Четыре компании, которые создают таблетку от старости

По прогнозам ООН, к 2050 году каждый шестой землянин будет старше 65 лет. Но ученые уже ищут лекарства, способные продлить молодость. Plus-one.ru разбирался, какие компании возглавляют антиэйджинговую гонку. Все они из США — первой страны в мире, разрешившей тестировать препараты от старения на людях.

Компании, работающие над созданием лекарства от старения, привлекают миллиарды долларов от богатейших людей планеты

Altos Labs

Год создания: 2021

Привлеченные инвестиции: свыше $3 млрд

Cтартап занимается технологиями частичного клеточного перепрограммирования, которые позволяют омолодить клетки до их эмбрионального состояния. Главная ценность так называемых стволовых клеток заключается в том, что они являются материалом, из которого формируются внутренние органы, кожа и нервные окончания. Ученые уверены, что эту технологию можно использовать не только для регенерации или восстановления больных тканей, но и для омоложения всего организма.

В январе 2022-го Altos Labs привлек крупнейшие инвестиции в индустрии долголетия: основатель онлайн-ритейлера Amazon и аэрокосмической компании Blue Origin Джефф Безос вложил в стартап $3 млрд. Среди других инвесторов проекта — российский предприниматель, бывший совладелец Mail.Ru Юрий Мильнер.

Altos Labs собрал по-настоящему звездную команду: его гендиректором стал президент британского фармацевтического гиганта GlaxoSmithKline Хэл Бэррон, а в совет директоров вошли несколько нобелевских лауреатов, среди них — физиолог Синъя Яманака, открывший метод перепрограммирования клеток, и биохимик Дженнифер Даудна, разработавшая инструмент для редактирования генома CRISPR/Cas9.

Calico Life Sciences LLC

Год создания: 2013

Привлеченные инвестиции: свыше $1 млрд

Компанию основали соучредители Google Ларри Пейдж и Сергей Брин. Совместно с фармацевтическим гигантом AbbVie в 2013 году они создали научно-исследовательский центр. По разным оценкам, Google вложила в Calico Life Sciences LLC уже больше $1 млрд. Также среди ее инвесторов значится глава совета директоров Apple Артур Левинсон.

Сотрудничающие с компанией ученые сосредоточили свое внимание на связанных с возрастом заболеваниях, включая рак и нейродегенеративные нарушения. В 2021 году AbbVie продлила контракт с Calico Life Sciences LLC: стороны анонсировали, что готовы инвестировать в проект по $500 млн. Головная фирма будет отвечать за исследования и ранние разработки до 2025 года, а также за продвижение совместных проектов на второй фазе клинических испытаний до 2030 года. Фармацевтический холдинг обеспечит поддержку научных и клинических разработок и последующую монетизацию препаратов.

За время сотрудничества AbbVie и Calico Life Sciences LLC разработали более 20 программ для лечения онкологических и нейродегенеративных заболеваний на ранней стадии. Однако подробностей партнеры не раскрывают.

Известно, что Calico сосредоточилась на исследовании ингибиторов (вещества, которые подавляют или задерживают физиологические и физико-химические процессы) PTPN2. Их выключение останавливает развитие раковых опухолей.

Unity Biotechnology

Год создания: 2009

Привлеченные инвестиции: свыше $200 млн

Среди инвесторов Unity Biotechnology — сооснователь PayPal Питер Тиль и миллиардер Джефф Безос, инвестировавший в Altos Labs. Главным достижением компании является сенолитик UBX1325. Это первое в мире лекарство от старения, которое в середине августа 2022 года в ходе второй фазы клинических испытаний показало свою эффективность. Через 18 недель после однократной инъекции препарата у пациентов, страдающих от диабетического макулярного отека глаза, улучшилось зрение.

Сенолитики умеют обнаруживать в организме старые или поврежденные клетки и убивать их. Это позволяет уменьшить как воспаление, так и риск возникновения онкологии, поскольку именно ослабленные клетки могут мутировать, становясь раковыми. Обычно иммунная система сама их вычисляет и уничтожает, но если повреждений слишком много, как, например, в старости, часть «плохих» клеток способна скрыться и продолжить существование.

В интервью изданию MIT Technology Review в 2018 году один из ведущих биологов мира и ученый Unity Biotechnology Джудит Кампизи отметила, что сенолитики не смогут значительно увеличить продолжительность жизни, зато люди будут умирать более здоровыми.

AgeX Therapeutics

Год создания: 2017 год

Привлеченные инвестиции: свыше $63,8 млн

Эта компания, как и Altos Labs, работает со стволовыми клетками, делая ставку на такую их разновидность, как плюрипотентные (ПСК). В AgeX Therapeutics утверждают, что они обладают способностью бесконечно копировать себя, то есть являются «бессмертными». По словам ученых, взрослые стволовые клетки, наоборот, смертны и имеют гораздо меньший потенциал масштабирования в сравнении с ПСК. Технология компании по работе с ПСК называется PureStem.

Также AgeX Therapeutics работает с геномом человека — разработанная учеными технология iTR «включает и выключает» гены реверсии, или обратной мутации, что позволяет омолодить ткани организма. Кроме того, компания тестирует методы, направленные на лечение возрастных нарушений обмена веществ, в частности диабета II типа, и восстанавливающие стареющие клетки сердца.