Plus‑one.ru продолжает открывать Россию и знакомить с ее коренными народами. Наша корреспондентка отправилась в Парму — так называют Пермский край коренные жители Среднего Урала. Здесь, между Европой и Азией, она познакомилась с коми-пермяками и их необычными верованиями, увидела деревянных богов и спустилась в леденящую душу пещеру.
«Будете пить сур, обязательно подуйте трижды. Иначе может вселиться икотка», — советует Надежда Мусатова. Сур — традиционный слабоалкогольный напиток, напоминающий пиво. Его готовят в печи и только в Кудымкаре — столице коми-пермяков. Из этого 95-тысячного финно-угорского народа больше 80 тыс. человек обитают в Пермском крае. У них свой язык, кухня и традиции. С ними меня знакомит коми-пермячка Надежда.
«Икотка — невидимый дух, она может овладеть человеком. Обычно ее вызывают сушеные ящерицы. Их перетирают и „подсаживают“ в напиток или еду. У икотницы может меняться голос и поведение. Как будто вселился кто-то чужой», — объясняет Надежда.
Вообще, икота и кликушество распространены не только в Пермском крае, но и в других частях России, например на Севере. Но после выхода сериала «Территория», который рассказывает о колдовстве и мифах Коми-Пермяцкого округа, икотка и ее производные «прописалась» именно здесь.
Надежда Мусатова — не только гид и солистка фолк-группы «Шай-Май», но и мой проводник в коми-пермяцкий мир духов. В ее жизни тоже не обошлось без магии. Она с малых лет занималась фольклором, гастролировала по стране и миру, обосновалась в Москве. Но ей всегда хотелось быть полезной на родной земле. Вот только в Кудымкаре не было для нее работы. Надежда с мужем уже собирались уезжать насовсем, но прежде она решила сходить на могилу предков и обратилась к ним: «Если я здесь нужна, дайте мне возможность остаться». И, говорит, буквально на следующий день супругам предложили развивать коми-пермяцкую культуру в Кудымкаре.
Мы проходим по центральной аллее города. Она носит имя богатыря Кудым-Оша, который, по легенде, основал Кудымкар. Аллея плотно «заселена» скульптурами, среди которых шаманы, богатыри и разные духи. Один из главных для коми-пермяков духов — суседко, или домовой. С ним нужно поддерживать хорошие отношения, иначе он может делать пакости и даже душить хозяина по ночам.
Среди деревянных духов на аллее замечаю лешего. Это из-за него люди теряются в лесу. Чтобы этого не произошло, оставляют гостинцы: пироги, сигареты, а иногда и кабалу — письмо на бересте, написанное в зеркальном отражении.
«Мы верим, что у каждого места есть хозяин. В доме — домовой, в бане — банник, а в лесу — леший. Если соблюдать правила, с духами можно жить мирно», — уверена Надежда.
Вообще, коми-пермяки и по сей день сохранили уважительное отношение к лесу. Он покрывает 70% Пермского края. Лес всегда был главным кормильцем местных жителей: обеспечивал ягодами, грибами и дичью. Из древесины коми-пермяки традиционно строили свои дома. А стволы деревьев превращали в статуи богов.
Лестница ведет под купол Спасо-Преображенского кафедрального собора. Сейчас это Пермская художественная галерея — первый художественный музей на Урале. В этом году ему исполнится 100 лет. Вначале замечаешь деревянный иконостас XVIII века высотой с пятиэтажный дом. А, поднявшись наверх, видишь то, ради чего многие приезжают в Пермь. Это крупнейшее в стране собрание русской храмовой деревянной скульптуры.
В коллекции — около 500 работ прикамских резчиков, выставлено примерно 70. Самые старые датируются XVII веком. Из-под купола на тебя смотрят деревянные образы — Иисус, святые и ангелы. Их собирали по всему Пермскому краю из разных храмов. Начал это делать искусствовед Николай Серебренников. До того как началось массовое уничтожение церквей в конце 1920-х, он успел организовать шесть экспедиций. В одной из них участвовал и знаменитый создатель советской школы реставрации Игорь Грабарь. Он первым оценил значение деревянных скульптур.
«Откуда эти деревянные скульптуры вообще появились? С середины XV века коми-пермяки стали православными, но сохранили свои дохристианские верования, — объясняет ведущий научный сотрудник музея Вадим Лыгин. — В 20-е годы XVIII века Синод запретил ставить в церквях резные скульптуры. Но в Прикамье деревянные боги были настолько популярны, что церковные власти просто смирились с ними. У коми-пермяков языческие традиции прекрасно уживались с православными. Некоторые крестьяне даже поклонялись старым языческим богам, чтобы лишний раз не отвлекать по мелочам православных святых».
Скульптуры одевали и обували, так как верили, что по ночам они присматривают за порядком в окрестностях. Им приносили дары, а к некоторым прикасались больными местами, чтобы их излечить. Интересно, что черты лица на некоторых скульптурах не русского, а татарского и коми-пермяцкого типа. Кого видели резчики вокруг себя — того и изображали.
«Допуская в православный храм скульптуры, церковь требовала, чтобы их обязательно раскрашивали, иначе это просто истукан. К тому же любовь к ярким краскам есть и у русских, и у коми-пермяков, — рассказывает Вадим Лыгин. — Как-то много лет назад зимним вечером блик лунного света упал на лоб одной из скульптур. Знаете, на мгновение мне даже показалось, что она ожила. Вполне верю, что в храмах складывалось впечатление, будто это сам бог оживает. Подобный опыт описывал и собиратель скульптур Серебренников. Если на человека ХХ века это произвело такой гипнотический эффект, представьте только, как были впечатлены неграмотные крестьяне в XVII веке».
До финно-угров на территории современного Пермского края существовала древняя богатая культура, о которой мало что известно. После себя она оставила уникальные изделия бронзового художественного литья с изображением разных животных — так называемый пермский звериный стиль. Найденные предметы охватывают период от VII века до нашей эры до раннего Средневековья. Благодаря географическому положению между Европой и Азией через Прикамье проходили три пути в Сибирь из Европы и Средней Азии: византийский, иранский и скандинавский. Все эти культуры повлияли и на местное население.
«В бронзе эпохи пермского звериного стиля изображены удивительные сюжеты. Ученые уверены, что, глядя на них, мы можем увидеть мир таким, каким его представляли себе древние люди, — объясняет пермский гид Елена Сунцова. — У многих древних народов мир делился на три яруса. В верхнем мире жили боги. В среднем обитал человек и животные. Нижний мир — подземный, хтонический — был часто враждебен человеку. Многие бляхи пермского звериного стиля делятся на эти три яруса. В верхнем — божественном — мире часто изображали птиц. К примеру, утку. Из ее яйца появился мир и первые боги — в это верят коми-пермяки. Утка может проникать во все три мира: поднимается в воздух, ходит по земле и ныряет, то есть погружается в нижний мир. Хищных птиц тоже неслучайно изображали в верхнем ярусе: они переносят в мир богов души умерших. В среднем мире часто можно увидеть человеческие фигуры. В нижнем встречаются изображения малоприятных существ: ящериц, змей, пауков, рыб и разных фантастических тварей».
Первые исследователи найденные артефакты пермского звериного стиля называли «чудскими идолами» и связывали их с чудью. Этот таинственный народ, по легенде, жил на пермской земле. Куда он делся, никто не знает. По легенде, чудь ушла под землю, когда в их глухих местах появились другие народы.
Металлические предметы с изображением зверей в большом количестве находили и продолжают находить в Пермском крае. До сих пор ученые ломают голову над тем, зачем древние люди их создавали. Часть предметов использовали в костюме и выполняли функцию оберегов. Остальные, вероятно, применяли в культовых целях. Большие коллекции пермского звериного стиля хранятся сегодня в краеведческом музее Перми и в Эрмитаже.
Если древние народы боялись нижнего мира и считали его враждебным, то современные люди относятся к нему с огромным интересом. Именно в Пермском крае находится одна из крупнейших карстовых пещер Европейской части России. Подземный лабиринт протянулся под Кунгуром на глубине 30 м более чем на 8 км. Неудивительно, что в этом городе нет высотных строений. Ведь он стоит на известняках, которые на протяжении десятков тысяч лет вымывались подземными водами. До сих пор здесь появляются карстовые воронки, а люди рассказывают страшные истории, как постройки уходили под землю целиком.
О Кунгурской ледяной пещере знали давно. В 1703 году ее изучал известный картограф Семен Ремезов, он же составил первый план. Однако «хранителем» пещеры называют Александра Хлебникова. Он был жителем Кунгура и посвятил ее изучению почти 40 лет. А в 1914 году арендовал пещеру у местной крестьянской общины и начал проводить платные экскурсии.
Тогда подземное путешествие длилось восемь часов, путь освещали факелами. Озера переплывали на лодке. Озер в пещере около 70. И почти столько же гротов. Сегодня весь открытый для туристов маршрут протяженностью 2 км подсвечен и оборудован. Экскурсия начинается с самой холодной части, где с потолка свисают ледяные сталактиты. Здесь температура составляет −2°С. Самая теплая отметка 5°С.
В этом холодном каменном царстве, кажется, отсутствует жизнь. Но это не так. В озерах обитают незаметные глазу странные создания размером до 30 мм. Это краснокнижные рачки — почти исчезнувший реликтовый вид, который жил еще до ледниковой эпохи — больше 2,5 млн лет назад. Они приспособились жить в вечной темноте, поэтому у них нет глаз. Эти создания назвали крангониксами Хлебникова в честь ученого. Проведя много времени под землей, он, как и рачки, ослеп.
Благодарим Ростуризм за помощь в подготовке материала.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Автор текста и фото
Наталья Майборода