Пять апсайкл-брендов из России

Сократить объем отходов позволяет не только переработка вторсырья, или рисайклинг, но и апсайклинг — повторное использование уже отслуживших свое вещей. В 2019 году Кембриджский словарь назвал «upcycling» словом года. Plus-one.ru рассказывает о российских дизайнерах, которые находят новое применение старым вещам.

Jeans Revision (Санкт-Петербург)

Jeans Revision — петербургская марка сумок и рюкзаков из перешитых джинсов. Наталия Осикова, основательница бренда, больше десяти лет работала моделью. За это время у нее накопилось много вещей из денима. Однажды Наталия села за швейную машинку и сшила из них длинную юбку в технике пэчворк (шитье из лоскутов ткани). Ее мужу, Виталию, идея очень понравилась. В 2018 году супруги запустили бренд аксессуаров из старых джинсов.

Материал — вещи со сломанными молниями, оторванными пуговицами и другими дефектами — Jeans Revision берут в благотворительных магазинах. Собранный деним стирают, сушат и развозят сотрудникам, чтобы те вручную его распарывали. Этой работой в компании занимаются люди с инвалидностью. Полученную ткань обрабатывают горячим паром, а затем из лоскутов шьют вещи. Дизайн изделий разрабатывают таким образом, чтобы отходы производства не превышали 3%.

У многих сумок и рюкзаков марки есть водоотталкивающая подкладка, на которую идут обрезы ткани. «Мы не хотим стимулировать производство новых материалов, поэтому покупаем остатки. Их очень много в магазинах — от каждого рулона остается от 30 см до полутора метров ткани, которую вряд ли кто-то купит. Обрезки лежат на складах, пылятся и в конце концов тоже рискуют попасть на свалку», — объясняет создательница бренда. Обрезки кожи отдают кожевенные производства марок Walleysmark и «Верфь».

Самое сложное для апсайкл-бренда, считает Осикова, — найти ответственных поставщиков нужного материала. Поставщики денима для вещей Jeans Revision — благотворительные магазины «Спасибо» и «Лепта». «Джинсов выбрасывается очень много, но мы выбираем прочный, износостойкий деним, такой, который не тянется и практически на 100% состоит из хлопка», — рассказывает Наталия. По ее подсчетам, за последние девять месяцев активной работы удалось спасти от свалки примерно 2700 джинсов.

SŒURS (Нижний Новгород)

Ирина Шубинцева, создательница нижегородского проекта SŒURS, шьет рубашки, платья, брюки и другие вещи из винтажного текстиля. «Моя прабабушка работала в крупном магазине тканей. В семье сохранилось много винтажных материалов. Меня вдохновляет возможность с помощью повседневной одежды рассказывать историю», — говорит дизайнер.

Ирина использует в работе не только отрезы тканей, но и скатерти, покрывала, занавески, а иногда даже обивку мебели и обшивку матрасов. Среди ее моделей есть рубашка из ткани, выпущенной к Олимпиаде 1980 года, шарф из шотландского флага и брюки с кружевом середины XX века.

Материалы Шубинцева ищет на барахолках или покупает у людей, которые, как и ее семья, хранят старые вещи. Иногда люди, узнав, чем она занимается, сами дарят ткани. «Я обращаю внимание на принты, сочетания цветов и техническую возможность работать с тканью. Меня не смущают пятна и потертости — это часть жизни и истории ткани», — говорит создательница SŒURS.

Polyarus (Санкт-Петербург)

Бренду аксессуаров из автомобильных и велосипедных шин и рекламных баннеров Polyarus в этом году исполнилось шесть лет. Петербурженка Саша Полярус однажды купила в Париже сумку, сшитую из тента для фуры. «Тогда я работала ивент-менеджером. На складе моей компании лежали ненужные рекламные баннеры. Я забрала их и начала шить сумки. Спустя полгода пришла идея использовать автомобильные и велосипедные шины», — рассказывает она.

Производство аксессуаров Polyarus устроено почти так же, как и любое швейное производство. Отличие в том, что материал сначала нужно собрать, помыть, обработать спиртом и покрасить. «Я отношу свой проект к апсайклингу, потому что меняю и форму, и назначение предметов», — объясняет Саша Полярус.

Первое время баннеры Сашe отдавали люди, знавшие ее по ивент-индустрии. Сейчас, по ее словам, к ней все чаще обращаются компании, которые хотят использовать свои рекламные материалы, оставшиеся после мероприятий, для создания мерча (брендированной продукции. — Прим. Plus-one.ru). Среди клиентов Polyarus — телеканал «CTC», строительная компания «ЦДС» и соцсеть «ВКонтакте». Велосипедные и автомобильные камеры отдают шиномонтажные мастерские.

«Рынок экологичных товаров переживает невероятный подъем, — считает основательница бренда. — Я вижу это по интересу к моему проекту, по количеству отметок в социальных сетях, по росту числа клиентов. Два года назад мой бизнес был малоприбыльным, но теперь люди понимают, что ситуацию с экологией нужно менять, — я слышу такие слова и от студентов, и от организаторов крупных фестивалей».

«Шито-крыто» (Королев, Подмосковье)

Мастерская Анны Филипповой из города Королев работает уже больше пяти лет. Анна дает вторую жизнь разбитой посуде: из осколков блюдец и чашек она делает броши, браслеты, серьги и другие украшения. «Я давно интересовалась вторичным использованием вещей. Лет десять назад даже создала группу „ВКонтакте“, где делилась публикациями об изделиях из вторсырья. „Шито-крыто“ я придумала, когда увлеклась мозаикой из битой посуды и плитки. Однажды мне пришло в голову отшлифовать осколок фарфора и сделать из него брошь», — говорит Анна.

Битую посуду девушке отдают друзья и знакомые, подписчики мастерской в соцсетях. За несколько лет ее накопилось много. Сегодня материал для обработки в мастерской проходит концептуальный отбор: «Сейчас я принимаю только посуду с красивым интересным рисунком, европейских фабрик, винтаж, еще нежно люблю советскую посуду».

В ход идут и остатки заводского производства материала. Так, некоторые украшения «Шито-крыто» сделаны из бело-синего фарфора. За ними Анна ездила на завод в Гжель: там ей отдали сразу пять коробок брака и боя фирменных изделий.

«Кофесумка» (Москва)

Аксессуары марки «Кофесумка» москвичка Анна Кислицина шьет из мешков из-под кофе. Идея проекта родилась, когда однажды Анна оказалась на обжарочном производстве. Там она увидела джутовые мешки с принтами из тех стран, откуда привозят зерна: с крокодилами, попугаями, племенными масками, штампами из разных морских портов, вокзалов и аэропортов. После разгрузки кофе мешки просто выбрасывали.

Интересные кофейные мешки Кислицина забирает у производителей и обжарочных производств в России и за границей. «Самые необычные экземпляры — винтажные, с редкими принтами или выпущенные лимитированными партиями под микролоты кофе — нахожу на аукционах и у коллекционеров», — рассказывает она.

Собранный материал обрабатывается горячим паром. Это делается для дезинфекции и для того, чтобы джут разгладился и его было проще кроить. «Джут — красивый, фактурный, но очень сложный материал, — объясняет Анна. — Чтобы ровно раскроить сыпучую ткань, нужно сначала проклеить место отреза. А после раскроя каждую деталь необходимо обработать оверлоком, чтобы материал не осыпался и не расползался в процессе пошива. Готовые швы закрепляются еще раз. Конечно, это занимает много времени, но результат того стоит».

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Анастасия Кокоурова