Из-за пандемии и режима самоизоляции 2020 год станет рекордным по уровню безработицы в России за последние девять лет, прогнозирует Минэкономразвития РФ. Доходы россиян тоже падают, многие представители малого и среднего бизнеса признаются, что вряд ли смогут продолжить работу. Plus-one.ru поговорил с бизнес-тренером Алексеем Лосенко о том, что в кризис происходит на рынке труда, стоит ли сейчас менять профессию и как это сделать правильно.
При отсутствии финансового резерва лучше всего снизить планку требований и соглашаться на любую работу, даже если это доставка в «Яндекс.Еде». В этой сфере вакансий сейчас очень много: те же интернет-магазины испытывают огромный дефицит людей.
Если вы прямо сейчас размышляете над тем, стоит ли вам сменить профессию, то притормозите. Принято считать, что кризис — это время возможностей, но это не так. У большинства людей кризис отбирает возможности. У вас просто нет в запасе достаточного времени, чтобы полноценно освоить новую специальность, получить дополнительное образование. Пока самая лучшая стратегия — держаться за то, что есть. Но при этом готовиться к переменам: накапливать «финансовую подушку» и параллельно приобретать новые навыки.
Полезно следить за обзорами рынка и зарплат на сайтах рекрутинговых компаний. Если количество вакансий снижается, а уровень зарплат падает, то это как минимум сигнал к тому, чтобы задуматься о ваших перспективах.
Многие люди начинают думать о смене профессии, когда слышат от кого-то, что, к примеру, профессия бухгалтера или юриста, или менеджера по туризму «умирает». Но «смерть» любой профессии занимает десятилетия. О том, что бухгалтеры будут не нужны, я слышу, наверное, уже лет 15. А эта профессия до сих пор живее всех живых.
Или, к примеру, менеджер по туризму. По идее, эта профессия должна была исчезнуть, еще когда появились сервисы Booking.com, Airbnb. Но этого не произошло, — всегда остаются те, кто не разбираются в технических тонкостях или настолько заняты, что готовы платить тому, кто возьмет организацию путешествия на себя. Сейчас эти специалисты особенно пострадали, но я предполагаю, что многие из них переориентируются с сильно просевшего сегмента массового и среднеценового туризма на VIP-туры и эксклюзивный сервис.
Вообще, сегодняшний кризис очень по-разному повлиял на различные отрасли. В каких-то секторах его будто и нет: например, в IT-индустрии по-прежнему раз в несколько месяцев зарплаты увеличиваются, и найти работу специалистам с опытом здесь несложно. Также практически не затронуты кризисом фармбизнес, пищевая промышленность, оборонка. Очень хорошо себя чувствуют компании, у которых до пандемии была хорошо развита онлайн-доставка: «Озон», Lamoda, Wildberries и другие буквально захлебываются от количества заказов.
При этом многие салоны красоты, наоборот, не откроются после самоизоляции. Но я уверен, специалисты смогут перейти в разряд самозанятых и развивать частную практику — на дому, или в небольших кабинетах, где проще обходить требования безопасности.
Самый важный маркер, на который я как карьерный консультант рекомендую обращать внимание — ваши собственные ощущения. Вам действительно нравится то, что вы делаете? Если да, то оставайтесь в профессии, кто бы что ни говорил, — вы всегда себя найдете в любимом деле. Если нет, подождите стабилизации рынка и смело меняйте ситуацию.
Прежде всего, нужно четко определиться с желаемым будущим. Задайте вопрос: «Чем я хочу заниматься до конца своих дней?» Именно так, бескомпромиссно — «до конца своих дней». Через несколько лет вы можете пересмотреть свои взгляды, но сначала определите для себя четкий вектор: «От чего у меня появляется энергия?» и «Чем я буду заниматься, если у меня решен вопрос денег?»
Перекиньте мостик из точки А (ваше текущее состояние) в точку Б (ваш желаемый образ будущего). Например, сейчас вы кассир в «Пятерочке», но хотите стать директором по маркетингу в крупной компании. На этом этапе вам необходимо досконально изучить желаемую профессию: какое должно быть образование, какие навыки нужны, сколько лет занимает путь от новичка до кресла директора, уровень зарплат и так далее. Смотрите открытые резюме директоров по маркетингу, которые опубликованы на HeadHunter и подобных ресурсах. Изучите их вдоль и поперек.
Следующий шаг — найти людей, которые уже реализовали ваш план на будущее, то есть успешных директоров по маркетингу. Вам в помощь знакомые и соцсети. Попросите такого человека рассказать об основных этапах и подводных камнях на этом пути. Будьте готовы к тому, что, возможно, за консультацию придется заплатить. Гарантирую, информация, которую вы получите от таких людей, просто бесценна. Она сэкономит вам годы поисков и сотни тысяч рублей или даже долларов, потраченных на образование, которое может быть совсем необязательным.
Вы должны быть готовы к падению заработков. Но есть и хорошая новость: по моим наблюдениям, карьерный рост во второй и последующих профессиях происходит намного быстрее, чем в первой. Также приготовьтесь к высокому уровню дискомфорта и стресса при освоении новых навыков. Это неизбежно. Обязательно запланируйте два часа в день на обучение и будьте дисциплинированны, иначе успехов вы не добьетесь.
Оставляйте себе право на ошибку. Многих губит перфекционизм. Два раза попробовали — не получилось, делаем вывод, что это «не мое». Но ошибки будут неизбежно. Другая крайность — завышенные ожидания. Так происходит, когда человек выбрал специальность «по картинке в журнале» и не удосужился копнуть глубже.
Последнее, что стоит помнить тем, кто меняет профессию. Даже если второй раз вы строите карьеру совершенно осознанно, это не значит, что вам когда-нибудь не захочется снова все поменять. Постоянно задавайте себе вопросы: «Что нравится?», «Что не нравится?», «Чего я хочу?» Пусть вас не останавливает наш унаследованный от СССР менталитет. Это в те времена считалось, что у человека должна быть одна профессия, а лучше и один работодатель на всю жизнь. Времена изменились, и каждому из наших современников, скорее всего, придется менять профессию в течение своей жизни — и, возможно, не один раз.
Записала
Наталья Горова