«Мы не хотим дышать угольной пылью и болеть раком»

К 2026 году под Выборгом должен быть построен порт, который после выхода на полную мощность станет перевалочным пунктом для 20 млн тонн угля в год. Местные жители выступают против строительства, поскольку считают, что угольный порт несет серьезные риски для здоровья. Plus‑one.ru поговорил с центром экологической экспертизы, который готовит независимую оценку проекта, и с компанией «Приморский УПК», которая его реализует.

Вплотную к жилым домам в Приморском городском поселении Выборгского района будет возведен морской порт для транспортировки около 20 млн тонн угля в год. Согласно проекту, прошедшему, как уточнили в Центре экспертиз ЭКОМ, общественные слушания, объект будет граничить с поселком Ермилово и деревней Карасевкой и расположится недалеко от поселения Балтийского. Совокупно в них живут несколько тысяч человек. Строительство порта запланировано с 2021-го по 2026 год. Заказчик — ООО «Приморский УПК», один из его владельцев — крупный предприниматель Илья Трабер, собственник портовых терминалов в Ленобласти и множества компаний в сфере легкового и водного транспорта, а также недвижимости.

Чтобы отстаивать свои интересы, жители Выборгского района создали инициативную группу «Против порта в Приморске». Они заявляют, что не хотят «дышать угольной пылью, чтобы дети болели легочными, онкологическими и другими заболеваниями». Кроме того, люди опасаются загрязнения подземных водоносных горизонтов — питьевую воду они получают из колодцев. Петицию об остановке строительства угольного порта на сайте Change.org на момент публикации подписали почти 18,5 тыс. человек.

Площадь объекта и его инфраструктуры составит 750 га — в пять раз больше территории спорткомплекса «Лужники» в Москве. Местные жители уверяют, что там уже вырублены почти все деревья.

Хотя проект угольного порта прошел общественные слушания еще в 2019 году, активисты заказали его общественную экологическую экспертизу у центра ЭКОМ — он занимается защитой экологических прав граждан. В том же году центр зарегистрировал право на экспертизу в администрации Приморска и запросил документы у «Приморского УПК». До декабря 2020 года компания отвечала, что дорабатывает бумаги, говорит руководитель экспертного центра Александр Карпов.

1 / 0

«А в декабре жители прочитали в местной газете, что организация подала документы на госэкспертизу. Уже в январе компания получила одобрение Росприроднадзора. Между декабрем и январем мы повторно затребовали документы — и получили ответ, что информация конфиденциальна. Тогда мы подали к компании иск в Арбитражный суд за отказ в предоставлении документов, и „Приморскому УПК“ пришлось выслать нам проект на 748 томов», — рассказывает Александр Карпов.

По его словам, часть томов отсутствовала, поэтому активистам пришлось делать еще один запрос, чтобы получить всю необходимую информацию.

Глава центра «ЭКОМ» утверждает, что сейчас существуют два проекта с одинаковым названием, но разным содержанием. Тот, который получил центр, не проходил общественные слушания. А тот, который выносился на обсуждение с жителями, не был представлен на экологическую экспертизу, говорит Александр Карпов. Эксперт не смог рассказать о ключевых различиях проектов из-за соглашения о конфиденциальности между центром «ЭКОМ» и «Приморским УПК».

Александр Карпов считает, что строительство порта будет иметь негативные последствия — как локальные, так и межрегиональные. По его словам, часть жилых домов в поселении Приморском и поселке Балтийском может быть отрезана от внешнего мира и оказаться внутри промзоны. Автодороги у поселения будут перегружены и разбиты, так как по ним станут массово завозить стройматериалы и вывозить грунт; изменится состав и численность населения. «У властей Приморского городского поселения нет генплана, они не могут прогнозировать проблемы, с которыми столкнутся при строительстве и работе порта», — уверен Александр Карпов.

Проект затронет и жителей поселков на Карельском перешейке, добавляет он: «Пока не построен дополнительный железнодорожный обход Петербурга, вся нагрузка по доставке угля и прочих грузов в порт ляжет на ветку „Пискаревка — Сосново“. Это может затруднить пригородное сообщение и работу переездов». Кроме этого, в общественной экспертизе центра ЭКОМ будут отражены и последствия строительства объекта для окружающей среды.

Александр Карпов напоминает, что в нескольких километрах от будущего порта расположен заказник «Березовые острова». Шум от строительных работ и перевалки грузов может нарушить жизнь его обитателей: «Через эту территорию проходит Беломоро-Балтийская ветвь Восточно-Атлантического миграционного пути, который ежегодно используют миллионы птиц, в том числе те виды, которые близки к исчезновению. Беспокойство птиц на откормочных стоянках негативно сказывается на их выживаемости и размножении в местах гнездования в „Русской Арктике“. Ухудшение экологической ситуации возле Приморска аукнется дальнейшим опустыниванием берегов Ледовитого океана».

Что говорят заказчик порта и местные власти

В пресс-службе компании «Приморский УПК» Plus‑one.ru заявили, что проект полностью соответствует международным и российским экостандартам. На вопрос о загрязнении воды там ответили, что сточные воды не будут сбрасываться в Финский залив, а после очистки их используют «для полива» (чего именно, не уточнили). Что касается угольной пыли, то в пресс-службе отметили — компания совместно со специалистами Санкт-Петербургского горного университета разработала и запатентовала технологию закрытой перевалки, транспортировки, хранения и погрузки в судно пылящих насыпных грузов: «Она позволила полностью исключить пыление и шумовое воздействие на окружающую среду и акваторию Финского залива». Заказник с краснокнижными птицами находится на достаточном удалении от порта, утверждают в «Приморском УПК».

Набережная в Выборге, Ленинградская область

Там также отмечают, что поселок Балтийское окажется вне промзоны, а в поселении Приморском с собственниками нескольких участков уже подписаны соглашения на выкуп земли. Пригородное железнодорожное сообщение, как заверяют в компании, увеличат на пути из Выборга в Приморск, чтобы доставлять туда рабочих. Чтобы не возникали заторы, на участке построят автомобильные путепроводы. Сроки строительства Северо-Восточного ж/д-обхода Петербурга корреспонденту Plus‑one.ru не назвали. Ранее сообщалось, что он появится к 2030 году. До появления обхода движение грузов будет осуществляться по «действующим путям», сообщили в «Приморском УПК». Что будут делать до этого с увеличенным пассажирским трафиком, в компании не пояснили.

На вопрос о том, почему заказчик больше года не мог представить проект для экспертизы в центре «ЭКОМ», нам ответили, что он прошел общественную экологическую экспертизу в 2020 году (видимо, в другой организации, которую «Приморский УПК» не называет). Проводить новые общественные слушания нет необходимости, потому что с 2019 года проект не изменился, резюмировали в компании.

Аналогичные вопросы Plus‑one.ru задал пресс-службе правительства Ленинградской области, но большую часть из них она перенаправила в «Приморский УПК» и РЖД. Руководитель администрации Приморского городского поселения посоветовал обратиться в администрацию Выборгского района. Но и там предложили использовать информацию «Приморского УПК», добавив лишь, что проект генплана Приморского городского поселения «готов».

Безопасна ли закрытая перевалка угля

Руководитель экологической организации «Друзья Балтики», член международной коалиции «Чистая Балтика» Ольга Сенова в беседе с Plus‑one.ru напомнила, что уже несколько лет в Госдуме обсуждается возможность запрета открытой перевалки угля в морских портах России. Она привела слова бывшего заместителя гендиректора ООО «Управляющая портовая компания» Ирины Ольховской: «Ни один крупный угольный порт в мире не использует полностью закрытую технологию перевалки и хранения угля. [...] Дело в том, что закрытое хранение угля небезопасно — известны случаи возгорания таких складов. В случае взрыва или возгорания угля на закрытых складах экологический ущерб будет колоссальным, при этом закрытое хранение угля полностью не исключает вредного воздействия на окружающую среду».

Эксперт считает, что беспокойство жителей Ленинградской области оправданно. Следуя Парижскому климатическому соглашению, многие страны снижают добычу и использование угля как самого грязного вида ископаемого топлива, который вносит наибольший вклад в глобальное потепление. «Новый угольный порт на Балтике — это краткосрочная выгода для отдельных предпринимателей и огромный долгосрочный ущерб для жителей. А еще утраченная природа побережья и шаг назад в борьбе с изменением климата», — резюмирует эколог.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Владимир Хейфец