Как работают программы лояльности зеленых брендов
Все больше потребителей во всем мире обращают внимание на социальную и экологическую ответственность компаний. Эта тенденция набирает популярность и в России, однако многие покупатели по-прежнему не готовы совершать активных действий для поддержки зеленых брендов. На помощь приходят программы лояльности, которые поощряют людей более ответственно относиться к выбору товаров. Как работают такие программы и с какими трудностями сталкиваются компании, транслирующие идеи устойчивого развития, Plus‑one.ru узнал у директора по маркетингу категории бытовой химии Unilever в России, Украине и Беларуси Анастасии Кнорре.
Многие российские потребители хотят покупать экологичные продукты, которые безопасны для покупателя и его семьи, а также окружающей среды. На российском рынке бытовой химии почти 20% людей делают выбор в пользу экологичных средств, и это существенно больше, чем два года назад: тогда показатель составлял 15–15,5%. Это не значит, что такой потребитель покупает исключительно зеленые товары, но хотя бы один продукт он выбирает за его экологичность. Спрос есть, и он растет, в том числе благодаря повышению информированности людей об экологической повестке. Но здесь есть одно но. Брендам мало быть просто ответственными и экологичными. В первую очередь они должны предлагать потребителям еще и качество: никто не станет покупать товары только за то, что производитель реализует экологические и социальные программы.
Основная задача программ лояльности зеленых брендов состоит в том, чтобы компания вместе с потребителем делала что-то нужное. И «вместе» здесь — ключевое слово. Все больше людей в мире хотят делать что-то полезное для окружающей среды и социума, и в рамках наших программ лояльности мы предоставляем им такую возможность.
В Unilever мы уделяем много внимания теме пластика. Мы намерены снижать объемы первичного пластика, используемого в нашей упаковке, и увеличивать объемы переработанного. К 2025 году абсолютно вся наша упаковка будет пригодной для переработки, повторного использования и компостирования. Кстати, всю упаковку для бытовой химии (чистящие средства Domestos и Cif) уже можно сдавать в переработку. Покупатели узнают об этом благодаря соответствующим обозначениям. При этом мы стараемся быть честными и сообщаем о том, что упаковка может быть не переработана в том случае, если в городе или стране нет необходимой инфраструктуры.
В 2019 году компания Unilever совместно с крупной розничной сетью начали устанавливать в магазинах брендированные фандоматы Domestos. Механика очень простая: потребители сдавали любую пустую пластиковую бутылку в фандомат и получали скидочный купон на покупку нашей продукции в том магазине, где он установлен. Сначала подобные фандоматы появились в Москве, а позднее — в Туле, Краснодаре, Екатеринбурге и Твери. Еще одну программу лояльности в 2020 году запустил косметический бренд «Чистая Линия» в партнерстве с торговой сетью «Пятерочка» (X5 Group). При покупке продукции бренда в магазине сети потребитель мог получить необычный приз: мы вместе с Ресурсным центром лесного волонтерства и интернет-сервисом «Триография» сажали деревья в Сибири. Мы стараемся делать так, чтобы потребителю не нужно было прилагать слишком много усилий, если он хочет поучаствовать в чем-то полезном.
Мы постоянно анализируем общедоступные данные, проводим собственные исследования на тему того, как вопросы устойчивого развития влияют на выбор покупателей. Есть, например, глобальные данные, которые говорят, что более чем для 60% потребителей доверие к бренду является определяющим фактором покупки его продукции. При этом доверие клиента во многом зависит от его собственного отношения к жизни общества и планеты. Результаты глобальных исследований также свидетельствуют о том, что люди предпочитают покупать товары компаний, которые заботятся об окружающей среде. По данным исследований, доля таких потребителей составляет около 60%. В России данные разнятся: согласно одним оценкам, доля таких покупателей не превышает 35%, согласно другим — 55%. В любом случае это довольно высокие показатели.
Так, в России около 60% людей считают, что бренды и компании должны ответственно относиться к окружающей среде. Однако они не готовы покупать их продукцию только по этой причине: потребитель ценит продукт за его качество, а потом уже обращает внимание на приверженность компании идеям устойчивого развития. Если привести все данные к общему знаменателю, получится, что в России от 10% до 20% людей готовы прилагать регулярные усилия для улучшения экологической ситуации. Еще 40%, наоборот, вообще не интересуются экологической повесткой. Остальные 40–50% потребителей знают о проблемах и хотят что-то делать, но только в том случае, если это не требует больших усилий. Возникает парадокс, который мы называем Knowing-Doing Gap, — разрыв между намерением и реальным действием. Большинство людей знают, что нужно сдавать пластик в переработку, но только незначительная часть действительно это делает. Наша задача состоит в том, чтобы упростить этот выбор для людей и помочь им сформировать полезные привычки.
Важно также понимать, что большинство россиян пока не готовы переплачивать за товары, произведенные в соответствии с принципами устойчивого развития. Если им придется выбирать между более низкой ценой и экологичностью, они с большей вероятностью сделают выбор в пользу первого. Людей вынуждает экономить сложная финансовая ситуация, и ответственная компания, с одной стороны, должна предложить потребителю продукцию высокого качества по справедливой цене, а с другой — предоставить ему возможность быть причастным к созданию более устойчивого будущего.
Подписывайтесь на канал +1 в Яндекс.Дзен.