В конце января Институт мировых ресурсов (WRI) — международная неправительственная организация по изучению вопросов устойчивого развития, работы которой цитируют крупнейшие мировые СМИ, поделилась своими прогнозами на 2023 год. Согласно мнению экспертов WRI, скорость глобального перехода к «зеленой» экономике во многом будет зависеть от четырех ключевых вопросов. Plus-one.ru — о том, в чем они заключаются.
В 2022 году европейские власти разработали новую программу в сфере «чистой» энергетики (RePower EU Plan). Согласно документу, к 2030 году доля ВИЭ в энергобалансе Евросоюза должна увеличиться до 45% (ранее планировалось — до 40%). Это обойдется в $224 млрд. Если программу удастся осуществить, то выбросы парниковых газов в ЕС сократятся на 57% вместо 55%, как было запланировано до начала кризиса. Однако пока деньги уходят на решение проблемы нехватки тепловой энергии.
Напомним, за минувший год стоимость энергии в Европе выросла на 41,5%, а стоимость жизни — как минимум на 7%. Главная причина таких изменений заключается в резком снижении поставок российского газа — если в начале 2022 года его доля в энергобалансе ЕС составляла около 40%, то к началу 2023 года снизилась до 6–7%, и она продолжает сокращаться.
По мнению главы WRI Ани Дасгупты, пока что первостепенная задача европейских политиков — быстро заменить газ из РФ. Для этого власти закупают морские партии сжиженного природного газа (СПГ) у Америки и стран Ближнего Востока. Однако инфраструктуры для его разгрузки не хватает: политикам пришлось искать средства на массовое строительство новых терминалов, попутно «расчехляя» угольные электростанции.
Если все запланированные инвестиции в СПГ осуществятся, Европа нарушит обязательства, взятые в рамках Парижского соглашения. Напомним, они подразумевают, что страны приложат максимальные усилия, чтобы удержать рост среднегодовой температуры Земли на уровне 1,5°C от доиндустриального уровня. «Сегодня власти ЕС стоят на распутье. С одной стороны, необходимо строить терминалы для приемки СПГ, с другой — развивать возобновляемые источники энергии. От того, в какую сторону качнется чаша весов, будет зависеть судьба мирового энергоперехода», — убежден глава WRI Ани Дасгупта.
Тропические леса служат домом для половины видов на Земле и ежегодно поглощают около 22 млн т парниковых газов. Сейчас площадь зеленого щита планеты стремительно сокращается, быстрее всего этот процесс протекает в Бразилии, на долю которой приходится около 40% от всех вырубок тропиков. Новый президент страны Лула да Силва, избранный в 2022 году, обязался полностью остановить обезлесение.
Реальные действия Лулы да Силва будут иметь огромное значение для окружающей среды, убеждены специалисты WRI. Они указывают на то, что ранее на должности президента (политик уже занимал пост главы государства в 2003–2011 годах) он смог сократить рубки тропиков вчетверо, до 6,5 тыс. км2/год. Однако с тех пор ситуация ухудшилась — к 2022 году показатель взлетел до 12 тыс. км2/год.
Дождевые леса Амазонии произрастают не только в Бразилии — они находятся на территории девяти латиноамериканских стран, во многих из них недавно сменились национальные лидеры. В Колумбии к власти пришел демократ Густаво Петро, который также планирует защищать зеленое наследие.
Тропическим лесам угрожает опасность и во многих странах Африки и Азии, где вскоре тоже должны состояться выборы. От действия новоизбранных политиков зависит будущее важнейшей экосистемы Земли.
«Богатым странам нужно ускорить финансирование „зеленой“ трансформации развивающихся государств. Сейчас средств недостаточно. Но в 2023 году могут запустить реформы, которые изменят ситуацию», — считают в WRI. Согласно проведенным подсчетам, для выполнения целей Парижского соглашения к 2030 году бедные страны должны получить около $5,2 трлн. По состоянию на 2020 год, им было выделено лишь $600 млрд.
Впрочем, сегодня ни одна страна в мире не вкладывает в свою «зеленую» трансформацию столько средств, сколько необходимо, чтобы остановить изменение климата. Так, государствам Европы нужно увеличить вложения втрое, Северной Америки — более чем вчетверо. Странам Ближнего Востока необходимо нарастить инвестиции в 21 раз, Южной Азии — в 10,5 раза, Африки — в 8,5 раза.
Специалисты WRI подчеркивают, что человечество располагает капиталом, который может обеспечить мировую «зеленую» трансформацию: лишь доступные частные средства превышают $100 трлн. Однако в дело должны идти и государственные деньги. Между тем бедные страны набрали дорогих кредитов и еле справляются с выплатами по ним — с 2015 года доля их активов с высокой долговой нагрузкой увеличилась с 27% до 56%. Потушить финансовый кризис поможет международное финансирование. Для этого институции вроде Всемирного банка (ВБ) и Международного валютного фонда (МВФ) должны провести реформы, которые позволят оздоровить экономику бедных стран и выдать им новые займы.
«Главным индикатором того, что мир движется в нужную сторону, станут обсуждения реформ в МВФ и ВБ на уровне G20 и G7. Еще один важный вопрос — насколько успешным окажется партнерство по энергопереходу (JETP) между G7 и Индонезией (аналогичные партнерства G7 ранее заключала с ЮАР, а затем — с Сенегалом, Вьетнамом и Индией. — Прим. Plus-one.ru). Индонезия должна получить от G7 $20 млрд, половину обеспечат частные фонды. И последний момент, по которому можно измерить прогресс, — объем ежегодных выплат бедным странам по старому соглашению. Уже больше 10 лет богатые обещают довести эти инвестиции до уровня в $100 млрд, но пока медлят с этим вопросом», — заявил Ани Дасгупта.
В 2022 году власти США решили ежегодно направлять на переход к «зеленой» экономике около $79 млрд вплоть до 2027 года благодаря реализации трех инициатив. «Закон о чипах и науке» обеспечил ежегодные инвестиции в $13 млрд на научные исследования и стимулирование рынка полупроводников, которые необходимы для развития 169 отраслей, включая возобновляемую энергетику и автопромышленность. Закон об инвестициях в инфраструктуру и рабочих местах позволил собрать $23 млрд на повышение энергоэффективности дорог, транспорта и зданий, а также развитие сети зарядных станций для электрокаров. Закон о снижении инфляции предусматривает ежегодные инвестиции в объеме $43 млрд в сферу «зеленой» энергетики.
«Конечно, план США не выполнить за один год, однако уже в 2023 году мы сможем понять, удается ли властям добиться прогресса. Главным индикатором в этом вопросе станут темпы введения мощностей возобновляемой энергетики, ускорение которых по-прежнему невозможно без принятия новых законопроектов. Будем следить за деятельностью Конгресса», — заявил Ани Дасгупта. Успешная реализация климатической программы США даст остальному миру сигнал, что энергетический переход может идти рука об руку с растущей экономикой, считает эксперт.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Автор
Георгий Кожевников