Став первой арабской страной, выбранной для проведения Чемпионата мира по футболу, Катар пообещал сделать турнир климатически нейтральным. В ход, казалось бы, шли самые действенные меры — устойчивое строительство, экологичный общественный транспорт, вложения в экопроекты для компенсации выбросов. Plus-one.ru рассказывает о том, как «зеленая» сказка Катара оказалась фейком.
Согласно отчету организаторов ЧМ, при подготовке и проведении соревнований образуется 3,6 млн тонн парниковых газов. Это сопоставимо с месячными выбросами небольшого государства — скажем, Азербайджана с населением около 10 млн человек. В документе детально изложено, какие источники создают столько выбросов. Так, 1,7 млн т CO2-эквивалента окажется в атмосфере из-за международных перелетов, строительство инфраструктуры добавит 893 тыс. т, а размещение гостей и участников ЧМ — еще минимум 728 тыс. т. Расчеты выполнены швейцарской консалтинговой компанией South Pole.
Независимые аналитики из некоммерческой организации Carbon Market Watch и стартапа по управлению выбросами Greenly считают, что оценка сильно занижена. Согласно их подсчетам, чемпионат отправит в атмосферу 6 млн т CO2. Как утверждают эксперты в своем докладе, только выбросы от возведения футбольных стадионов составят минимум 2,06 млн т.
Для проведения матчей Катар, где живут 3 млн человек, построил семь новых арен. Одна из них состоит из 974 строительных контейнеров и будет разобрана по окончании турнира. Оставшиеся шесть стадионов вместимостью более 40 тыс. каждый — объекты капитального строительства. Власти Катара ожидают, что арены будут востребованы после завершения ЧМ: четыре из них станут домом для местных футбольных команд, одна трансформируется в бутик-отель, еще одна — в общественный центр.
Однако история показывает, что стадионы, построенные к чемпионатам мира в Южной Африке, Греции и Бразилии, редко используются в дальнейшем. Таким образом, Катар, весьма вероятно, оставит без какой-либо компенсации по меньшей мере 1,4 млн т CO2, образованных при строительстве футбольных арен.
Пока Катар приобрел квоты на выбросы 320 тыс. т углекислого газа. По данным компании Global Carbon Council (GCC), которую организаторы ЧМ помогли создать накануне мундиаля, Катар купил углеродные единицы (одна равна тонне сокращения выбросов, рассчитанных в СО2-эквиваленте) у трех производителей ветряной и гидроэнергии в Турции и Сербии. Как указывают независимые эксперты Carbon Market Watch, эти электростанции продолжили бы работу и без инвестиций Катара, поэтому его вложения не оказывают положительного эффекта на климат. Гораздо разумнее было бы инвестировать в строящиеся объекты возобновляемой энергетики.
Сами организаторы утверждают, что им удалось договориться о приобретении как минимум 1,5 млн углеродных единиц. «Они будут обеспечены целым рядом проектов в Катаре и за его пределами, каждый из которых по-разному сокращает выбросы», — сообщил изданию Bloomberg представитель оргкомитета ЧМ-2022. Однако журналисты и независимые эксперты со скепсисом отнеслись к таким заявлениям.
Одно из преимуществ проведения ЧМ в Катаре — компактность страны, благодаря чему перемещаться между стадионами можно по суше, а не по воздуху. Для перевозок зрителей власти ближневосточного государства закупили 800 электробусов. Максимальное расстояние между аренами составляет 75 километров, а 5 из 7 стадионов соединены с метро столицы Катара — Дохи.
Между тем у Катара всего одна сухопутная граница — с Саудовской Аравией, через нее проложена автомобильная дорога в Доху. Маршрут не пользуется популярностью у жителей Ближнего Востока: они предпочитают летать на ЧМ на самолетах и возвращаться домой сразу после проведения матча. Как пишет главное катарское СМИ Al Jazeera, на время турнира арабские авиакомпании организовали сеть авиатакси из ближайших крупных городов — Дубая, Маската, Эр-Рияда. Количество локальных рейсов в Доху превышает 160 в сутки.
Кстати, выбросы от этих авиаперелетов не были включены в оценку углеродного следа транспорта, который обслуживает ЧМ-2022. По подсчетам аналитиков Greenly, аэротакси образуют 80 тыс. т CO2 — это гораздо больше, чем удается предотвратить за счет перемещения между стадионами на электробусах и метро.
Журналисты авторитетных мировых изданий, включая The Guardian, France24 и CNN, не прекращают попыток уличить Катар во лжи. Они считают, что, заявляя об углеродной нейтральности Чемпионата мира по футболу 2022 года, местные чиновники занимаются гринвошингом. Собеседники изданий подчеркивают, что инвестиции в строительство стадионов и другой инфраструктуры, а также в проекты компенсации выбросов пришли от нефтегазовых магнатов Катара, которые тем самым надеются улучшить свой имидж.
Профессор экономики бизнес-школы Skema в Париже Саймон Чедвик заявил The Guardian, что Катар не сможет компенсировать вред окружающей среде на протяжении всего времени подготовки к чемпионату. «За последнее десятилетие Доха вошла в многочисленные списки самых загрязненных городов мира. Очевидно, причина кроется в последствиях строительных работ. Сотни грузовиков, кранов и экскаваторов выкапывали котлованы, поднимали кучу пыли — и так в течение десяти лет», — говорит Саймон Чедвик.
Немецкое издание Deutsche Welle подчеркивает, что ЧМ в Катаре оказывает нагрузку не только на климат, но и на ограниченные водные ресурсы Ближнего Востока. Так, ежедневный полив футбольных полей требует 50 тыс. литров в летнее время. При этом часть воды забирается из моря и проходит через опреснители, которые работают на ископаемом топливе.
Представители международного консалтинг-агентства по устойчивому развитию BSR заявили Bloomberg, что не рекомендуют странам и компаниям называть свои мероприятия, сооружения и продукцию климатически нейтральными, ведь объективно подсчитать выбросы, образованные при их подготовке, не представляется возможным. Иначе проблем с репутацией вряд ли удастся избежать.
Представители Carbon Market Watch и Greenly считают, что заявления Катара о климатической нейтральности ЧМ-2022 посылают миру сигнал, что люди могут предотвратить климатический кризис, продолжая вести привычный образ жизни. «У нас нет возможности решить проблему выбросов за счет покупки углеродных единиц. В противном случае весь мир уже бы стал углеродно нейтральным», — заключил сооснователь Greenly Алексис Норманд.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Автор
Георгий Кожевников