Онлайн-технологии способствуют демократизации искусства
Во время карантина многие музеи мира можно было посетить не выходя из дома. Онлайн-экскурсии предлагали Лувр в Париже, Музей Ван Гога в Амстердаме, Британский музей в Лондоне, Сикстинская капелла в Ватикане. Сейчас культурные учреждения постепенно возвращаются к работе, но из-за новых правил безопасности они не могут принять большое число посетителей. Такая проблема не стоит перед музеями, которые существуют только в сети. Благодаря онлайн-проектам познакомиться с достижениями истории и культуры сможет каждый желающий, независимо от своего местоположения и финансового состояния.
В начале сентября откроется первый в мире интерактивный виртуальный музей искусств Virtual Online Museum of Art (VOMA). Идея принадлежит британскому художнику Стюарту Сэмплу, а в реализации проекта участвуют архитектор Эмили Манн и куратор выставок Ли Кавальер (тоже из Великобритании) и несколько разработчиков из США. Средства на запуск собираются на краудфандинговой платформе Kickstarter. Авторы отмечают, что для создания музея использовались инструменты виртуальной реальности, компьютерная графика, распределенные вычисления (вычисления с использованием нескольких объединенных между собой компьютеров. — Прим. Plus-one.ru).
Посетители VOMA смогут бесплатно увидеть экспонаты из известных мировых музеев, включая Музей Орсе в Париже, Музей американского искусства Уитни, Музей современного искусства в Нью-Йорке, Чикагский институт искусств. В частности, первая выставка соберет такие знаменитые полотна, как «Олимпия» Эдуарда Мане, «Сад земных наслаждений» Иеронима Босха и «Неверие апостола Фомы» Микеланджело Меризи да Караваджо. Каждый экспонат сопроводят описанием и коллекцией ссылок на полезные ресурсы. При желании посетитель сможет пройтись по виртуальным коридорам, выйти из здания и обойти территорию вокруг. Обстановка и освещение будут меняться в зависимости от времени суток, сезона и погоды — это сделает атмосферу реалистичнее.
Создатели VOMA подчеркивают, что музеи не должны быть привилегией людей с большими финансовыми возможностями. «Наша идея состоит в том, чтобы создать совершенно бесплатный, иммерсивный музей, который сможет посетить любой желающий из любой точки мира», — сообщается в описании проекта на Kickstarter.
В конце июля виртуальный музей появился у американской компании — оператора спутниковой телефонной связи Iridium. Проект Iridium разрабатывался с конца 1980-х годов на базе научно-исследовательской лаборатории Motorola в Фениксе. Изначально планировалось, что для полного покрытия планеты связью потребуется 77 спутников — число, равное атомному номеру иридия (от лат. — Iridium), так и появилось название компании. За несколько лет на орбиту было запущено несколько десятков спутников, и в ноябре 1998 года систему ввели в коммерческую эксплуатацию. Но затраты компании не окупились, и в 1999 году руководство Iridium сообщило о банкротстве. В 2000 году несколько инвесторов выкупили активы компании и подписали договоренность с министерством обороны США на использование спутников. Открытие музея приурочено к 20-летию «возрождения» организации.
В 2007 году стартовала программа Iridium NEXT по замене спутников первого поколения на более современные аппараты. С 2017 по 2019 год в партнерстве с компанией SpaceX Илона Маска Iridium вывела на низкую околоземную орбиту 75 спутников — 66 активных и 9 запасных. Последний запуск состоялся 11 января 2019 года, а уже через месяц группировка начала функционировать. Сейчас в зону покрытия спутников входит вся планета, в том числе Северный и Южный полюсы. Компания сотрудничает с государственными и частными организациям по всему миру, предоставляя им услуги связи и оборудование. «За всю нашу историю мы накопили много мудрости и хотели бы, чтобы другие извлекли уроки из пройденного нами пути», — говорит генеральный директор компании Мэтт Дэш.
С помощью интерактивной временной шкалы посетители виртуального музея могут проследить историю развития компании и технологий спутниковой связи. Перейдя в раздел From Beepers to Broadband (в пер. с англ. — «От пейджеров к широкополосному интернету»), пользователи сайта узнают о продуктах компании. Здесь есть информация о пейджерах, мобильных и стационарных спутниковых телефонах, устройствах для голосовой связи и передачи данных, беспроводных станциях для доступа к сети. Любой желающий также может поделиться личной историей, связанной с компанией Iridium или ее продуктами, — для этого достаточно кликнуть на специальную кнопку в правом нижнем углу. Разработчики сайта обещают, что материалы пользователей станут частью коллекции виртуального музея.
Виртуальный музей Канады (Virtual Museum of Canada, VMC) открылся в марте 2001 года. С 2014 года за работу платформы отвечает Канадский музей истории в Квебеке — один из самых посещаемых музеев в стране. На сайте публикуются оцифрованные материалы музеев, культурных и образовательных учреждений, частных компаний по всей стране. Выбрать подходящую активность можно с помощью тематического рубрикатора. Среди тем — «Искусство и досуг», «История и общество», «Коренные народы», «Природа», «Наука и технологии», «Транспорт и промышленность». Сейчас VMC предлагает посетить более 50 виртуальных выставок, в том числе выставку канадской художницы Эмили Карр, которую представляет Художественная галерея Ванкувера, а также историческую фотовыставку от Национальной галереи Канады. Все материалы можно просматривать как на английском, так и на французском языке. Учреждения, которые хотят представить свои экспонаты в виртуальном музее, смогут получить финансирование на разработку онлайн-продукта в размере от $15 тыс. до $250 тыс. На базе VMC также работает Центр для учителей (Teachers’ Centre). Педагогам предоставляют доступ к образовательным материалам канадских музеев, которые они могут адаптировать для своих уроков.
В России по инициативе Музея Мирового океана в Калининграде был создан Виртуальный морской музей. Его посетители могут ознакомиться с каталогом, объединившим свыше 1,2 тыс. экспонатов, в том числе фотографии, негативы, документы, книги, различные предметы. На сайте есть три основных раздела: «История исследования океана», «Природа океана» и «Морские музеи». В первом разделе содержатся материалы, посвященные развитию подводной археологии, кораблестроению, работе известных ученых: зоологов, географов, биологов. В разделе «Природа океана» можно познакомиться с морскими животными и растениями, узнать о физических и химических свойствах океана, использовании морских ресурсов. В третьем разделе дается краткая справка о российских музеях морской тематики. Все текстовые материалы сопровождаются фотографиями, иллюстрациями и графикой. Виртуальный тур по музею сопровождается шумом моря, но при желании посетитель может отключить звук в верхней правой части экрана.
Подписывайтесь на канал +1 в Яндекс.Дзен.
Автор
Евгения Чернышёва