Тоталитарный Диснейленд Ильи Хржановского

Картина «Дау. Наташа» режиссера Ильи Хржановского получила «Серебряного медведя» за лучшую операторскую работу на Берлинском кинофестивале-2020. Это только один из 16 фильмов Хржановского, снятых за 12 лет внутри проекта «Дау». С самого начала вокруг него ходили слухи, будто актеры работают бесплатно, страдают от физического, психологического и сексуального насилия, их принудительно удерживают на съемочной площадке. Номинация «Дау» на награду Берлинале возмутила нескольких российских журналистов: они обвинили организаторов фестиваля в поощрении насилия. Plus‑one.ru рассказывает, что нужно знать о главном киноскандале года.

Что такое «Дау»

Съемки «Дау» начались в 2008 году и проходили в основном в Харькове, а также в Баку, Москве, Лондоне и Копенгагене. Фильм задумывался как рассказ об эксцентричном советском физике, лауреате Нобелевской премии Льве Ландау в эпоху сталинского тоталитаризма. В основу картины легли мемуары жены ученого Конкордии (Коры) Терентьевны Ландау-Дробанцевой и архивные документы. Специально для съемок в Харькове были построены декорации Института физических проблем АН СССР и кварталов Москвы 1950-х годов, в которых актеры работали и жили несколько лет. Из фильма про советского физика «Дау» превратился в проект: одни называют его сталинским «Шоу Трумана», другие — диктаторским Диснейлендом.

В декорациях, даже за кадром, актерам запрещалось использовать гаджеты, носить современную одежду и использовать современную лексику. Хржановский объяснял, почему он поставил такие условия: чтобы добиться от актеров максимального погружения в атмосферу довоенного тоталитаризма. Большинство людей в кадре — непрофессиональные актеры, среди них националист Максим «Тесак» Марцинкевич, бывший сотрудник КГБ Владимир Ажиппо, нобелевский лауреат Роберт Гросс, а также секс-работницы и тюремные надзиратели.

Участвовали в съемках «Дау» и знаменитости, и профессиональные актеры, в частности, дирижер Теодор Курентзис, оператор Юрген Юргес, режиссер Анатолий Васильев, актрисы Наталья Бережная, Радмила Щеголева, вокалист группы «АукцЫон» Леонид Федоров и другие. На иностранные языки фильм озвучивали актеры Жерар Депардье, Фанни Ардан, Изабель Юппер, Уильям Дефо.

Претензии к «Дау»

По ходу съемок Хржановский все больше внимания уделял исторической реконструкции эпохи, он отошел от четкого сценария и предался импровизации. С таким форматом не все актеры смогли или захотели справляться: из-за большой текучки за три года через «Дау» прошли тысячи людей — сколько именно, не знает даже сам режиссер. Сам Хржановский заявил, что большинство тех, кто ушел из проекта, он уволил сам.

В 2011 году американский GQ опубликовал репортаж журналиста Михаила Идова, который побывал в Харькове на съемках «Дау». Он рассказывал, как на входе в «Институт» его встретили и потребовали переодеться в советскую одежду: подтяжки для носков, коричнево-кирпичные ботинки, сорочку, колючее нижнее белье — хотя Идов даже не собирался показываться в кадре.

В период съемок в рунете появлялись анонимные рассказы предположительно бывших участников проекта о физическом и психологическом насилии на площадке.

В начале 2019 года французским зрителям показали 700 часов видеоматериала проекта «Дау», отснятого за три года. Журналистка консервативного издания Le Figaro, которая участвовала в организации показа фильма в Париже, заявляла, что «атмосфера происходящего напоминала секту». На Хржановского обрушилась критика, в основу которой легли обвинения в физическом, психологическом и сексуальном насилии над актерами.

Несколько российских журналистов написали письмо директорам Берлинале, так как, по их мнению, фильм «Дау. Наташа» содержит «сцены несимулированного психологического и физического насилия». Например, в одной из них в главную героиню, которую сыграла актриса Наталья Бережная, заставляют ввести в себя стеклянную бутылку. Журналисты посчитали, что такой фильм неэтично включать в список номинантов и обвинили руководство Берлинского фестиваля в поощрении насилия.

«Почему в дни приговора Харви Вайнштейну, в эпоху борьбы с культурой насилия и злоупотреблениями властью в киноиндустрии, Берлинский фестиваль не видит этической проблемы во включении в основной конкурс фильма, содержащего сцены несимулированного психологического и физического насилия с участием непрофессиональной актрисы, а также сцены секса людей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения? [...] Значит ли это, что фестиваль поддерживает ситуации, в рамках которых участникам съемок было дозволено злоупотреблять властью?», — спрашивают журналисты в письме Карло Шатриану и Мариетте Риссенбеек.

Ответ на критику

«Я — единственный, кто был в рабстве. Тоталитарные силы проекта распространялись только на меня, потому что я не мог из этого проекта уволиться», — заявил Хржановский. Он, оператор Юрген Юргес, актрисы Наталья Бережная и Ольга Шкабарня отрицают, что для сцен насилия в «Дау» использовались преступные методы. «Все взрослые люди, все все осознавали. Это все снималось на кинопленку, не было никаких скрытых камер, когда люди не понимали, что их снимают», — объяснил режиссер.

«Если вы реализуете подобный проект, то у вас очень разная эмоциональная динамика в группе, и, конечно же, появление слухов неизбежно, — заявил The Variety Хржановский. — Это не Голливуд. Это проект о том, как люди сознательно решают отправиться в путешествие, трудное эмоциональное путешествие». Он заверил, что во время съемок «было много конфликтов, но все они касались работы».

На вопросы журналистов о сексуальном, физическом и психологическом насилии над женщинами во время съемок Хржановский ответил, что люди анонимно распространяли такие сплетни в российских источниках: «У них нет имён, это очень советская практика». Некоторые жаловались на то, что режиссер проводил многочасовые собеседования и задавал интимные вопросы. «Конечно, мы говорили о насилии и любви, о сексе и смерти, так как в фильмах есть очень откровенные сцены. Как можно реализовать этот проект, не являясь его частью?»

Несмотря на то, что насильно актеров никто не удерживал, многие из них жили на съемочной площадке, некоторые там же поженились и завели детей. «Съемочной группе, остальным работникам, да и нам порой тоже было трудно: [работать]по 18 часов из 24 [в сутки]не всем по плечу. Но и отдых был тоже, конечно», — рассказывала Wonderzine актриса Ольга Шкабарня. Обвинения журналистки Le Monde в том, что Хржановский якобы поил всех клофелином, абсурдны, отметила она: «Нет, там был только алкоголь».

Министерство культуры РФ запретило к показу четыре фильма из-за «пропаганды порнографии». «Это не пропаганда порнографии, это не порнография, — настаивает Хржановский. — Это произведение искусства. Когда вы видите обнаженную фигуру в картинах Рубенса или Рембрандта, вы же не говорите, что это пропаганда порнографии, правильно?». Авторы «Дау» подали в суд на Минкульт, но пока их иск не удовлетворен.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Автор

Тамара Муллаходжаева