Сократить объем отходов позволяет не только переработка вторсырья, или рисайклинг, но и апсайклинг — повторное использование уже отслуживших свое вещей. В 2019 году Кембриджский словарь назвал «upcycling» словом года. Plus-one.ru рассказывает о российских дизайнерах, которые находят новое применение старым вещам.
Jeans Revision — петербургская марка сумок и рюкзаков из перешитых джинсов. Наталия Осикова, основательница бренда, больше десяти лет работала моделью. За это время у нее накопилось много вещей из денима. Однажды Наталия села за швейную машинку и сшила из них длинную юбку в технике пэчворк (шитье из лоскутов ткани). Ее мужу, Виталию, идея очень понравилась. В 2018 году супруги запустили бренд аксессуаров из старых джинсов.
Материал — вещи со сломанными молниями, оторванными пуговицами и другими дефектами — Jeans Revision берут в благотворительных магазинах. Собранный деним стирают, сушат и развозят сотрудникам, чтобы те вручную его распарывали. Этой работой в компании занимаются люди с инвалидностью. Полученную ткань обрабатывают горячим паром, а затем из лоскутов шьют вещи. Дизайн изделий разрабатывают таким образом, чтобы отходы производства не превышали 3%.
У многих сумок и рюкзаков марки есть водоотталкивающая подкладка, на которую идут обрезы ткани. «Мы не хотим стимулировать производство новых материалов, поэтому покупаем остатки. Их очень много в магазинах — от каждого рулона остается от 30 см до полутора метров ткани, которую вряд ли кто-то купит. Обрезки лежат на складах, пылятся и в конце концов тоже рискуют попасть на свалку», — объясняет создательница бренда. Обрезки кожи отдают кожевенные производства марок Walleysmark и «Верфь».
Самое сложное для апсайкл-бренда, считает Осикова, — найти ответственных поставщиков нужного материала. Поставщики денима для вещей Jeans Revision — благотворительные магазины «Спасибо» и «Лепта». «Джинсов выбрасывается очень много, но мы выбираем прочный, износостойкий деним, такой, который не тянется и практически на 100% состоит из хлопка», — рассказывает Наталия. По ее подсчетам, за последние девять месяцев активной работы удалось спасти от свалки примерно 2700 джинсов.
Ирина Шубинцева, создательница нижегородского проекта SŒURS, шьет рубашки, платья, брюки и другие вещи из винтажного текстиля. «Моя прабабушка работала в крупном магазине тканей. В семье сохранилось много винтажных материалов. Меня вдохновляет возможность с помощью повседневной одежды рассказывать историю», — говорит дизайнер.
Ирина использует в работе не только отрезы тканей, но и скатерти, покрывала, занавески, а иногда даже обивку мебели и обшивку матрасов. Среди ее моделей есть рубашка из ткани, выпущенной к Олимпиаде 1980 года, шарф из шотландского флага и брюки с кружевом середины XX века.
Материалы Шубинцева ищет на барахолках или покупает у людей, которые, как и ее семья, хранят старые вещи. Иногда люди, узнав, чем она занимается, сами дарят ткани. «Я обращаю внимание на принты, сочетания цветов и техническую возможность работать с тканью. Меня не смущают пятна и потертости — это часть жизни и истории ткани», — говорит создательница SŒURS.
Бренду аксессуаров из автомобильных и велосипедных шин и рекламных баннеров Polyarus в этом году исполнилось шесть лет. Петербурженка Саша Полярус однажды купила в Париже сумку, сшитую из тента для фуры. «Тогда я работала ивент-менеджером. На складе моей компании лежали ненужные рекламные баннеры. Я забрала их и начала шить сумки. Спустя полгода пришла идея использовать автомобильные и велосипедные шины», — рассказывает она.
Производство аксессуаров Polyarus устроено почти так же, как и любое швейное производство. Отличие в том, что материал сначала нужно собрать, помыть, обработать спиртом и покрасить. «Я отношу свой проект к апсайклингу, потому что меняю и форму, и назначение предметов», — объясняет Саша Полярус.
Первое время баннеры Сашe отдавали люди, знавшие ее по ивент-индустрии. Сейчас, по ее словам, к ней все чаще обращаются компании, которые хотят использовать свои рекламные материалы, оставшиеся после мероприятий, для создания мерча (брендированной продукции. — Прим. Plus-one.ru). Среди клиентов Polyarus — телеканал «CTC», строительная компания «ЦДС» и соцсеть «ВКонтакте». Велосипедные и автомобильные камеры отдают шиномонтажные мастерские.
«Рынок экологичных товаров переживает невероятный подъем, — считает основательница бренда. — Я вижу это по интересу к моему проекту, по количеству отметок в социальных сетях, по росту числа клиентов. Два года назад мой бизнес был малоприбыльным, но теперь люди понимают, что ситуацию с экологией нужно менять, — я слышу такие слова и от студентов, и от организаторов крупных фестивалей».
Мастерская Анны Филипповой из города Королев работает уже больше пяти лет. Анна дает вторую жизнь разбитой посуде: из осколков блюдец и чашек она делает броши, браслеты, серьги и другие украшения. «Я давно интересовалась вторичным использованием вещей. Лет десять назад даже создала группу „ВКонтакте“, где делилась публикациями об изделиях из вторсырья. „Шито-крыто“ я придумала, когда увлеклась мозаикой из битой посуды и плитки. Однажды мне пришло в голову отшлифовать осколок фарфора и сделать из него брошь», — говорит Анна.
Битую посуду девушке отдают друзья и знакомые, подписчики мастерской в соцсетях. За несколько лет ее накопилось много. Сегодня материал для обработки в мастерской проходит концептуальный отбор: «Сейчас я принимаю только посуду с красивым интересным рисунком, европейских фабрик, винтаж, еще нежно люблю советскую посуду».
В ход идут и остатки заводского производства материала. Так, некоторые украшения «Шито-крыто» сделаны из бело-синего фарфора. За ними Анна ездила на завод в Гжель: там ей отдали сразу пять коробок брака и боя фирменных изделий.
Аксессуары марки «Кофесумка» москвичка Анна Кислицина шьет из мешков из-под кофе. Идея проекта родилась, когда однажды Анна оказалась на обжарочном производстве. Там она увидела джутовые мешки с принтами из тех стран, откуда привозят зерна: с крокодилами, попугаями, племенными масками, штампами из разных морских портов, вокзалов и аэропортов. После разгрузки кофе мешки просто выбрасывали.
Интересные кофейные мешки Кислицина забирает у производителей и обжарочных производств в России и за границей. «Самые необычные экземпляры — винтажные, с редкими принтами или выпущенные лимитированными партиями под микролоты кофе — нахожу на аукционах и у коллекционеров», — рассказывает она.
Собранный материал обрабатывается горячим паром. Это делается для дезинфекции и для того, чтобы джут разгладился и его было проще кроить. «Джут — красивый, фактурный, но очень сложный материал, — объясняет Анна. — Чтобы ровно раскроить сыпучую ткань, нужно сначала проклеить место отреза. А после раскроя каждую деталь необходимо обработать оверлоком, чтобы материал не осыпался и не расползался в процессе пошива. Готовые швы закрепляются еще раз. Конечно, это занимает много времени, но результат того стоит».
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Автор
Анастасия Кокоурова