Ответственность притягивает капитал

Социально ответственные компании значительно обгоняют своих конкурентов в долгосрочной перспективе, считают инвесторы

Фото: pixabay/keialein

Отчетность компаний по экологическому и социальному воздействию, а также корпоративным практикам (ESG, или КСО в российской практике) стала одним из решающих факторов для крупных инвесторов. Однако полнота предоставляемой информации оставляет желать лучшего. К такому выводу пришли авторы исследования, опубликованного консалтинговой фирмой Ernst & Young (E&Y) на минувшей неделе. Они опросили 320 институциональных инвесторов. Треть из них на момент публикации доклада управляла активами на сумму, превышающую $10 миллиардов.

Согласно результатам опроса, 42% участников «полностью согласны» и 50% «согласны» с тем, что экологические, социальные и внутрикорпоративные проблемы, связанные с деятельностью компании, имеют реальное и исчисляемое воздействие на ее финансовые результаты. Их мнение подтверждается рядом академических исследований, на которые ссылается E&Y. Так, Гарвардская и Лондонская бизнес-школы пришли к выводу, что «социально ответственные компании значительно обгоняют своих конкурентов в долгосрочной перспективе; это касается как биржевой стоимости, так и бухгалтерских показателей работы фирмы».

В докладе приведен пример, которым поделился с авторами глава отдела по экологической и социальной ответственности в AMP Capital Адам Кёркмэн. После того, как аналитики фирмы высказали опасения по поводу нескольких горнодобывающих компаний, которые оказались неспособны эффективно управлять экологическими и социальными рисками, АМР сократила долю этих предприятий в своих инвестиционных портфелях. За год результаты портфельного анализа оказались на 11 базисных пунктов выше тех, что компания получила бы без пересмотра портфеля.

89% участников опроса согласны с тем, что стабильный доход в долгосрочной перспективе зависит не только от качества управления, но также от ESG-факторов, которые, по мнению 82% респондентов, слишком долго не считались большинством компаний важными.

Вместе с тем, инвесторы считают, что данные факторы несут в себе не только риски, но и возможности для бизнеса. Примером может служить Парижское климатическое соглашение, которое стимулировало подъем альтернативной энергетики и разработки энергосберегающих технологий. Соглашение по климату также подогрело интерес инвесторов к нефинансовой отчетности. Свыше 80% респондентов стали уделять ей больше внимания, а в Австралии и Новой Зеландии их доля составила 94%. Кроме того, они ожидают, что компании увеличат раскрытие информации по экологическим аспектам своей деятельности и представят подробные стратегии управления экологическими рисками.

История отчетности по КСО началась в конце девяностых. И если первые отчеты насчитывали несколько страниц, то сегодня они в некоторых случаях превышают своим объемом годовые отчеты. Однако исследование показало, что 60% респондентов не удовлетворены тем, как риски, связанные с окружающей средой, социальными вопросами и внутрикорпоративными отношениями, освещены в нефинансовой отчетности предприятий. И в 2016 году это мнение разделяли на 20% больше респондентов, чем годом ранее. Кроме того, большинство инвесторов уверено, что компании умалчивают о ESG-рисках, если считают, что такая информация может отрицательно сказаться на бизнесе.

«Отчетность по текущей работе — сложная задача для компании, особенно в среде, где инвесторы стремятся очистить свои портфели от потенциального риска, — комментирует глава отдела инвестиций в социальные предприятия в банке BNP Paribas Джеки Прудом. — А подробно говорить о планах на далекое будущее рискованно уже для менеджеров компаний, потому что есть риск, что цели не будут достигнуты или их достижение потребует больше времени, чем было заявлено».

По мнению инвесторов, компании публикуют нефинансовую отчетность с целью повысить привлекательность в глазах клиентов. Они еще не в полной мере осознали, что этот вид отчетности стал важным элементом инвестиционной привлекательности.

Исследование Ernst & Young проводилось на фоне дискуссий, касающихся реализации Парижского соглашения и полемики между сторонниками долгосрочных и краткосрочных стратегий вложения капитала. Одним из ярких представителей «долгосрочников» является генеральный директор компании Black Rock Ларри Финк. В феврале 2016 года он направил письмо главам 500 компаний с призывом отдавать предпочтение долгосрочному развитию, а не высоким дивидендам.

Фото: pixabay/terimakasih0

«Многие компании продолжают заниматься практиками, которые могут подорвать их способность инвестировать в будущее, — цитирует письмо Ларри Финка Bloomberg. — В 2015 году дивиденды, выплаченные пятьюстами компаниями рейтинга Standard & Poors, были самыми высокими в процентном отношении к прибыли с 2009 года. Разумеется, мы согласны с тем, что акционеры должны получать свою долю прибыли, но не за счет инвестиций, создающих ценность. Также мы считаем, что компании обязаны сохранять открытость и прозрачность насчет своих планов развития». Кроме того, Ларри Финк подчеркивает, что участие в решении социальных и экологических проблем — это показатель высоких стандартов ведения бизнеса. Под его руководством Black Rock вложила не менее $200 миллиардов в долгосрочные проекты, связанные с устойчивым развитием.

Как отметил Виктор Глушков, заместитель генерального директора ресурсного центра поддержки социальных инноваций в области решения проблем лиц с ограниченными возможностями «Технологии возможностей», перечисленные E&Y тенденции не обошли стороной и Россию. Здесь также растет интерес отечественных инвесторов к социально ориентированному бизнесу, что выражается в росте числа фондов, акселераторов, ярмарок инвесторов, программ поддержки социальных предпринимателей.

«Конечно, настороженность зарубежных инвесторов к российскому рынку не может не сказываться и на объеме импакт-инвестиций. Поэтому основным инвестором на сегодня в России выступает государство. Из собственного опыта поддержки социальных предпринимателей и стартапов можем отметить интерес инвесторов из Ассоциации стран Юго-Восточной Азии, которые в конце 2016 года приезжали в Москву на нашу совместную с фондом поддержки слепоглухих „Со-единение“ площадку „Полигон“. Они лично ознакомились с высокотехнологичными проектами наших резидентов, — рассказал Проекту +1 Виктор Глушков. — С другой стороны, мы видим и ряд „тормозящих“ факторов. Один из них — это характерная для социальных предпринимателей настороженность по отношению к инвестициям, тогда как инвестиции выглядят более устойчивым финансовым инструментом. Формирование к ним правильного отношения у начинающих социальных предпринимателей — это отдельная важная работа, которую мы ведем».

Директор Центра корпоративной социальной ответственности и нефинансовой отчетности РСПП Елена Феоктистова, в свою очередь, отмечает, что проблема нефинансовой отчетности для отечественного бизнеса так же актуальна, как и для предприятий в любой другой стране:

«Информационная открытость бизнеса — это один из важнейших аспектов конкурентоспособности компаний как внутри страны, так и на международной арене. Бизнесу, который закрыт информационно, не доверяют ни инвесторы, ни партнеры, ни государство, ни потребители. Российские компании часто сталкиваются с настороженным отношением партнеров на внешних рынках именно потому, что не хватает информации о том, как компании контролируют свое воздействие, насколько ответственно они относятся к своей работе в данной области».