10 фактов о цифровом следе человечества

Ежедневно в мире отправляется 281 миллиард имейлов. Каждый поисковый запрос, каждая прослушанная песня в Spotify или видео на Netflix, каждое электронное письмо увеличивает мировое потребление электроэнергии, а следовательно — и количество выбросов CO2. Как можно снизить свой цифровой углеродный след и почему это важно, разбирался Plus‑one.ru.

Майнинг ферма компании Bitfarms в Канаде
Майнинг ферма компании Bitfarms в Канаде

Факт 1. Наш цифровой углеродный след постоянно растет

Некоммерческая организация The Shift Project изучила почти 170 международных исследований о влиянии на окружающую среду цифровых технологий, в том числе интернета, компьютерных программ, стриминговых сервисов, облачных хранилищ, безналичных платежных систем. По мнению экспертов, с 2013 по 2018 годы их доля в глобальных выбросах CO2 увеличилась с 2,5 до 3,7%. В разных исследованиях эти цифры незначительно различаются: наш цифровой углеродный след с трудом поддается количественной оценке.

Использование цифровых технологий уже оказывает бóльшее влияние на глобальное потепление, чем вся авиапромышленность (ее доля выбросов CO2 — около 2,5%).

Самые большие объемы цифровых выбросов CO2 приходятся на Китай (27%), Индию (6,8%) и США (15%) — страны, где в 2020 году было 854, 560 и 313 млн интернет-пользователей соответственно.

Факт 2. Основной источник цифровых выбросов CO2 — дата-центры

За работу интернета отвечают серверы в центрах обработки данных (ЦОД) по всему миру. Они соединены между собой километрами подводных кабелей, коммутаторов и маршрутизаторов, для работы которых нужно очень много энергии. Невозможно с уверенностью сказать, насколько высоки текущие энергетические потребности всех дата-центров на планете. Расчеты колеблются от 200 до 500 миллиардов киловатт-часов в год — это почти 3% всей электроэнергии в мире. Уже к 2030 году потребление может вырасти до трех триллионов киловатт-часов.

Крупнейшая в мире точка обмена трафиком и дата-центр DE-CIX во Франкфурте-на-Майне
Крупнейшая в мире точка обмена трафиком и дата-центр DE-CIX во Франкфурте-на-Майне

Технологические компании активно сокращают энергопотребление дата-центров. Например, Google и Facebook размещают свои объекты на севере, в частности в Скандинавии и в Канаде. Холодный климат способствует охлаждению оборудования. Некоторые компании, например Google, используют искусственный интеллект, чтобы настроить системы охлаждения в соответствии с погодой.

Факт 3. Тепло от дата-центров можно использовать повторно

Еще один способ сделать ЦОД экологичнее — повторное использование отработанного тепла. Швеция считается пионером в этой области. Система централизованного теплоснабжения в стране позволяет относительно легко подавать отработанное тепло из ЦОД в сеть. Один из примеров такого решения — проект «Элементика», восстанавливающий до 112 гигаватт-часов тепла в год для отапливания десятков тысяч домов. Реализация инициативы «Стокгольмские парки данных» по переработке отработанного тепла к 2040 году должна освободить город от использования ископаемого топлива.

Так можно обогревать и другие места. Например, в Париже работает бассейн, отапливаемый серверами соседней анимационной студии.

Факт 4. Электронные сообщения умножают парниковые выбросы

Как подсчитали в McAfee, если каждый житель Франции удалит 50 электронных писем, суммарный эффект будет равносилен выключению на час 2,7 млрд лампочек с низким энергопотреблением. Или экономии электроэнергии, которую Нью-Йорк использует в течение четырех часов. По данным OVO Energy, если каждый взрослый британец перестанет раз в день отправлять электронное письмо с фразой «Спасибо», будет предотвращено более 16 433 тонн CO2 в год. Примерно столько же углекислого газа производят самолеты, совершив 81 152 авиарейса из Великобритании в Мадрид.

Кстати, не нужно забывать о спаме: углеродный след каждого спам-письма, даже если мы его не открываем, составляет примерно 0,3 грамма CO2, а с прикрепленным файлом — не меньше 50 г. Чтобы доставить миллиард спам-сообщений, необходимо столько же энергии, сколько потребляют ежедневно два миллиона домохозяйств США. Во всем мире каждый год отправляется 62 трлн спам-писем — это провоцирует выбросы 20 млн тонн CO2 в год и тратит 33 млрд киловатт-часов.

Факт 5. Каждый поисковый запрос выделяет около 1,45 грамма CO2

При выполнении около 50 поисковых запросов в день мы производим 26 кг CO2 в год. Столько же тратится при езде на среднестатистическом бензиновом автомобиле на расстояние 183 км.

Google в своем экоотчете за 2017 год сообщает, что углеродный след компании в 2016 году составил 2,9 миллиона тонн CO2, а потребление электроэнергии — 6,2 тераватт-часа (ТВт·ч). Google использует 15 616 МВт·ч каждый день, что позволило бы целый день снабжать энергией страну с 1 миллионом жителей. Впрочем, по данным экологического отчета компании за 2020 год, Google стала углеродно-нейтральной за счет использования возобновляемых источников энергии.

Еще одна альтернатива — экологичные поисковые системы. Например, Ecosia использует 100% возобновляемой энергии. Кроме того, для борьбы с климатическими изменениями компания высаживает деревья.

Факт 6. Музыку и видео лучше закачивать, чем слушать и смотреть онлайн

Большая доля потребления энергии в интернете приходится на потоковое воспроизведение музыки и видео. Согласно исследованию проекта The Shift, 80% всех данных в сети — это видео. На долю онлайн-видео, доступных на различных платформах, приходится почти 60% глобальной передачи данных. Потоковое воспроизведение десятиминутного видео в HD-качестве на смартфоне сравнимо по энергозатратам с использованием микроволновки (2 тыс. Вт) в течение пяти минут на максимальной мощности.

Факт 7. Снижение качества онлайн-видео уменьшит выбросы CO2

Ральф Хинтеманн из берлинского Института инноваций и устойчивого развития «Бордерстеп» подчеркивает, что пока никто точно не знает, насколько высоки выбросы парниковых газов от просмотра потокового видео. Результаты в значительной степени зависят от выбора устройства, типа сетевого подключения и разрешения картинки.

В среднем 30-минутная серия на Netflix, просмотренная на домашнем ноутбуке, произведет 28-57 граммов CO2. Ральф Хинтеманн и его исследовательская группа подсчитали, что для стриминга одного часа видео в формате Full HD требуется около 220-370 ватт-часов электроэнергии, в зависимости от того, смотрите ли вы его на планшете или по телевизору. Это способствует выбросам от 100 до 175 граммов углекислого газа и примерно сравнимо с километром езды на автомобиле.

10 фактов о цифровом следе человечества

Исследование, проведенное университетами Глазго и Осло, показало, что в 2015 и 2016 годах музыкальные стриминговые сервисы спровоцировали выбросы 200-350 млн кг парниковых газов. Это означает, что использование Spotify или Apple Music во многих случаях более вредно для климата, чем производство (и последующая утилизация) компакт-дисков. При просмотре YouTube-видео производится 6 граммов CO2 в час — так в мире ежедневно образуется 6 млрд граммов CO2.

Если бы 70 миллионов абонентов стриминговых сервисов снизили качество видео с HD до Standard, выбросы CO2 упали бы на 3,5 млн тонн в год.

Факт 8. Меньше времени, проведенного в соцсетях, — меньше выбросов CO2

Примерно 1,7 млрд человек ежедневно пользуется Facebook. Каждый из них производит около 0,8 г CO2 в день, и в результате в мире за день образуется 1,3 млрд г CO2. Американская компания по интернет-маркетингу WebFX решила сравнить это количество с выбросами среднестатистического бензинового автомобиля. Для наглядности аналитики взяли расстояние до Луны — 380 400 км. Если его проедет обычный бензиновый автомобиль, то он выделит почти 96 млн г CO2 (из расчета 251,08 г CO2 на км, данные Агентства по охране окружающей среды США). Это более чем в 13 раз меньше, чем дневные выбросы аудитории Facebook.

В Twitter ежедневно отправляется около 500 миллионов твитов, каждый из которых производит 0,2 грамма CO2 — за день по всему миру набирается 100 млн граммов. Это сравнимо с выбросами за одну поездку машины с бензиновым двигателем на Луну.

С помощью сервиса Carbon Calculator можно проверить углеродный след сайта, а здесь вы найдете советы по его сокращению.

Факт 9. Майнинг криптовалюты по выбросам CO2 сравним с показателями стран

Майнинг большинства криптовалют также связан с огромными энергозатратами. По подсчетам Индекса потребления энергии биткоина (2018), для одной транзакции криптовалюты требуется около 819 кВт·ч. Это равносильно работе 150-ваттного холодильника в течение почти восьми месяцев.

Майнинг ферма компании Bitfarms в Канаде
Майнинг ферма компании Bitfarms в Канаде

Один только биткоин ежегодно провоцирует столько же выбросов углекислого газа, сколько Гонконг, и больше, чем Новая Зеландия, а ежегодные выбросы CO2 Ethereum конкурируют с Литвой. В мае Илон Маск заявил, что Tesla отказывается от оплаты продукции компании биткоинами из-за негативного воздействия на окружающую среду.

Чтобы компенсировать углеродный след, Energy Web, Альянс за инновационное регулирование и RMI запустили ассоциацию Crypto Climate Accord. Ее участники к 2025 году обязуются получать всю электроэнергию только из возобновляемых источников.

Факт 10. Каждый человек может снизить свой цифровой углеродный след

Даже простые действия помогут окружающей среде. Во-первых, стоит обзавестись облачным хранилищем. Такие сервисы позволяют компаниям сократить выбросы CO2 на 50%. Также стоит ослаблять яркость монитора со 100% до 70% — это поможет сэкономить до 20% потребляемой энергии. Важно установить на компьютере спящий режим: ноутбуки потребляют примерно 60 Вт в час во время использования и только 2-5 Вт в спящем режиме. Кроме того, не забывайте отключать устройства от сети, если они уже зарядились, а также без необходимости не используйте видео во время онлайн-конференций. Сотрудник, участвующий в 15 часовых онлайн-встречах с включенной камерой, производит 9,4 кг CO2 ежемесячно. Как подсчитали в немецком Институте прикладной экологии, отключив видео, можно сэкономить такое же количество выбросов, которое создается при зарядке смартфона каждую ночь в течение более трех лет (1151 день).

Кроме того, всегда полезно удалять ненужные электронные письма, лишние фотографии и видео, устаревшие файлы и приложения. Также можно участвовать в ежегодном мероприятии World Digital Cleanup Day.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Анна Андриевская