Медицина уходит в онлайн

Телемедицина, или удаленное лечение, стремительно развивается и ее выгоды вроде бы очевидны: врачебная помощь приходит оперативней, пациент может обратиться к любым докторам. Но как выяснила компания-разработчик программного обеспечения для общения с клиентами Salesforce, 90% людей предпочитают личные встречи с врачами, а 75% хотят, чтобы специалисты приходили к ним на дом.

Авторы исследования отмечают, что телемедицина в США стремительно развивается, при этом спрос среди потребителей по-прежнему остается низким. В онлайн-консультациях заинтересованы 68% респондентов, причем выбор в их пользу чаще делают молодые люди, родившиеся между 1980 и 1996 годом. Среди них этот показатель составил 83% по сравнению с менее чем 50% людей более старшего возраста. 62% респондентов признались, что они готовы обращаться к онлайн-помощи для лечения физиологических заболеваний, и только 27% — для лечения психических.

Зачем нужна телемедицина?

Еще в 1960-е годы возможности телемедицины использовались, чтобы следить с Земли за состоянием здоровья космонавтов. Сегодня дистанционные медицинские услуги доступны и гораздо более широкому кругу пациентов, и перед медиками открывают новые возможности. Это могут быть консультации врача с врачом: так сотрудники международной гуманитарной организации «Врачи без границ» консультируют коллег в Демократической Республике Конго, Южном Судане, Эфиопии и других странах

Работа между врачами и пациентами может вестись по телефону, через мессенджеры или специальные приложения. Пациентов это избавляет от необходимости стоять в очередях, а докторам позволяет трудиться в комфортном режиме. Телемедицина может стать незаменимой и при мониторинге заболеваний, которые требуют постоянного наблюдения — например, диабета или мочекаменной болезни, а также когда нужно оперативно получить «второе мнение» от другого врача.

Какие ограничения есть у виртуальных консультаций?

В некоторых областях, в том числе, в офтальмологии и дерматологии, невозможно обойтись без физического обследования, и пациент может обратиться за помощью только в том случае, если у него на руках уже есть результаты анализов. Трудности могут возникнуть и при необходимости прослушать легкие или сердце, хотя здесь на помощь приходят многочисленные устройства для проведения обследований в домашних условиях, в том числе портативные электрокардиографы для контроля работы сердечно-сосудистой системы, фетальные допплеры, которые позволяют услышать сердцебиение плода и тест-полоски для определения уровня глюкозы, белка, лейкоцитов и других параметров.

Другой недостаток телемедицины — возможная некомпетентность врачей. Так, Департамент здравоохранения Москвы проверил качество услуг восьми телемедицинских сервисов, работающих по линии «пациент-врач», и выявил, что в 100% случаев беседы с пациентами велись с нарушением пропедевтических правил. В 25% случаев специалисты сделали неверные выводы о состоянии здоровья обратившихся, а в 50% дали неправильные рекомендации. «Из этого следует вывод, что в сервисах отсутствует внутренняя система контроля качества, а жизнь и здоровье обращающихся за дистанционными консультациями подвергается серьезному риску», — заключили эксперты.

Некоторые специалисты также говорят о том, что виртуальные консультации могут негативно сказаться на отношениях между врачами и пациентами и качестве лечения. Много споров ведется и вокруг сбора и хранения персональных данных пациентов. В утечке данных уже обвиняли российские сервисы DOC+ и «Доктор рядом», а в неправомерном сборе информации — американского технологического гиганта Google. В прошлом году компания совместно с медицинской организацией Ascension запустила проект Project Nightingale по разработке программного обеспечения, которое позволит пользователями вносить корректировки в лечебный процесс. Как выяснили журналисты из Wall Street Journal, около 150 сотрудников компании получили доступ к данным о состоянии здоровья миллионов американцев, в том числе результатам анализов, диагнозам, сведениям о госпитализации, историям болезней, именам и датам рождения, но ни персонал, ни пациенты об этом не знали.

Как телемедицина развивается в мире?

Исследование, Global Telemedicine Market Outlook, проведенное компанией RNCOS E-Services, показало, что в 2017 году рынок телемедицины оценивался в $29,6 млрд, и ожидается, что до 2022 года он будет расти в среднем на 19% в год. При этом, по данным отчета Global Telemedicine Market Growth, 40% глобального рынка телемедицины приходится на долю Северной Америки.

Государственные программы медицинской помощи США, в том числе Medicaid и Medicare, уже покрывают дистанционные консультации, а в более чем 35 штатах действуют законы, обязывающие частные страховые компании возмещать клиентам стоимость дистанционных медицинских услуг. «Ветеранами» американского рынка телемедицинских услуг считаются такие компании, как MDLive и Doctor On Demand, хотя в стране появляется большое количество стартапов.

В Австралии стратегии в области телемедицины разрабатывает созданное в 2016 году Национальное агентство цифровой медицины (National Digital Health Strategy), и, по данным научно-исследовательской организации Commonwealth Scientific and Industrial Research Organisation (CSIRO), дистанционное лечение позволяет сократить затраты на здравоохранение на 24%. Активно телемедицина развивается и в Японии, где онлайн-консультации покрываются страховкой, а также в Китае — например, в базе компании Ping An Good Doctor числится около тысячи врачей, которые проводят порядка 370 тыс. дистанционных консультаций в день.

А в России?

В России в начале 2018 года вступил в силу закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья», который дал врачам право корректировать назначенное на очном приеме лечение, рекомендовать средства для профилактики и оценить эффективность диагностики заболевания. При этом поставить диагноз и выписать лечение специалист не вправе без первичного очного общения с пациентом, а дистанционные консультации можно получить по договору обязательного медицинского страхования (ОМС) лишь в редких случаях. Несмотря на эти существенные ограничения, объем инвестиций в отрасль в 2018 году превысил 2 млрд рублей, а количество пользователей телемедицинских услуг увеличилось на 30% по сравнению с 2017 годом. Стало расти и количество телемедицинских сервисов, и сейчас онлайн-консультации можно получить как на порталах «Яндекса» и «Сбербанка», так и на специализированных сайтах типа DOC+, «ОнлайнДоктор», «ТелеМед», «Доктор рядом» и других. Средняя стоимость консультации составляет 500 рублей, а длительность сеанса — около 15–20 минут.

Автор

Евгения Чернышёва

Иллюстрации

Константин Чернов