Креативные индустрии как фактор устойчивого развития

В Москве 3-4 ноября прошел I Российско-германский форум креативных индустрий ART-WERK 2017.

На фото: директор Экспертного центра по креативной экономике при Департаменте экономического развития Дюссельдорфа Ларс Терлинден (слева) и руководитель руководитель проекта Calvert Forum Денис Щукин (справа)

Участники обсудили, как творческие профессии трансформируют города, развивают экономику и повышают качество жизни людей. В немецкую делегацию вошли должностные лица и специалисты креативного сектора из Берлина, Лейпцига, Мангейма и Дюссельдорфа. Среди них — бывший министр экономики и финансов земли Баден-Вюртемберг и депутат Бундестага Нильс Шмид, мэр Мангейма Петер Курц и директор Экспертного центра по креативной экономике при Департаменте экономического развития Дюссельдорфа Ларс Терлинден.

С российской стороны в форуме приняли участие представители государства и бизнеса, отечественных культурных институтов и организаций. В том числе, директор по развитию городской среды Фонда «Сколково» Елена Зеленцова и губернатор Ульяновской области Сергей Морозов.

Сектор креативной экономики объединяет следующие виды деятельности: дизайн, архитектура, интернет и компьютерные технологии, мода, издательское дело, реклама, изобразительное искусство, кино, музыка, исполнительские искусства, галерейный бизнес, культурный туризм. Итогом его работы становится интеллектуальный продукт с добавленной стоимостью. Креативные индустрии создают рабочие места, модернизируют образование, развивают социальную сферу и в целом повышают благосостояние общества. Как отмечалось на презентации совместного доклада Программы развития ООН и ЮНЕСКО, этот сектор является «одним из факторов инклюзивного и устойчивого развития». При этом большое значение имеют и аспекты, не поддающиеся денежной оценке.

Германия как образец

Как отметил заместитель руководителя Фонда имени Фридриха Эберта в России Йенс Хильдебрандт, выступивший соорганизатором форума, «в Германии в 2015 году величина валовой добавленной стоимости этой отрасли экономики составила 65,5 миллиардов евро. По этому показателю она заняла 4-е место, обогнав энергетику и химическую промышленность!»

65,5 миллиардов евро — это 4,5 триллиона рублей по нынешнему курсу. В 2015 году эта же сумма составляла примерно одну треть доходов российского бюджета. Примерно столько же инвестиций, по мнению главы Минэкономразвития Максима Орешкина, сейчас нужно экономике РФ для выхода на темпы развития, превышающие среднемировые. Кстати, аналогичную сумму россияне задолжали за ипотеку.

«Общий годовой оборот креативных индустрий Германии составил в 2016 году 150 миллиардов евро. В ней работает 1,6 миллиона человек», — отметил на форуме руководитель политического департамента посольства Германии в Москве Хуберт Книрш.

Очагами развития творческих индустрий стали города: Берлин, Дюссельдорф, Мангейм, Лейпциг. По словам руководителя Фонда им. Фридриха Эберта в Москве Мирко Хемпеля, она становятся «инкубаторами инноваций»: «Налицо укрупнение городов, повышение плотности населения и качества жизни через креативные отрасли».

Образцом в этом смысле можно считать Дюссельдорф, столицу земли Северный Рейн-Вестфалия. Его население составляет 600 тысяч человек. А вот подсчитанный оборот местных творческих индустрий — 7,3 миллиарда евро. Это лишь на 700 тысяч евро меньше оборота всей федеральной земли, где проживает 17 млн. Согласно исследованию консалтингового агентства Mercer, Дюссельдорф в 2017 году занял 6-е место в рейтинге городов мира по удобству и качеству жизни. Эти цифры озвучил Ларс Терлинден.

Креативный капитал российских городов

Фонд Calvert 22 вместе с консалтинговой компанией PriceWaterhouseCoopers (PWC) вывел индекс креативного капитала российских городов, оценивающий сочетание социальной и культурной инфраструктуры, возможностей инновационно-креативного сектора и свойства среды, с учетом уровня ее привлекательности для представителей творческих профессий.

Индекс составлялся группами экспертов из cеми человек по девяти городам: Воронеж, Екатеринбург, Казань, Краснодар, Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Санкт-Петербург и Тюмень. Использовались следующие блоки оценочных критериев: «Люди», «Город», «Бизнес», «Власть» и «Бренды». Как объяснил руководитель проекта Calvert Forum Денис Щукин, объективности ради каждый эксперт оценивал не свой город.

По сводному среднему показателю лидером предсказуемо оказалась Москва. На первое место столицу вывели высокая концентрация брендов, имиджевая и инвестиционная привлекательность, высокие зарплаты, доступное творческое образование и насыщенная культурная жизнь. Первым в рейтинге «Город» стал Санкт-Петербург, лидирующий по числу хостелов и по развитости рынка краткосрочной аренды квартир.

По детским школам искусств лидирует Казань, а по количеству НКО и общественных организаций — Екатеринбург. Российская столица попала на последнее место по обеспеченности врачами, из-за сокращения 28 медицинских учреждений и 10 тысяч медработников.

Краснодар — лидер по числу студентов, учащихся по специальностям в области культуры, и уровню подготовки специалистов креативного сектора. В городе развивается инфраструктура современного искусства, работают известные арт-группы. Там много фольклорных коллективов, поддерживаются народные традиции, ремесла, связанные с культурой казачества. Примечательно, что в Краснодаре больше всего предпринимателей-фрилансеров на каждые 10 тысяч человек населения (данные 2014 года).

В Москве реанимированные территории промзон, вроде «Серп и Молот» и ЗИЛ, и бывшие фабрики, вроде Даниловской мануфактуры и «Красного Октября», заполнены модными арт-пространствами.

2018 год объявлен в Ульяновске годом креативных индустрий и «умных» технологий. По словам губернатора области Сергея Морозова, власти привлекут предпринимателей к обучению креативных кадров. Будет разработан трехлетний план развития цифровой экономики, планируется серия мероприятий в области информационных технологий.

Центр стратегических разработок прогнозирует рост доли креативных индустрий в ВВП России до уровня 8,5% к 2024 году и 10% к 2035-му. Это нынешний уровень европейских государств: например, в Германии он составляет 8%. Пока что в нашей стране сектор развивается медленно и хаотично; отсутствует законодательное определение понятия «креативные индустрии»; велико и отставание образования в этой сфере.

Но, как отметил глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин на недавнем форуме Calvert Forum, креативные индустрии становятся передовым сектором экономики, особенно в условиях экономического кризиса. Их значение медленно, но неуклонно возрастает; и не исключено, что в ближайшем будущем креативные индустрии станут одним из главных двигателей устойчивого экономического и социального развития в России.

Автор

Елена Матвеева

Фото

предоставлены организаторами мероприятия