Геймификация (gamification) — применение подходов, распространенных в компьютерных играх, в неигровых процессах. Позволяет повысить вовлеченность участников в решение прикладных задач, использование продуктов и услуг, поднимает уровень лояльности аудитории и так далее.
Термин «геймификация» появился в начале 2000-х в среде разработчиков программного обеспечения. Популярность он начал приобретать после 2010 года, когда стали появляться первые примеры применения этого подхода в интернет-сайтах, мобильных приложениях, образовательных курсах.
Поскольку у термина еще нет четкой устоявшейся формы в русском языке, часто можно встретить варианты «геймизация», «игроизация» или «игрофикация».
Геймификация повышает эффективность рутинных процессов за счет повышения интереса к их исполнению. Для этого применяются самые разные элементы из компьютерных игр, например:
очки, баллы или отличительные награды, которые начисляются или выдаются за успешные действия или завершение определенных этапов;
таблицы лидеров и графики производительности, которые мотивируют участников процесса набирать больше очков, то есть выполнять все действия быстрее или эффективнее;
индикаторы прогресса (progress bar), которые наглядно отображают, какая часть задачи выполнена и сколько осталось до ее завершения;
уровни участников процесса, которые повышаются по мере завершения отдельных этапов;
виртуальные персонажи («аватары»), состояние или свойства которых меняются по мере прогресса участников.
Геймификация может касаться не только цифровой сферы, ее частным примером являются всевозможные программы лояльности с картами клиентов, накоплением скидок, бонусными баллами, стикерами, милями и так далее.
Такой подход находит применение в самых разных сферах: от маркетинга до благотворительности и социально-экологических проектов, от проектирования интерфейсов программного обеспечения, интернет-сайтов и мобильных приложений, до разработки программ обучения и даже социальной интеграции.