Международная исследовательская компания Euromonitor International назвала 10 основных трендов потребительского рынка в 2022 году. Один из них — рост популярности онлайн-потребления среди людей старшего поколения. Почему пожилые все чаще отдают предпочтение покупкам в интернете и какие возможности это открывает перед бизнесом — в материале Plus-one.ru.
С 2021-го по 2040 год численность мирового населения в возрасте 60 лет и старше вырастет на 65% — до 2 млрд человек, прогнозируют аналитики Euromonitor International. Оказалось, что люди старшего поколения все активнее осваивают цифровые инструменты. Во многом к этому их подтолкнули месяцы пандемии, когда они оказались заперты дома. Сейчас с помощью гаджетов пожилые люди ищут информацию в интернете, читают новости, пользуются социальными сетями, медицинскими и банковскими услугами, слушают музыку и покупают продукты.
В пресс-службе портала для пожилых людей «Баба-Деда» (предоставляет актуальную информацию об услугах, мероприятиях и других возможностях для лиц старшего возраста) соглашаются, что в последние два года старшее поколение активно осваивает интернет и различные цифровые сервисы. Пандемия, по словам специалистов, стала тому не основной причиной, а лишь дополнительным толчком. «Современные пенсионеры не хотят быть „динозаврами“ и отрываться от происходящих вокруг событий, актуальных новостей, от общения с близкими. А без интернета делать это все сложнее», — пояснили Plus-one.ru в «Баба-Деда».
Исполнительный директор благотворительного фонда помощи нуждающимся в постоянном уходе «Долголетие» Ольга Пастухова добавляет, что новые технологии делают пожилых людей независимее: им не нужно дожидаться приезда молодых родственников или волонтеров. «Они вынуждены ограничивать свою активность, избегать людных мест, но вполне успешно справляются с заказом продуктов и других необходимых товаров через интернет», — говорит Ольга Пастухова.
По оценкам Росстата, в начале 2021 года в стране жили 36,9 млн людей старше трудоспособного возраста — это 25% от всего населения РФ. Совместное исследование «Баба-Деда» и аналитической компании GfK показало, что каждое четвертое домохозяйство в стране состоит из людей старше 50 лет. Вклад таких семей в объем рынка товаров повседневного спроса составляет 21%, или 2 трлн руб. Более 70% «пожилых» домохозяйств не имеют кредитов и ипотеки и не планируют покупать недвижимость или автомобиль, отмечают аналитики. Большую часть своих денег они тратят на товары повседневного спроса, причем не самые дешевые, как это принято считать.
«Нам очевидно, что вклад людей старше 50 лет может быть еще выше за счет смешанных домохозяйств, в которых живут и старшее поколение, и их дети. И если ретейлеры заинтересованы выигрывать на высококонкурентном рынке, то старшее поколение, которое многие недооценивают как потребителей, — это прекрасный выбор», — комментируют в «Баба-Деда».
Высокая конкуренция, как утверждает президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов, заставляет ретейлеров быстро реагировать на запросы покупателей. Уже сейчас процесс оформления заказов максимально упрощен: не нужно каждый раз заново вводить данные карты и адрес доставки, они автоматически сохраняются в личном кабинете. «Максимальная кастомизация сервисов — это главное, что сегодня отличает сферу интернет-торговли и розницу в целом», — рассказал Plus-one.ru эксперт.
По данным Росстата, в 2020 году более 30% пользователей интернета в стране были старше 50 лет. На людей в возрасте 50-54 лет приходилось 8,3% активных пользователей сети (выходили в сеть в течение последних трех месяцев). Доля интернет-пользователей в возрасте 55-59 лет составляла 9,3%, а в возрасте 60-74 года — более 15,4%. В Росстате также подтверждают, что в последнее время растет процент людей старше 50 лет, которые заказывают товары и услуги онлайн. Если в 2017 году их доля составляла 21,8% от общей численности населения, то в 2020-м — уже более 27,7%.
Количество людей, которые заказывают товары и услуги через интернет, согласно докладу Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, растет и в других возрастных группах. В 2020 году онлайн-покупки совершали 40% взрослых жителей страны — в два раза больше, чем пять лет назад. При этом активнее всего в сети покупали люди в возрасте 20–40 лет (60%). За ними следуют люди 40–49 лет (чуть меньше 50%), 50–54 лет (около 30%) и 55-59 лет (25%). Люди старшего поколения, как отмечается в докладе, по-прежнему предпочитают традиционный шопинг: только 12% населения в возрасте 60–74 лет в 2020 году заказывали что-либо онлайн.
Артем Соколов из АКИТ тоже говорит о том, что количество покупателей в интернет-магазинах значительно выросло за последние два года. Сейчас, по его словам, онлайн покупают уже более 70 млн россиян по сравнению с 40 млн в 2019 году. «Нельзя сказать, что такое увеличение произошло только за счет притока представителей старшего поколения. Хотя, безусловно, их присутствие стало заметным: если до пандемии на людей старше 55 лет приходились единичные покупки, то сейчас они делают более 15% всех заказов», — рассказал специалист. При этом самые активные покупатели в интернете — это люди в возрасте 35-44 лет: на них приходится больше трети заказов, заметил он.
На то, что люди старшего возраста стали активно пользоваться интернет-ресурсами во время пандемии, указывают и результаты исследований российских банков. Так, в «Московском кредитном банке» отметили, что с момента введения режима самоизоляции клиенты в возрасте старше 65 лет стали в полтора раза чаще заказывать продукты на сайте супермаркетов. Они также стали тратить на 40% больше на онлайн-покупку товаров для дома.
В банке «Русский стандарт» обнаружили, что люди старше 60 лет тратят на интернет-заказы вдвое больше, чем в офлайн-магазинах. Специалисты проанализировали операции по картам у клиентов всех возрастов за первые восемь месяцев 2021 года. Оказалось, что у людей старшего возраста средний чек в интернет-магазинах был на 87% больше, чем в традиционных: чуть больше 2 тыс. руб. по сравнению с 1,1 тыс. руб. Эти интернет-пользователи больше всего тратили на покупки в супермаркетах, товары для здоровья, транспорт и путешествия, товары для дома, рестораны и доставку еды.
Тем не менее люди старшего поколения по-прежнему чаще отдают приоритет привычным походам в магазин, говорят в банке «Русский стандарт». Среднее количество покупок в офлайн-точках в течение восьми месяцев составляло 6,9 по сравнению с двумя на интернет-площадках.
«Онлайн-шопинг — это не мое, — рассказала Plus-one.ru Instagram-блогер Ольга Киприяновна (Ольга Никитина, 69 лет). — Мне надо все пощупать и потрогать. Пару раз заказывала одежду и не ношу, так как она не соответствовала ожиданиям». При этом блогер уверена, что людям старшего возраста необходимо повышать свою цифровую грамотность. «Постоянно обращаться за помощью — это не очень удобно, да и не все и не всегда готовы помочь», — сетует она.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Автор
Евгения Чернышёва