Я не робот

Новые технологии, хотя и меняют нашу жизнь к лучшему, способны нанести ощутимый удар по многим людям, изменить систему ценностей и коммуникаций, создать серьезные глобальные кризисы, в особенности на рынке труда. Массовая роботизация производств может привести к тому, что работа будет или у тех людей, кто стоит гораздо дешевле робота, или у тех, кто гораздо умнее его. При таком сценарии пропасть между богатыми и бедными будет только расти, а управлять людьми с низкой квалификацией станут роботы.

Фото: pymnts.com

Нашествие машин

Многие эксперты сегодня пытаются спрогнозировать, какое количество рабочих мест в обозримом будущем могут потерять люди в связи с повсеместной роботизацией. Цифры выглядят угрожающе. Так, согласно опубликованному в 2013 году исследованию экономиста Карла Бенедикта Фрея и специалиста по машинному обучению Майкла Осборна из Оксфордского университета, к 2033 году в США под натиском роботизации может исчезнуть до 47% рабочих мест. А по оценкам консалтинговой компании McKinsey & Company, к 2030 году в глобальном масштабе работу могут потерять от 400 до 800 млн человек. Осваивать новую специальность, согласно разным сценариям, понадобится от 75 до 375 млн человек.

Роботы вторгаются во все новые и новые профессиональные сферы. Кассиры уже теряют работу из-за появления касс самообслуживания в супермаркетах, метро, сетях быстрого питания и т.д. Водителям такси уже сейчас стоит задуматься над тем, что они будут делать, когда пассажиров начнут перевозить беспилотники. Например, «Яндекс» уже к 2022 году планирует массовый запуск беспилотных такси в Москве, а в других регионах — в 2023-м. Активно трансформируется и производственная сфера: до страны уже докатился бум создания «безлюдных» производств. Например, компания «Норникель» утвердила программу развития информационных технологий до 2023 года, которая включает переход к технологии «безлюдных рудников» с применением беспилотной техники и минимумом обслуживающего персонала.

«Если мы вдруг глубоко уйдем в беспилотные технологии, то, скорее всего, профессия „водитель“ может преобразоваться в профессию, назовем ее условно, „геймер“. Навык управления самосвалом на джойстике в удаленном режиме — почти игровой навык, здесь не надо чувствовать самосвал, здесь нужны другие навыки...».

Директор департамента ИТ «Норникеля» Юрий Шеховцов в интервью TAdviser

Тревожит в этой ситуации не то, что роботы вытесняют людей с их рабочих мест, а то, что работы лишаются люди средней квалификации. А их сейчас на рынке труда — большинство. По словам амбассадора Университета Сингулярности в России Евгения Кузнецова, за последние 40 лет спрос рос или на низкоквалифицированную рабочую силу, или на людей с очень высокой квалификацией, обладающих уникальными навыками.

«После новой технологической волны всю работу с объектами будут делать роботы. На своих рабочих местах останутся либо те, кто дешевле робота, либо те, кто заметно умнее. Между людьми с высокой и низкой квалификацией будут стоять не другие люди, а роботы. В перспективе это угрожает своего рода сегрегацией. Это разрывает традиционные социальные и персональные связи в обществе. Все технологические революции последнего времени приводят ко все большему разрыву между бедными и богатыми», — утверждает Евгений Кузнецов.

Искусство быть человеком

Авторы тревожащих воображение прогнозов предлагают идеи выживания в новых условиях. Они ищут сферы деятельности, в которых машина не может заменить человека. Такие существуют. По утверждению Евгения Кузнецова, есть профессии, которые люди не доверят роботам. «Это, к примеру, медсестры. Их основная задача — оказание физической, а зачастую и психологической помощи пациентам. По-прежнему останется важной работа с людьми. Нужны будут профессии врача, преподавателя», — уверен он.

Если высокий эмоциональный интеллект и умение общаться смогут обеспечить выживание на рынке труда, то такое качество, как креативность, способно дать значимое конкурентное преимущество над машинами. Как объясняют эксперты, причина в том, что роботы неспособны придумывать новое. Они могут действовать только по заранее заданному алгоритму. Поэтому все, что остается человеку в новых условиях, — это становиться все более креативным и творческим.

«Креативность — это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».

Американский психолог Элис Пол Торренс, создатель многочисленных тестов оценки творческого мышления

Практика креативности

Легко сказать — становитесь креативными. Но можно ли этому научиться? Активно изучать креативность на Западе начали в 60-70-х годах прошлого века. Несмотря на многочисленные исследования, среди ученых до сих пор нет единого понимания, от чего зависит уровень креативности человека и какое влияние на него оказывают интеллект, личностные черты, когнитивные навыки, мотивация. Креативностью называют способность человека порождать необычные идеи, находить решения в проблемных ситуациях, отклоняться от традиционных схем мышления. Другими словами, это определенная ментальная стратегия, которой, по мнению многих, можно научиться. Целый ряд современных психологов говорят, что это качество присуще любому человеку.

Пока ученые изучают само явление, талантливые люди, чувствуя интерес общественности, пытаются из своего творческого опыта синтезировать таблетку креативности для других. Так, журналист, автор стихов, пьес, сценариев Джулия Кэмерон разработала свой «Путь художника» — практический курс для раскрытия творческих способностей человека. «В некотором смысле все мы творцы, и наша жизнь становится главным произведением», — считает Джулия Кэмерон. «Почему все мы должны пользоваться своей творческой силой? Потому что ничто другое на свете не делает людей такими щедрыми, радостными, оживленными, смелыми и сочувствующими и такими безразличными к войне и накоплению денег и вещей», — цитирует Кэмерон писателя и журналиста Бренду Уэланд.

«Процесс творчества (...) — признак полного эмоционального здоровья, (...) проявление самореализации нормальных людей. Творческие способности должны в одинаковой степени проявляться в деятельности как художника, так и ученого, ими должен обладать как мыслитель, так и эстет, их нельзя ограничивать какой-либо сферой: они проявляются как у лидеров современной технической цивилизации, так и в обычных отношениях матери и ребенка. Сутью творчества, как удачно определяет словарь Уэбстера, является процесс "созидания", "вызывания к существованию"».

Психолог Ролло Мэй, «Мужество творить»

Одна из важнейших тенденций последнего времени — запуск в ведущих вузах мира программ, обучающих основам креативности. Например, Стэнфордский университет создал школу d.school, главным фокусом работы которой стало развитие творческого мышления, на стыке разных дисциплин. Массачусетский технологический институт разработал онлайн-курс, посвященный природе креативности и помогающий раскрыть свой творческий потенциал.

В этом же направлении пытаются двигаться и некоторые российские вузы. В прошлом году на базе Университета ИТМО (Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики) была запущена новая общеуниверситетская дисциплина «Креативные технологии». Она сочетает разработки ведущих мировых вузов с отечественным опытом в области развития креативного мышления и творческих способностей — к примеру, навыков актерского мастерства.

Классовый интерес

Некоторые ученые пошли еще дальше в осмыслении понятия креативности. Американский экономист Ричард Флорида ввел понятие креативного класса. Это люди, которые зарабатывают деньги тем, что проектируют и создают новое. Согласно концепции Флориды, ядро креативного класса — представители профессий, связанных с наукой и техникой, архитектурой и дизайном, образованием, искусством и индустрией развлечений. Также в состав креативного класса входят профессионалы из таких сфер, как бизнес и финансы, право, здравоохранение. Все эти специалисты занимаются решением сложных задач, требующих независимых суждений и высокого уровня образования. Согласно исследованию Флориды, на протяжении XX века креативный класс увеличился в 10 раз и продолжает расти.

«Многие утверждают, что мы живем в эпоху информационной экономики, или экономики знаний. Тем не менее в действительности в основе современной экономики лежит креативность. Именно креативность (согласно словарю Уэбстера, это „способность создавать значимые новые формы“) стала "решающим" фактором конкурентного преимущества. Практически во всех отраслях — от автомобилестроения до индустрии моды, от пищевой промышленности до информационных технологий — в долгосрочной перспективе побеждает тот, кто способен творить».

Ричард Флорида, «Креативный класс: люди, которые создают будущее».

Однако в теории Ричарда Флориды есть важный нюанс: по его мнению, «креативный класс» может существовать только там, где для него созданы условия. Флорида разработал «теорию трех Т» — талант, толерантность, технологии. Люди «креативного класса» предпочитают жить в атмосфере дружелюбия и открытости, где никто не настроен против науки, где нет беспрекословного подчинения власти.

Воспитание креативного класса может стать одной из главных задач для властей многих стран мира, если они хотят сгладить негативное воздействие грядущих перемен на рынке труда. Исследователи начали сравнивать условия для развития креативного класса в разных странах мира и в отдельных городах. К примеру, появились «Глобальный рейтинг креативности», который в 2015 году составил канадский исследовательский институт Martin Prosperity, или Индекс креативного капитала российских городов, который ежегодно подсчитывают специалисты фонда Calvert 22 и консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers. Число таких исследований будет только расти, как и программ различных общественных организаций, учебных заведений и госучреждений, направленных на развитие креативности и раскрытие творческого потенциала людей.

На вашей почте письмо со ссылкой для подтверждения подписки