Импакт-инвестирование

Импакт-инвестирование (impact investing) — в переводе с англ. — «инвестиции воздействия», «инвестиции влияния», «инвестиции социального воздействия» — это вложение средств в организации и проекты с целью получить не только прибыль, но и оказывать социально или экологически полезное действие.

Импакт-инвестирование подразумевает измерение социальных и экологических результатов — столь же строгое, как и финансовых показателей.

История термина

Термин «импакт-инвестирование» появился в 2007 году. Тогда по инициативе Фонда Рокфеллера, холдинга JPMorgan Chase и Агентства США по международному развитию (USAID) было принято решение организовать Глобальную сеть импакт-инвестирования (Global Impact Investing Network, GIIN).

Организация была официально зарегистрирована в 2009 году. Ее первоначальными участниками стали несколько крупнейших социальных инвесторов, в том числе Oxfam, Shell Foundation и Endeavor. Впоследствии к ним присоединились такие корпорации и фонды, как Morgan Stanley, UBS, BNP Paribas, Credit Suisse, Deutsche Bank, Фонд Билла и Мелинды Гейтс и другие.

На 2018 год GIIN насчитывала более 220 членов по всему миру, а годовые объемы их совокупных импакт-инвестиций составляли около $228 млрд.

Рынок импакт-инвестирования и его перспективы

По оценке GIIN на 2019 год импакт-инвестиции совершали 1 340 организаций по всему миру, а общий объем рынка достигал $502 млрд. В 2009-м он составлял около $50 млрд, то есть речь идет о десятикратном росте за последнее десятилетие.

Импакт-инвестирование как подход приобрело глобальную популярность. По данным американского банка U.S. Trust, 93% инвесторов моложе 35 лет считают уровень социально-экологической ответственности бизнеса одним из ключевых факторов для принятия решения о финансировании. А судя по опросу Ernst & Young, подавляющее большинство институциональных инвесторов осознают, что экологические, социальные и внутрикорпоративные проблемы, связанные с деятельностью компании, имеют реальное и исчисляемое воздействие на ее финансовые результаты.

Еще один фактор роста импакт-инвестирования — его выгодность. С одной стороны, большинство инвесторов уверены, что социально ответственные компании значительно обгоняют своих конкурентов в долгосрочной перспективе. С другой, инвестиции в отдельные экологические или социальные направления могут показывать сотни процентов эффективности за считанные годы. В целом же 91% участников GIIN сообщали, что вложения в социальные и экологические проекты превзошли их ожидания, в том числе по финансовым показателям.