Как волонтеры совершили 40 тысяч полезных дел за год

Волонтеров в России все больше: с 2013 года их число выросло на 13%, подсчитали в министерстве экономического развития. Только по линии НКО в добровольческие программы вовлечено не менее 7,5 миллиона человек, а всего, с учетом корпоративного волонтерства, добровольцев у нас более 10 миллионов. Что же заставляет людей вместо отдыха в свободное от работы время не валяться на диване, а помогать другим?

Оксана Белайчук

Оксана Белайчук, топ-менеджер крупной российской компании, всегда активно занималась волонтерством: участвовала в экологических акциях, поддерживала благотворительный фонд, который помогает детям не расставаться с родителями во время длительного лечения, проводила вебинары и мастер-классы для подростков, чтобы помочь им с выбором карьерного пути. В 2020 году она инициировала создание волонтерского движения в своей компании.

— Все мы помним, как было непросто, когда началась пандемия. И люди, и компании прошли через испытания, с которыми никто никогда до этого не сталкивался. И тем не менее уже первая волонтерская акция «Мой ЭкоДень» в 2020 году охватила десятки городов и объединила тысячи людей по всей стране! Мы воочию увидели силу синергии и коллективных действий. Это вдохновило нас на расширение спектра волонтерских программ, чтобы каждый мог найти себе волонтерскую задачу по душе.

Уже через год уборки плоггинг-забеги и экологические занятия для школьников и студентов вместе с Оксаной проводили более 3 тыс. корпоративных волонтеров во всех городах присутствия ее компании. Директора и менеджеры предприятий делились с подростками своим опытом построения карьеры, помогали детским домам, проводили мастер-классы и устраивали праздники для детей с ОВЗ... В 2021 году волонтерская инициатива вышла на новый уровень, чтобы объединить не только коллег по работе, но и всех неравнодушных жителей России.

Волонтеры поставили перед собой цель сделать за год 10 тысяч добрых дел. Соорганизатором и партнером челленджа, который шел целый год, с 20 марта 2021 года по 20 февраля 2022 года, стала платформа экологических и социальных инициатив +1Город. Пришло время подводить итоги. Организаторам есть чем гордиться: всего в мероприятиях челленджа приняло участие более 40 тыс. человек по всей стране.

Как все было

Механизм был предельно простым и технологичным. В приложении +1Город появлялись полезные задания, или челленджи. Например, посадить деревья, собрать макулатуру. Выполнил задание — получил баллы лояльности от +1Город. В результате невероятный движ развернулся аж в — без малого — четырехстах городах.

Кто участвовал в челлендже

— Мы привыкли думать о волонтерстве как о некоем «студенческом» этапе жизни. Пока еще нет семьи, нет работы и есть много свободного времени, почему бы не сделать доброе дело, особенно в компании друзей? — улыбается Оксана Белайчук, мама троих детей и руководитель программ по устойчивому развитию в крупной компании. — Не буду говорить о том, что корпоративное волонтерство полностью развеивает этот миф. В нашей компании более половины сотрудников — это действительно студенты. Но в челлендже, который мы провели с +1Город, каждому четвертому — 25-34 года. Это люди, которые пришли к волонтерству осознанно. И 98% опрошенных нами участников говорят, что уже в ближайшем будущем планируют вновь принять участие в волонтерской акции.

Заметную долю участников челленджа «Делай добро» составила молодежь (люди от 18 до 24 лет — 40,1%), каждому пятому — менее 18 лет. Но были и люди старше 55 лет (немного, около 1%).

— Потенциал участия в волонтерском движении пенсионеров и людей старшего возраста огромен, просто он до конца не раскрыт, — говорит Белайчук. — Впрочем, я надеюсь, это временное явление.

Всего в челлендже, если быть точным, участвовали жители 394 городов из 77 регионов России, а в топ-5 наиболее активных городов вошли Москва, Санкт-Петербург, Казань, Уфа и Самара. Жители Татарстана активно собирали макулатуру и мусор. Москва и Санкт-Петербург отличились в утилизации батареек — только в Северной столице собрано для обезвреживания более 20 кг этих опаснейших отходов. Краснодар и Воронежская область вошли в топ-5 по посадке деревьев, а жители Самарской области в едином порыве отказались от транспорта, чтобы сократить свой углеродный след, — и прошли пешком более 3 тыс. км.

Чем занимались

Челлендж — он же про экологию? И про нее в том числе. Поэтому сохраняем леса. Сразу двумя способами: собираем макулатуру, сажаем деревья. Собрали 32,467 тонны старой бумаги, сохранили 541 дерево. Сколько посадили — никто не считал. Отметили в приложении более трехсот, очевидцы говорят, что счет шел на тысячи.

Как спасти планету и забыть о мусоре? В рамках акции #МойЭкоДень 10 572 активиста очистили 75 российских городов от 90 тонн мусора. Были и субботники, и плоггинг-забеги (бежишь, попалась по дороге бумажка — подобрал). Акция стала победителем в номинации «Экология» Всероссийского конкурса проектов в сфере корпоративного волонтерства «Чемпионы добрых дел 2021» и призером Международной премии «Мы вместе».

Было важно понять: вот, мусор собрали, а что дальше? Понятно, что участники акции мусорить больше не будут (а скорее всего, и не делали этого раньше). Но останутся ли они поборниками планетарной чистоты и после того, как закончится акция? Провели опрос, оказалось, более 90% участников #МойЭкоДень намерены изменить свои взгляды на жизнь, бережнее относиться к природе и своему городу. Еще одним результатом стал глобальный охват: об акции вышло 646 постов и статей, а охват в традиционных медиа и соцсетях приблизился к 112,4 млн.

Мусор — явление сложное. Собрать его — хорошо. А как сделать так, чтобы вещь в мусор не попала? Задание «Подари вещам вторую жизнь» — со звездочкой, сложное и креативное. Надо было придумать новое применение старым вещам вместо того, чтобы выбрасывать их на свалку. Это могли быть старая одежда и обувь, аксессуары, предметы интерьера... И вот, 70 видов вещей по-новому вписались в наш быт. Другая акция — «Избавься от лишнего»: участники сдавали вещи на переработку (а не относили в контейнер). И более 480 человек понесли в специальные пункты одежду, книги, технику и многое другое. А после Нового года еще и более 200 елей. Наконец, «игрушечный» челлендж: новую куклу не покупаем, «оживляем» старую. И две тысячи старых верных друзей раскрываются по-новому.

Раз речь зашла о детях, как не вспомнить челлендж «Дети вместо цветов» 1 сентября: банальные традиционные букеты не дарим, вместо этого перечисляем деньги в благотворительные фонды. И всего перечислили более 40 тыс. рублей.

Конечно, не обошлось без сокращения личного углеродного следа. Всего участники челленджа сделали более 11 млн шагов и прошли 9 тыс. км. А после работы еще и голову разгрузили: ограничили «сидение» в смартфоне, тем самым сократив и углеродный след. Обычно мы проводим у мерцающего экрана 49 часов в неделю. Суть челленджа: не более 15-ти часов! И ведь получилось у многих. Вместе мы сократили выбросы углекислого газа на 11,8 тонны.

И самым молодым, тем, кто ищет место в жизни: тесты на профориентацию. Их прошло более 2 тыс. человек. И, мы надеемся, многие обрели профессию мечты!

— Мы превзошли показатели для наших задач, поставленных перед собой год назад, в четыре раза — а что же дальше? — задает риторический вопрос Оксана Белайчук. — А дальше давайте попробуем так и жить: сажать деревья, больше ходить пешком, меньше мусорить, заботиться о тех, кому нужна помощь, и осознанно подходить к выбору профессии и жизненного пути. Ведь это и становится главной мотивацией для любого, кто хотя бы раз выходил из дома в майке волонтера.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор текста

Лена Бровина

Фото

предоставлены проектом +1Город