Как новые знания о климате изменят вашу одежду

В августе 2021 года вышел в свет новый доклад Межправительственной группы экспертов ООН по изменению климата (МГЭИК). По словам генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша, это «красный код для человечества», сигнал к срочным действиям со стороны бизнеса и правительств по сокращению выбросов парниковых газов. Что это означает для фэшн-индустрии и производства текстиля, на долю которых приходится от 4 до 10% глобальных выбросов СО2, Plus-one.ru рассказала стилист, создательница проекта об экоустойчивой моде CircularFashion.Ru Ольга Джонстон-Антонова.

Полный текст доклада, авторами которого стали 234 ученых, изучающих климат, занимает почти 4 тыс. страниц и включает 14 тыс. ссылок на первоисточники — научные климатические исследования.

Ученые подтвердили, что изменение климата вызвано человеческой деятельностью, и заявили о том, что мы достигнем или превысим уровень потепления в 1,5 °C в ближайшие 20 лет, что приблизит климатическую катастрофу. Согласно докладу, текущие цели по сокращению выбросов парниковых газов недостаточны — следуя им, мы можем допустить рост температур до 5,7 °C к 2100 году. А это будет иметь катастрофические последствия для человека.

По словам Хелен Маунтфорд, вице-президента по вопросам климата и экономики Института мировых ресурсов, «только в текущем десятилетии у нас сохраняется реальная возможность для того, чтобы предпринять действия, которые позволят сдержать рост температуры в пределах 1,5 °C. Если мы не сможем быстро сократить выбросы парниковых газов на протяжении 2020-х, мы навсегда упустим эту возможность».

Антониу Гутерриш напомнил, что это означает необходимость сократить выбросы парниковых газов на 45% к 2030 году по сравнению с уровнем 2010-го. Все страны и отрасли, особенно те, которые относятся к числу самых крупных загрязнителей, включая индустрию моды и текстиля, должны сделать свои цели по сокращению выбросов СО2 более амбициозными.

Те, кто уже принял на себя обязательства достичь нетто-нулевых выбросов парниковых газов к 2050 году, должны действовать уже сегодня.

Так, глобальные игроки индустрии моды в 2018 году приняли на себя такие обязательства, подписав «Хартию индустрии моды по борьбе с изменением климата». Однако, согласно Индексу экоустойчивости моды, созданному весной 2021 года компанией Business of Fashion, модная отрасль не сможет выполнить взятые обязательства без дополнительных усилий.

Алок Шарма, председатель предстоящей конференции ООН по изменению климата, которая пройдет в начале ноября в Глазго, критически комментирует ситуацию в модном секторе, где не заметно быстрых мер по сокращению экоследа: «Бренды должны резко сократить выбросы СО2 в ближайшие 5-10 лет, а не думать, что у них есть годы для постепенного уменьшения выбросов».

Что это означает на практике для индустрии моды и для нас, ее потребителей? Мне очевидно, что приоритетом должны стать:

быстрое сокращение выбросов парниковых газов по всей цепочке поставок;

создание таких одежды и текстиля, которые могут быть переработаны в новые материалы после использования;

переход на бизнес-модели, которые сокращают необходимость производства большого объема новых вещей (аренда, ремонт, перепродажа);

прозрачное и правдивое освещение ситуации по сокращению выбросов СО2;

остановка бизнеса в случае отставания от достижения целей по снижению выбросов CO2.

Индустрии моды с ее длинной цепочкой поставок, производства и продажи каждой вещи будет трудно функционировать в мире, где потопы, ураганы, пожары и другие экстремальные явления будут нарушать жизнь людей и бизнес-процессы. И уже поэтому производители одежды должны сделать все, чтобы снизить выбросы парниковых газов в соответствии с требованиями ученых, а если потребуется — сократить объемы производства или остановить его.

Мы, потребители, тоже не можем оставаться в стороне. Мы должны требовать от каждого бренда, чтобы он:

1

Использовал возобновляемые источники энергии по всей производственно-сбытовой цепи (включая обеспечение «зеленой» энергией локальных и удаленных заводов и фабрик, перевозку продукции, работу офисов, складов и магазинов). Ваши действия: проверяйте эту информацию на сайте компании и в соцсетях. Задавайте вопросы компаниям и добивайтесь ответов, предавая их огласке.

2

Использовал экоустойчивые ткани, созданные на основе регенеративных методов сельского хозяйства (в отношении натуральных волокон) и способом химического ресайклинга (в отношении переработанных синтетических материалов), или альтернативные инновационные ткани на основе экологичных биоинженерных технологий. Ваши действия: смотрите сертификацию изделий и информацию о материалах на сайте компании. Покупайте у зарекомендовавших себя экобрендов.

3

Строил новые бизнес-модели, не требующие производства огромного количества новой одежды и материалов. Ваши действия: чаще покупайте в секонд-хэндах, пользуйтесь услугами ремонта, реже приобретайте новые вещи, обращайтесь к практикам ресейла и аренды. Покупайте только аксессуары (платки, сумки, костюмную бижутерию), чтобы ими освежать имеющийся гардероб. Соберите новые образы из имеющихся у вас вещей с помощью фэшн-стилиста.

4

Развивал местное производство ради сокращения транспортного экоследа и предоставления рабочих мест локальному сообществу. Ваши действия: покупайте у независимых местных брендов и дизайнеров. Заказывайте одежду в швейном ателье.

5

Давал правдивую рекламу, включающую точные цели по снижению экоследа к 2030-му и 2050 годам и способы их достижения. Ваши действия: игнорируйте вещи без данной информации. Задавайте вопросы брендам. Проверяйте наличие данной информации на сайте компании.

6

Выполнял требования циклической экономики по продлению жизни изделий и материалов, в том числе с помощью химического ресайклинга по окончании срока использования. Ваши действия: максимально долго носите вещи. В конце использования дайте каждой из них вторую жизнь, передав или продав ее, или сдайте ее на переработку.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Ольга Джонстон-Антонова