Города по уму

85-90% заказов такси в Москве совершается с помощью мобильных приложений, рассказал на днях заместитель руководителя ЦОДД, начальник ситуационного центра Александр Евсин. На сегодняшний день приезда машины в среднем приходится ждать 4-5 минут — это один из лучших показателей среди мегаполисов планеты.

Большая игра в большие данные

В мировом рейтинге цифровизации, который составляет ООН, Москва обогнала 40 крупных городов и оказалась на первом месте. Многое из того, что легло в основу этого результата, неочевидно для среднестатистического москвича. Как отмечает вице-мэр российской столицы Владимир Ефимов, упростилась работа муниципальной «кухни» — взаимодействие правительства города и его подрядчиков. Но кое-что трудно не заметить и горожанам. Если раньше только 25% москвичей, обращаясь к сервису госуслуг, с первого раза получали желаемое, а остальных заворачивали (подписи не те, справок недостаточно), то сейчас для 75% первый поход в «Мои документы» оказывается единственным и результативным, говорит Ефимов. Точка перелома была пройдена, когда компьютерная система взяла на себя взаимодействие с многочисленными ведомствами, что позволило внедрить идею «Единого окна»: человек приходит с проблемой, а решает ее машина. Эпоха очередей и «ваша справка истекла вчера» воспринимается как далекое прошлое — а ведь эта революция произошла на наших глазах.

Конечно, цифровизация — это не только муниципальные услуги в электронном виде. Полный список опций, входящих в это понятие, можно почерпнуть из паспорта программы «Умный город». Перечислим вкратце:

вовлечение граждан в процесс развития города;

создание «цифрового двойника» мегаполиса — виртуальной системы, которая дублирует реальность и «живет» параллельно с ней;

«умная» среда — будь то транспорт, ЖКХ, безопасность или экология.

Но что лежит в основе процесса, что является «пищей» для цифрового муниципального организма? Это большие данные, пишет урбанист Александр Гонфалоньери в статье «Большие данные и „умный“ город: как мы можем к этому подготовиться?» Это легко понять на простых примерах, говорит автор. Скажем, вы въезжаете на автостоянку, и система подсказывает вам свободное парковочное место, оптимально подходящее вам с точки зрения расстояния до работы, ваших привычек и паттернов передвижения. Как говорит Мартин Пауэлл, глава отдела городского развития в Глобальном центре передового опыта Siemens «Города», «как только вы увидите данные, вы сможете повысить эффективность практически любой системы более чем на 30%. Города продолжат упускать эту выгоду, пока не интегрируют разные типы инфраструктуры».

Собственно, со сбора больших данных российская столица и начинала. Департамент информационных технологий Москвы ежегодно приобретает у сотовых операторов обобщенные данные о том, как жители города добираются до работы, где делают покупки, как часто ездят на дачу и так далее. Сведения закупаются с 2015 года, а в 2018-м на это было потрачено 101,8 млн руб. Единицей измерения становится участок 500 на 500 метров. Из сочетаний таких информационных «атомов» вырисовывается общая картина. Это позволяет Москве выстраивать транспортную и градостроительную политику: город проектирует новые дороги, сеть торговых, офисных и развлекательных локаций так, чтобы людям было удобно. Большие данные в Москве применяются и для контроля состояния окружающей среды, в том числе мониторинга выбросов промышленных предприятий и прогнозирования загрязнения воздуха. Открытость и доступность информации о состоянии природной среды — ключевые принципы экологической политики Москвы, сообщили +1 в ГПБУ «Мосэкомониторинг». Данные автоматических станций контроля загрязнения воздуха в режиме реального времени отображаются на сайте mosecom.ru. Среди них — атмосферное давление, температура, влажность, дальность видимости, концентрации загрязняющих веществ. По данным «Мосэкомониторинга», с 2010 года вредные выбросы в столице сократились более чем на 220 тыс. тонн, включая оксиды азота и взвешенные частицы (например, концентрации РМ10 — частиц пыли, сажи, солей диаметром менее 10 микрометров, или 0,01 мм, — снизились в 1,5 раза), которые ВОЗ относит к самым опасным загрязнителям атмосферы.

Огромную роль играет и информация, которую люди «скармливают» интернету сами, говорит американский медиатеоретик Лев Манович. «Ваш пост в Инстаграме — это уже большой информационный объект. Вы публикуете текст и изображение, и там также могут быть хэштеги, геотег, время публикации, лайки и комментарии. Каждый пост несет с собой 5–10 типов информации. Это главная эстетическая платформа сегодня», — говорит Манович. Как так вышло, что Москва, пейзажи которой раньше годились разве что для картин про «ад социалистического лагеря», вдруг стала не просто напоминать, но и порой превосходить с точки зрения эстетики европейские городские ландшафты? Это случилось потому, что Москва умеет работать с пользовательским контентом. Такое колоссальное количество данных обрабатывается и формализуется с помощью искусственного интеллекта. Некоторые думают, что мэр прочитает в соцсети, как плохо в таком-то районе, поедет туда и все станет хорошо. Наверное, в районном городе так и есть, но в мегаполисе это не работает.

Обратим внимание на такой пункт «Умного города», как создание «цифрового двойника». У вас наверняка встал вопрос о том, как высокотехнологичная цифровая инфраструктура взаимодействует с традиционной, реальной. Скажем, в столице давно можно заказать визит сантехника через приложение, но что делать с километрами ржавых труб? Именно эти задачи решает «цифровой двойник» — компьютерная модель, которая тем не менее живет реальной жизнью. Она «знает», что температуры понизились, наступила осень, но в таком-то районе трубы так себе и, скорее всего, их прорвет. Знает — значит, может снизить риски. Например, заранее заложить необходимость ремонта или перевести аварийные бригады в проблемном районе в режим повышенной готовности. Конечно, это космос: человеку, который едва учится планировать собственные время и бюджет, невозможно даже вообразить, сколько информации приходится собирать и мгновенно обрабатывать в масштабах мегаполиса.

После России в мировых лидерах по цифровизации — города Китая. Так, в Нанкине установлены датчики в 10 тыс. такси, 7 тыс. автобусов и 1 млн частных автомобилей. Пассажиры получают уведомления на смартфоны, городские власти прокладывают новые маршруты для ликвидации заторов, избегая затрат на строительство новых дорог.

Рынок на триллионы

«Умные» города и прочие цифровые игрушки — удовольствия далеко не дешевые. Но где, как не в мегаполисах, в них играть? Ведь деньги чем дальше, тем больше концентрируются именно там. По данным McKinsey, 60% мирового ВВП генерируется в 600 городах. Исследователи прогнозируют, что к 2025 году в их число войдут 136 новых городов из развивающихся стран и 100 из них будут китайскими. Именно они в первую очередь станут потребителями цифровых и устойчивых технологий.

Smart City — быстро растущий рынок, объем которого к 2025 году может превысить $2 трлн. Возглавляют процесс глобальные поставщики решений для больших данных, блокчейна и интернета вещей — IBM, Cisco, Google, Siemens, Libelium. Для «умных» городов также характерно развитие платформенных решений: согласно прогнозу Navigant Research, к 2027 году объем мирового рынка платформ для smart city достигнет $755 млн. Развитие рынка «умных» городов подогревается трендом на так называемые «устойчивые инвестиции» — в проекты, направленные на достижение целей устойчивого развития: их объем в начале 2018 года превысил $30 трлн, увеличившись с 2016 года на 34%.

Помимо IT-гигантов, участниками рынка становятся многочисленные мелкие и средние технологические, инжиниринговые и консалтинговые компании. Благодаря программам поддержки начинающих предпринимателей такие лидеры «умного» городского развития, как Дубай, Барселона и Cан-Франциско, стали центрами притяжения для стартапов, развивающих сквозные технологии.

Все для человека

Однако проекты городов будущего — не соревнование технологий и не только рынок. В IT-корпорации Cisco отмечают, что главная цель smart city — улучшить жизнь людей. Недостаточно построить город с футуристичным дизайном и начинить его сложной электроникой. Подтверждением этого могут служить истории провала таких городов, таких как Сонгдо в Корее или Лаваса в Индии, которые остались малозаселенными резервациями для богатых. Когда это стало очевидно, концепция высокотехнологичного города сменилась концепцией «умного» устойчивого города, определение которому дал Международный союз электросвязи (ITU).

Концепцию «умного» города нередко критикуют за элитизм: она, по мнению критиков, якобы игнорирует людей с невысоким уровнем дохода — роль простых граждан в управлении таким городом недостаточна. Отмечается, что бедные слои населения, которым подчас недоступны современные гаджеты, не смогут воспользоваться приложениями, которые должны сделать жизнь комфортнее. Однако все решаемо, если в проект «умного» города заложен элемент устойчивости, например — снижение бедности. Цифровизация предлагает решения по управлению финансами для людей, у которых нет доступа к банковской системе. Технологии 3D-печати решают ключевую для борьбы с бедностью задачу — быстрое строительство недорогого жилья. В мире существует немало общественных движений, продвигающих цифровую грамотность для уязвимых групп населения и требующих от государства адаптировать людей к прогрессу, а прогресс — к их нуждам.

«Если города готовы платить за технологию, чтобы стать „умными“, они обязаны вложить достаточно ресурсов для того, чтобы все граждане получили полноценный доступ к этой технологии с выгодой для себя, — утверждает Мара Балестрини, эксперт в области технологического консалтинга. — Это можно сделать с помощью образовательных программ и тренингов на уровне сообщества, хакерспейсов, семинаров по программированию... Некоторые из этих программ „вырастают“ из добровольческих или частных инициатив, но некоторые должны реализовываться в рамках государственной политики и гарантироваться законодательством».

Города будущего будут конкурировать между собой не только по финансовым, но и по социально-экологическим показателям. Основатель Evercity Алексей Шадрин отмечает, что Международный союз электросвязи планирует составить рейтинг на основе сформулированных экспертами ООН показателей эффективности «умных» устойчивых городов: «Они делятся на три группы — социальная сфера, экономика и окружающая среда. На официальном сайте инициативы по „умным“ устойчивым городам можно ознакомиться с кейсами Дубая, Сингапура и Москвы. Можно сделать вывод, что именно эти города рассматриваются в качестве лидеров». В системе Европейской экономической комиссии ООН «умных» устойчивых городов 19 показателей из 71 связаны с экологией. «Умный город — это экологичный город. Этому определению в полном смысле соответствует российская столица, где вся политика построена на снижении загрязнения окружающей среды и повышении качества жизни населения», — рассказали +1 в «Мосэкомониторинге».

Приказано поумнеть

В планах правительства к 2024 году — сделать так, чтобы российские города «поумнели». Цель проекта «Умный город», который реализует Минстрой в рамках национальных проектов «Жилье и городская среда» и «Цифровая экономика», — диджитализация процессов управления, повышение эффективности городской инфраструктуры. По состоянию на июль 2019 года, 62 региона подтвердили свое участие в цифровой трансформации.

По итогам 2018 года объем рынка технологий для «умного» города в России превысил 81 млрд руб. Отечественные проекты полнее всего представлены в таких сферах, как транспорт, безопасность, финансы, коммунальные услуги и образование (электронная школа). От рынка США или ЕС российский рынок отличается тем, что его флагманами стали не частные технологические компании, а госкорпорации — «Ростех», «Росатом» и «Ростелеком».

В 2018 году правительство Санкт-Петербурга утвердило концепцию «Умный Санкт-Петербург». Прошлой осенью Саров, Тольятти, Воронеж, Краснодар, Сочи, Новороссийск, Иннополис и Магас вошли в Международный клуб устойчивых и умных городов (ISSCC). Он объединяет населенные пункты, исследовательские институты и другие организации, заинтересованные в разработке и внедрении технологий для решения социально-экономических и экологических проблем.

В столице функционирует Единая мобильная платформа города Москвы (сотрудничает в том числе с независимыми разработчиками) — экосистема мобильных сервисов, которая позволяет жителям быстро и легко получать электронные услуги. Ей пользуются 6,5 млн москвичей.

В качестве инструмента «цифровой демократии» создан портал «Активный гражданин», где москвичи могут оценивать городские проекты, голосовать за те или иные решения — например, выбирать кандидатов на звание врача года. На портале провели свыше 4 тыс. голосований, число пользователей платформы перевалило за 2 миллиона.

Единая медицинская информационно-аналитическая система упростила доступ жителей к медицине, объединив 660 медучреждений и 23 тыс. медработников. На платформе можно записаться к врачу онлайн и получить электронный рецепт, оставить отзыв о работе медиков и медучреждений. В 368 взрослых и детских поликлиниках введена подсистема «Дежурный врач», созданная для пациентов, которым необходим прием в день обращения. 6,3 млн жителей столицы имеют электронные медкарты. Бумажные аналоги оснащаются радиометками, чтобы их можно было в случае чего быстро отыскать.

Московская интеллектуальная транспортная система объединяет более 2 тыс. светофоров, 3,5 тыс. детекторов мониторинга дорожного движения, 2 тыс. камер видеонаблюдения. В метро действует система видеонаблюдения с распознаванием лиц. На портале transport.mos.ru можно оперативно отслеживать ситуацию на дорогах. Мобильные приложения «Метро Москвы» и «Мосгортранс» помогают реализовывать концепцию «Мобильность как услуга» (MaaS), которая предполагает выбор в режиме реального времени оптимальных маршрутов, времени и стоимости передвижения «от двери до двери». Стратегическими проектами стали развитие беспилотного транспорта со всей необходимой инфраструктурой (парковки, заправочные станции, сети датчиков) и разработка мобильного сервиса для владельцев автомобилей с «нулевым выбросом». Последний предлагает льготы и преференции при покупке, парковке и обслуживании электрокаров.

Стратегия Москвы «Умный город — 2030» определяет приоритеты, цели и задачи дальнейшего развития в сфере цифровых технологий в столице: использование сквозных технологий, создание безбарьерной среды, примат цифрового документа над его бумажным аналогом. Важное место в стратегии занимает улучшение экологической ситуации, в том числе адаптация к климатическим изменениям. Городская платформа экологического мониторинга Москвы должна будет работать с использованием интернета вещей, больших данных и искусственного интеллекта для контроля, анализа и прогнозирования состояния воздуха, воды и почвы в онлайн-режиме.

Апдейт по уму или от ума

На пути к «интеллектуальности» и социально-экономической устойчивости российским городам придется преодолеть две взаимозависимые проблемы — изношенность инфраструктуры и дефицит средств в муниципальных бюджетах. Так, в Московской области износ жилищно-коммунальных систем превысил 60%, и только на решение первоочередных проблем требуется около 30 млрд руб., посчитали эксперты Центра стратегических разработок. С ветхими зданиями и ржавыми трубами самая продвинутая цифровая инфраструктура не в состоянии значительно поднять уровень жизни людей. Преодолеть разрыв цифрового и физического возможно за счет повышения эффективности расходов федерального и муниципального бюджетов, привлечения частных инвестиций (возможно, с созданием особых экономических зон по примеру Иннополиса) и программ краудсорсинга, с помощью которых граждане смогут финансировать объекты и сервисы, которые им интересны.

Однако со стороны вызовы цифровизации выглядят иными. Кажется, что программе апдейта российской экономики не хватает стратегической осмысленности и понимания российской реальности. Об этом говорят невнятные цели проекта «Умный город», отражающие болезненную увлеченность технологиями и оставляющие без внимания конкретные проблемы. К примеру, повышение доступа к здравоохранению и образованию не означает роста качества медицинских и образовательных услуг.

Еще один аргумент в пользу тезиса о недостатках — непонимание регионами подходов и способов цифровой трансформации. Диджитализация — это не «железки», ведь иначе Сонгдо и Лаваса стали бы привлекать молодых людей со всего мира не меньше, чем Барселона и Сингапур. За всеми технологиями стоят люди, и результаты цифровизации будут зависеть от того, кто будет ее делать, особенно на местах. Насколько можно судить, пока кадровый вопрос еще не решен. Повозка бежит впереди лошади, а истории известно, чем заканчиваются такие проекты. Другое дело, если диджитализацию удастся сочетать с воспитанием лидеров цифрового мира и реальным включением в процессы управления активных граждан. Реальные проблемы страны поможет решить синтез людей и «умных» технологий.

Автор

Людмила Брус