В Якутске прошел фестиваль современного искусства «Территория». Его организаторами выступили Международный фестиваль-школа современного искусства «Территория», Московский музей современного искусства (ММОМА) и крупнейшая российская золотодобывающая компания «Полюс». Проект поддержал Фонд президентских грантов. Фестиваль — мероприятие ежегодное, но столица Якутии его принимает впервые. Действо проходило в рамках торжеств, приуроченных к столетию образования Якутской АССР.
«Мы впервые привезли наш фестиваль в Якутск. Он приурочен к празднованию 100-летия образования Якутской АССР. Мы искренне надеемся, что жителям и гостям города понравилось все то, что для них приготовлено, а программа в этом году получилась обширная: мы привезли спектакли различных жанров для самой широкой аудитории от режиссеров из Москвы и Санкт-Петербурга. Хочу отметить, что особое место в ней занимают замечательные спектакли победителей 7-го конкурса „Полюс. Золотой сезон“. Для профессионалов — участников нашего фестиваля — была подготовлена насыщенная образовательная программа», — говорит директор по связям с общественностью золотодобывающей компании «Полюс» Виктория Васильева.
В эти длинные летние дни столица Якутии приняла известных актеров, музыкантов, режиссеров, продюсеров из Москвы и других городов России. Среди гостей — режиссер, народный артист РФ Андрей Борисов; педагог-репетитор Артем Игнатьев; актер и режиссер Георгий Иобадзе; директор театральной компании «Трикстер» Мария Литвинова; режиссер Кирилл Люкевич; исполнительный продюсер Ольга Романова; режиссер и директор Мирнинского театра Константин Солдатов; театральный художник Юрий Хариков.
«В Якутске сильная, самобытная театральная культура, и у зрителя есть свои устоявшиеся предпочтения. Если публике было интересно — значит, наша задача выполнена. Мы рады, что в наше непростое время театр продолжает объединять и сплачивать творческих людей, открывать новые горизонты, осваивать новые территории и новые смыслы», — говорит один из ключевых организаторов фестиваля Роман Должанский.
На четырех площадках состоялись интереснейшие театральные постановки, в том числе победителей 7-го конкурса региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон». Прошли дискуссии, мастер-классы, творческие вечера, читки пьес (это когда драматическое произведение исполняется со сцены в один голос, без актеров).
Торжественное открытие фестиваля состоялось 3 июня на сцене Государственного театра оперы и балета Республики Саха (Якутия) — музыкально-поэтическим спектаклем «Разные мы». «Мне хотелось поговорить о нас, о женщинах, о том, как мы любим. Но никто не может сказать о любви так, как говорят о ней поэты. И я попыталась представить, какие писались стихи, на пике страстей, эмоций. Сразу оговорюсь: поэтические пары, о которых пойдет речь, брала вслепую, умышленно не подбирая. И все вышло верно — они оказались связанными между собой даже не через одно рукопожатие, а напрямую», — говорит о своем детище режиссер Евгения Добровольская.
Венцом фестиваля стал завершающий музыкально-поэтический спектакль с участием мультиперкуссиониста Петра Главатских и несравненной Юлии Пересильд. «Фестиваль дает колоссальный опыт не только для зрителей, но и для его участников. Я сама была участником многих фестивалей и это прекрасно знаю. А сегодня мы покажем спектакль „Эбеновая кожа“», — рассказала она журналистам.
Зрители были потрясены новым звучанием известных стихов Николая Гумилева в сопровождении древних африканских инструментов. «Когда-то Африка для Николая Гумилева была тем же, что для нас сейчас космос. Другая вселенная, другой мир, неизведанный, неизученный и потому страшный и прекрасный одновременно», — говорит Юлия Пересильд. «Наш музыкальный спектакль не заменяет стихи. Это не аудиокнига. Когда вы один на один с текстом, у вас с ним возникают свои личные взаимоотношения. У нас немного другое. Мы скорее стараемся пробудить интерес к стихам. И музыка у нас имеет такое же отношение к Африке, как и стихи Гумилева. Они ведь не про Африку как таковую, а про образ Рая», — отмечает Петр Главатских.
Расскажем подробнее о наиболее интересных событиях.
Уличный спектакль Кирилла Люкевича «Картон» посвящен проблематике устойчивого развития: действо представляет все этапы жизненного цикла картона, от сырья до утилизации. По задумке представление должно заставить каждого зрителя задуматься о том, насколько важно бережнее относиться к ресурсам и стремиться перерабатывать, а не выбрасывать на свалку. «Наша постановка — попытка понять природу материала и сравнение предметного картонного мира с жизнью человека — естественно, тоже картонного. Сам спектакль на 99% состоит из картона», — объясняет Кирилл Люкевич.
Два спектакля из Москвы с успехом прошли на сцене ТЮЗа: «Я, бабушка, Илико и Илларион» Георгия Иобадзе и «Сказки роботов о настоящем человеке» по Станиславу Лему от театральной компании «Трикстер». «Это очень точная зарисовка о людях, простых и глубоких, наивных и мудрых, живущих одной судьбой. Детство и юность, первая любовь Зурико — все пронизано грузинским весельем, неиссякаемым юмором и воспоминаниями о бесконечных застольях, которыми так славится Грузия», — говорит о своем спектакле Георгий Иобадзе.
Огромный интерес у публики вызвала постановка коллектива «Балет Москва» «Все пути ведут на Север». Как и стартовый спектакль фестиваля, «Разные мы», эта вещь посвящена отношениям между людьми. Основанная на постановке бельгийского хореографа Карин Понтьес, «Все пути...» представляет собой танцевальную импровизацию.
Что касается коллективов-победителей 7-го конкурса региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон», то на «Территории» были представлены Театр юного зрителя Республики Саха (Якутия), Мирнинский театр, Городской драматический театр Шарыпово, Саха академический театр им. П.А. Ойунского. «Каждый из этих спектаклей отличают особый театральный язык, необычная трактовка известных сюжетов и неповторимый местный колорит», — говорит Екатерина Якимова, директор Международного фестиваля современного искусства «Территория». Особого внимания удостоился спектакль «Озор» по повести Мамина-Сибиряка от Лизы Бондарь. «Это очень жестокая история, в которой неумелая, робкая любовь оборачивается трагедией, где вершится самосуд, а обезумевшая толпа чуть ли не раздирает на части мнимого преступника. В этой повести и спектакле на первый план выходят противостояние человека и общества и борьба за свободу. Свобода и возможность ее обретения рассматриваются как с женской, так и с мужской точек зрения. Лиза Бондарь помещает героев в „мертвое“ зазеркалье. Неожиданно в финале все герои превращаются в наших современников, которые взвешенно и четко рассуждают о поступках персонажей, которых они только что сыграли перед публикой», — делится Жанна Зарецкая, театральный критик, член экспертного совета 7-го конкурса «Полюс. Золотой сезон».
Если судить по зрительскому успеху, то, пожалуй, стоит отметить Шарыповский театр, который собрал аншлаг. Театр представил семейную комедию «Буратино». «Буратино» Снежанны Лобастовой, главного режиссера Шарыповского театра, — наглядная демонстрация того, «из какого сора растут стихи»: старая сказка, разыгранная в сумасшедшем доме (это такой нежный образ «страны дураков»), создается на наших глазах из подручных средств — в дело идут лампа, ведро, очки для плавания, старые пластинки и всякий иной хлам, а зритель убеждается, что все на свете может превратиться в чистую театральную поэзию, стоит только захотеть«, — отмечает Жанна Зарецкая, театральный критик, член экспертного совета 7-го конкурса «Полюс. Золотой сезон».
Напомним, что главная задача конкурса, проводимого компанией «Полюс», — содействовать развитию социальной среды в регионах присутствия компании за счет поддержки репертуарного театра и национальной театральной школы. Конкурс проводился в Красноярском крае, Республике Саха (Якутия), Иркутской и Магаданской областях.
Но не театром единым — особым событием стала выставка «Человек и его ландшафты» в Национальном художественном музее Республики Саха. На выставке были представлены вещи из коллекции Московского музея современного искусства. Кстати, с окончанием фестиваля выставка не закончилась: если вы планируете быть в Якутске, ее можно увидеть до 17 июля.
Как и уличный спектакль «Картон», выставка ставит вопросы о взаимодействии человека и природы. Через невероятные ландшафты, созданные естественным ходом вещей, проходит человек, воплощающий в себе искусственное, рациональное начало. И если прежде мы мечтали «покорить природу», то теперь стоит задача наладить диалог, полный взаимного уважения.
«Партнерство музея и театра с гастролями по городам, где непосредственно ведут свою деятельность предприятия „Полюса“, — самый органичный и интересный синтез аудиовизуального искусства. ММОМА представил в Якутске избранные произведения из своей коллекции», — говорит Василий Церетели, исполнительный директор ММОМА.
Кстати, о коллекции. В экспозицию вошли около ста произведений, среди авторов: Александр Родченко, Давид Бурлюк, Сальвадор Дали, Владимир Стенберг, Николай Андронов, Франциско Инфанте, Вячеслав Колейчук, Оскар Рабин, Петр Беленок, Виктор Пивоваров, Павел Пепперштейн, Ольга Тобрелутс, Андрей Кузькин и другие. Выставлены также вещи из собрания Национального художественного музея Республики Саха.
Экспозиция разделена на две части. В первой рефлексируется восприятие классического пасторального пейзажа: райского сада, деревенской архаики, народной магии. Затем в экспозицию врываются динамичная городская панорама, проза квартирного быта и виртуальный мир, в который стремится убежать горожанин.
Несколько слов о профессиональной программе — мастер-классах и лекциях. Мы бы выделили такие события, как музыкальный мастер-класс для детей от Полины Осетинской, «Работа сценографа» Юрия Харикова, танцевальный мастер-класс от «Балет Москва», «Спецпроекты как инструмент работы с аудиторией» Ольги Романовой и мастер-класс «Изобретение жанра спектакля как способ наладить диалог со зрителем» Кирилла Люкевича в Арктическом государственном институте культуры и искусств. «Для меня в театре одной из ключевых вещей является обмен опытом и диалог. Именно этим мы и занимались. Мы поговорили о том, что есть театр сегодня, как он стыкуется с окружающей средой, откуда взять темы, как работать в непривычных условиях, как создать мир вокруг спектакля, какие сложности и, наоборот, дополнительные возможности и плюсы возникают при работе. На практике мы сделали короткие задания, пробы, чтобы попробовать понять, как сегодня говорить со зрителем», — рассказывает Кирилл Люкевич.
Закончился фестиваль, но не закончится территория — уже без кавычек. Территория, на которой работают и творят люди. Ставят пьесы, добывают золото, танцуют, воспитывают детей — просто живут. Сказка, которую «Полюс» подарил Якутии и России, оставит глубокий след в сердцах и будет вспоминаться с теплом, когда солнце уйдет на зимний путь и прекрасная земля Якутии скроется под снегом.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Автор
Лена Бровина Совместный материал с золотодобывающей компанией «ПОЛЮС»