ЦУР берут мегаполисы

Мегаполисы становятся локомотивами глобального экономического роста и обеспечивают значительную долю мирового ВВП. Они же вносят серьезный вклад в загрязнение окружающей среды и повышают экологическую нагрузку на планету. Участники Московского урбанистического форума (Moscow Urban Forum), проходившего в концертном зале столичного парка «Зарядье» с 4 по 7 июля, обсудили, как соотносятся планы развития крупных городов и цели устойчивого развития (ЦУР) ООН и можно ли снизить экологические риски от стремительной урбанизации.

Фото: Евгения Чернышева

Урбанизация: плюсы и минусы

Городские агломерации разрастаются с феноменальной скоростью, и к 2050 году как минимум две трети людей будут проживать в городах и на урбанизированных территориях, сообщила заместитель Генерального секретаря ООН Маймуна Мохд Шариф во время панельной дискуссии «New Urban Agenda. На какие ценности ориентируются города сегодня?». Из-за ограниченности ресурсов города будут испытывать все больший стресс. Поэтому сегодня необходимо налаживать эффективное взаимодействие между населенными пунктами. Шариф отметила, что в этом направлении активно работает Программа ООН по населенным пунктам (UN Habitat, ООН-Хабитат), направленная на обеспечение всех жителей планеты качественным жильем и на оказание помощи международному сообществу в достижении ЦУР.

С ООН-Хабитат плотно сотрудничает Россия, заявил министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Владимир Якушев. По его словам, ЦУР лежат в основе национального проекта «Жилье и городская среда», согласно которому к 2024 году в стране на 30% должен вырасти индекс качества и комфортности городской среды и на 50% — сократиться количество городов с неблагоприятной атмосферой.

Мэр Куала-Лумпура Нор Хишам Ахмад Дахлан рассказал, что в малайзийской столице реализуется стратегия развития до 2030 года, цель которой — сделать город максимально комфортным, инклюзивным и энергоэффективным.

К 2020 году Куала-Лумпур планирует уменьшить объем выбросов на 40%, снизить нагрузку на транспортную сеть путем внедрения новых велодорожек и пешеходных маршрутов и избавиться от «слепых пятен», уплотнив застройку в некоторых районах

Мэр Белграда Зоран Радойичич сообщил, что в стратегии развития сербской столицы значительное внимание уделяется внедрению «зеленых» технологий и развитию чистой энергетики. Белград присоединился к инициативе Еврокомиссии «Соглашение мэров по климату и энергетике» и обязался сократить значительную часть выбросов CO2 за счет повышения энергоэффективности зданий. Правительство Анкары уделяет большое внимание сохранению сельскохозяйственных угодий, отметил мэр турецкой столицы Мансур Яваш. Анкара, как и многие крупные агломерации, сталкивается с проблемой притока сельского населения — поэтому городские власти разрабатывают экономические стимулы для жизни на рурализированной территории.

Фото: Евгения Чернышева

Изменения климата и здоровье горожан

О том, как загрязнение атмосферы и экстремальные температуры влияют на здоровье и качество жизни горожан, говорили участники панельной дискуссии «Факторы загрязнения. Практики снижения экологических рисков». Все эксперты сошлись на том, что последствия изменений климата представляют реальную угрозу для растущих мегаполисов и оказывают негативное воздействие не только на мировой экономический рост, но и на физическое состояние людей. Руководитель Программы оценки воздействия окружающей среды на здоровье человека Всемирной организации здравоохранения Марко Мартуцци сообщил, что почти 25% смертей в мире происходит по экологическим причинам и половина из них связана с низким качеством воздуха.

Другая серьезная проблема для системы здравоохранения — риски, обусловленные аномальными температурами

Генеральный директор Парижского климатического агентства (APC) Анн Жиро сказала, что только в прошлом году по связанным с жарой причинам в Париже погибло более тысячи человек. На прошлой неделе в городе установилась сорокоградусная жара, и власти принимают меры для того, чтобы сделать город более комфортным в таких условиях: организуют зеленые зоны, убирают асфальтовое покрытие там, где это возможно, проектируют новые здания с учетом растущих температур.

Москва, как и другие мегаполисы мира, испытывает значительное воздействие климатических изменений. «У нас есть план действий в условиях жары, холода, штормов, ураганов и других аномальных явлений, — заявил глава Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Антон Кульбачевский. — Мы четко понимаем, куда движемся, какие риски оцениваем и как их минимизировать».

Чиновник рассказал, что город стремительно снижает свое воздействие на климат: по сравнению с 1990 годом выброс парниковых газов сократился на 18%, и в ближайшее время этот показатель может достичь 25%. Если в 2010 году в столице было порядка 3 млн автомобилей, выбрасывавших около 1 млн тонн вредных веществ, то в 2018 году в городе насчитывалось 5 млн машин с совокупным объемом выбросов в 780 тыс. тонн. По словам Кульбачевского, 68% горожан уже отказалось от личных автомобилей в пользу общественного транспорта. Кроме того, по Москве уже ездят 300 электробусов, и с 2021 года столица полностью откажется от закупки автобусов с двигателями внутреннего сгорания.

Фото: Евгения Чернышева

Московский урбанистический форум проводится с 2011 года. В этот раз его главная тема — «Качество жизни. Проекты, меняющие города». В ходе деловой программы обсуждались такие вопросы, как жилье, городская среда, технологии, сбалансированное городское развитие и модернизация транспортной и социальной инфраструктуры. 6 и 7 июля начал работу Moscow Urban Fest, участники которого могли ознакомиться с мировыми архитектурными и строительными трендами.

На вашей почте письмо со ссылкой для подтверждения подписки