставщиков, иногда — «спасают»: не распроданный до конца дня хлеб отдают пекарни, а остальные продукты списывают магазины — либо из-за порванной или помятой упаковки, либо из-за того, что продавец не успевает распродать партию товара до следующей поставки.
Если не предупреждать гостей банкета о «происхождении» блюд, предлагаемых экокейтерингом, никто и не догадывается, что они «особенные». Однако, признается Анна Балахонцева, «люди все еще боятся, что „спасенная“ еда будет невкусной. Мы пытаемся развеять эти сомнения, общаясь с потенциальными клиентами. Рассказываем, что продукты мы получаем хорошие, просто у них может быть не совсем привлекательный вид. Кроме того, мы подчеркиваем, что соблюдаем все нормы СанПИНа, что продукты не просрочены, и каждый наш заказчик может сам в этом удостовериться. Часто для мероприятий мы готовим на самой площадке, приезжая за пару часов до начала, — и тогда заказчик сам видит, что еда, действительно, не отличается от той, которую он купил бы сам. Для нас это самый действенный способ разрушения негативных стереотипов».
Автор
Анна Тятте