Что скрыла Россия, отчитываясь в ООН

Ассоциация Cooperation Canada, которая состоит из более чем 80 организаций, занимающихся вопросами мирового развития и гуманитарной помощи, при поддержке международных НКО оценила содержание 47 национальных обзоров о реализации Целей устойчивого развития (ЦУР). Российский отчет стал единственным, где не были представлены вызовы и проблемы на пути к достижению ЦУР. Plus-one.ru попросил координатора Коалиции за устойчивое развитие страны (КУРС) Нелю Рахимову рассказать, что обнаружили международные эксперты.

Генеральная ассамблея ООН

На протяжении пяти лет государства отчитываются о реализации ЦУР на Политическом форуме высокого уровня, предоставляя в ООН Добровольные национальные обзоры (ДНО). После их изучения эксперты Cooperation Canada и международных НКО выпускают ежегодный «Отчет о национальном прогрессе в достижении ЦУР». В докладе рассматривается текущее состояние Повестки дня до 2030 года, выявляются тенденции в отчетности и передовые практики стран. Отчет базируется на анализе подходов и практик управления, качества институтов и взаимодействия с заинтересованными сторонами, принимаемых мер и средств для реализации Повестки-2030.

Напомним, чтобы на глобальном уровне было легче отслеживать прогресс по Целям устойчивого развития, ООН разработала руководство для подготовки ДНО. В нем указано, какие вопросы должны быть раскрыты в таком обзоре.

Что нового в обзорах

В 2020-м в национальных обзорах возросло количество данных по большинству направлений реализации Повестки-2030. Например, информацию о просветительских мероприятиях предоставили 98% стран. 83% государств информировали о том, как они внедряют ЦУР на местном уровне.

Все страны, представившие в 2020 году полные ДНО, определили уязвимые группы населения — тех, кто остался в стороне от преобразований. В предыдущие годы такого не было. В большинстве обзоров это люди с ограниченными возможностями здоровья (85%), женщины и девочки (83%), дети и молодежь (79%).

Настораживает, что государства стали меньше взаимодействовать с гражданским обществом, бизнесом, учеными и так далее. Если в 2019 году о таком взаимодействии заявили 60% стран, то в 2020-м только 47%. Доля стран, привлекавших заинтересованные стороны для определения национальных приоритетов развития, также значительно снизилась — с 89% в 2019-м до 47% в 2020-м.

В то же время все больше стран признают важность участия гражданского общества в подготовке национальных обзоров. В 2020 году 79% государств сообщили о его вовлеченности в работу над ДНО. Возросло и число упоминаний роли парламентариев (c 23% до 53% по сравнению с 2019-м), частного сектора (с 53% до 75%) и академических кругов (с 28% до 55%). В 45% ДНО заявлено об участии детей и молодежи в реализации ЦУР.

Кроме того, в 2020 году выросло количество стран, сообщивших о включении ЦУР в национальные бюджеты: почти 45% государств упомянули, что уже сделали это, 4% стран заявили, что планируют это сделать, 70% — нашли финансирование для осуществления Повестки-2030.

В 2020 году 44 страны (94% из приславших отчетность о ЦУР) выявили проблемы в реализации Повестки-2030. Лишь три страны не указали на существующие барьеры. Барбадос и Сент-Винсент и Гренадины в принципе не готовили ДНО, а представили на форуме основные тезисы по состоянию ЦУР. Третьей страной, не сообщившей о проблемах, стала Россия. Отмечу, что во время подготовки национального обзора эксперты неоднократно поднимали вопрос о важности определения проблем и вызовов для движения к ЦУР. Тем не менее авторы ДНО сделали фокус на достижениях. В ООН призывают критически оценивать ситуацию и находить решения в том числе с помощью международного сообщества.

Чем выделился обзор России

В отчете Cooperation Canada российский ДНО дважды упоминается как пример представления лучших практик. Международные эксперты отмечают создание 17 рабочих групп для подготовки обзора и рассказ о реализации Целей устойчивого развития бизнесом и НКО.

В то же время в отчете говорится, что авторы ДНО России заявляют о «значительных достижениях» в применении принципа «не оставить никого в стороне». При этом доказательств этому нет: сказано лишь о поддержке ветеранов Второй мировой войны, людей с инвалидностью, семей с низким доходом, людей с определенными заболеваниями, пожилых. В ДНО не говорится, как COVID-19 повлиял на тех, кто был вынужден соблюдать карантин.

По мнению экспертов, авторы российского обзора уделяют повышенное внимание социальному аспекту устойчивого развития в ущерб экономическому и экологическому. Обзор не демонстрирует их взаимосвязи. Согласованность политики для реализации ЦУР упоминается лишь в главе по ЦУР 17, отсутствует комплексный подход к координации политики в интересах устойчивого развития.

Правительство России не ведет должной просветительской работы, отмечают международные эксперты. Повестка-2030 недостаточно внедряется на местном уровне. Хотя в ДНО упоминаются программы городов и регионов по оказанию помощи пожилым, людям с инвалидностью и лицам, столкнувшимся с трудной жизненной ситуацией, в докладе не уточняется, направлены ли эти программы на достижение ЦУР.

Эксперты подчеркивают, что из ДНО неясно, есть ли у правительства данные о реализации ЦУР в России. В докладе упоминается аудит Счетной палаты, проведенный в 2020 году для оценки готовности системы мониторинга ЦУР, однако его результаты не приводятся. Хотя они были обнародованы. Счетная палата заключила, что в системе государственного управления в России отсутствуют ответственные за реализацию ЦУР и что за достижение 58 из 232 показателей ЦУР (это около 25%), по сути никто не отвечает. Список адаптированных индикаторов ЦУР появился лишь в январе 2021 года. Его выпустил Росстат.

Кроме того, российский ДНО не содержит информации о том, когда РФ планирует выпустить следующий обзор. Некоторые коллеги полагают, что до 2030 года правительство отчитается еще один раз, чтобы выполнить минимальное требование ООН.

Что мешает устойчивому развитию стран

В отчете Cooperation Canada наряду с национальными обзорами проанализированы и гражданские обзоры, которые выпускают представители общественных организаций, вузов и СМИ. Эксперты отмечают, что использование гражданских обзоров при подготовке ДНО позволяет узнать о проблемах, с которыми сталкиваются НКО, соцпредприниматели и активисты при работе с Повесткой-2030. Среди барьеров — низкий уровень осведомленности общества и органов власти о Целях устойчивого развития, ограниченное взаимодействие с правительством, слабая институциональная база, недостаточная готовность к реализации Повестки федеральными и местными органами власти, нехватка финансирования.

В российском гражданском обзоре, который в 2020 году выпустили члены КУРС, международные эксперты выделили три тренда, присутствующие в гражданских обзорах из других стран:

отсутствие координирующей госструктуры по реализации ЦУР; неэффективные процедуры и механизмы вовлечения общественности;

отсутствие отчетности о реализации ЦУР; коррупция; неблагоприятные условия, которые сдерживают гражданское общество от содействия государству в достижении ЦУР;

чрезмерный контроль органов власти над НКО, соцпредпринимателями и активистами; борьба с информированием о ЦУР, невыгодных государству.

Авторы исследования указывают на глобальную тенденцию к сужению возможностей участия гражданского общества в решении насущных проблем. В некоторых странах барьеры на пути реализации Повестки-2030 все еще высоки, заключают эксперты.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Неля Рахимова