Почему пришло время менять мировую образовательную систему

Человечество сталкивается со множеством глобальных вызовов. Plus-one.ru выяснил, как и чему нужно обучать подрастающее поколение, которому придется разбираться с последствиями индустриальных революций, экономическим, климатическим и мировоззренческим кризисами, конкурируя с роботами.

Какие требования предъявляет к человеку Четвертая промышленная революция

Мы вступили в эпоху Четвертой промышленной революции, когда наша жизнь кардинально меняется из-за развития компьютерных технологий и киберфизических систем. Примерами таких достижений науки могут служить беспилотный транспорт, «умный» дом и встраиваемые в мозг чипы компании Илона Маска Neuralink. Главное отличие этой революции от трех предыдущих, которые дали миру механизмы, заменяющие ручной труд, а потом — компьютеры и интернет, — в скорости изменений. Каждая технология «стимулирует появление все более передовых и эффективных технологий», пишет в книге «Четвертая промышленная революция» президент Всемирного экономического форума в Давосе Клаус Шваб.

Уже сегодня в Китае искусственный интеллект выносит судебные приговоры по делам о нарушениях в сферах электронной коммерции и авторских прав. Роботизированные системы по всему миру отслеживают состояние почв, спелость фруктов и овощей на полях и даже проводят хирургические операции — правда, пока на животных. Так, в январе 2022 года робот Smart Tissue Autonomous Robot прооперировал кишечник свиньи. Под воздействием технологического прогресса меняется не только то, «что» и «как» мы делаем, но и наше мышление и восприятие.

Четвертая промышленная революция приведет к исчезновению многих профессий. Людям придется постоянно учиться, осваивая все новые знания и навыки в совершенно разных областях. Например, уже сегодня успешный интернет-журналист умеет не только писать тексты, но и монтировать видео и аудиоистории, разбирается в основах дизайна.

По словам Клауса Шваба, пока сложно обозначить перечень навыков, которые будут востребованы в еще не созданных отраслях. Точно будет цениться способность предвидеть тренды и соединять отраслевые «разрывы», возникающие в результате технологических инноваций.

«Растет запрос на уникальность. Массовые профессии вымирают. Работа по жесткому алгоритму, с девяти до шести, будет автоматизирована. В России около 2 млн бухгалтеров — через несколько лет большинство из них потеряют работу из-за нашествия алгоритмов», — говорит руководитель проекта «Атлас новых профессий» Дмитрий Судаков. По данным РАНХиГС, в результате роботизации и цифровизации к 2030 году рабочих мест лишатся более 20 млн россиян.

Почему современное образование не отвечает вызовам Четвертой промышленной революции

Сегодня в большинстве школ детей практически не учат креативности, то есть умению размышлять, генерировать новые идеи и нестандартные подходы к решению задач, требуя от учеников лишь зазубривания фактов и формул. «Если мы не изменим систему образования, то через 30 лет окажемся в беде. Мы обучаем детей по устаревшей системе, которая существовала последние 200 лет», — уверен китайский интернет-предприниматель Джек Ма. Так будущие работники проиграют конкуренцию машинам, которые решают математические задачи намного быстрее человека. По словам английского ученого Кена Робинсона, школьное образование лишает детей способности оригинально мыслить, так как в погоне за оценками они боятся совершить ошибку.

Российская образовательная система также страдает от засилья устаревших программ обучения как в школах, так и в вузах, отсутствия квалифицированных преподавателей, низкой оплаты труда учителей (средняя зарплата в регионах — 15–30 тыс. руб. в месяц). «Мы пытаемся воспроизводить старую, советскую, абсолютно негодную систему образования, напихивая в детей огромное количество знаний», — говорил еще в 2017 году глава Сбербанка Герман Греф, выступая на Гайдаровском форуме.

Из-за распространения интернета учитель перестал быть главным источником знаний: ученики сами могут нагуглить любую информацию. Миссия преподавателя кардинально меняется. «Учитель должен опережать ученика в компетенциях, быть авторитетом во всех отношениях — профессиональном, личностном, моральном. Сегодня это самое слабое звено системы образования. Учитель, особенно периферийный, сельский, подготовленный по традиционной, классической программе, имеющий высокую учебную нагрузку и не имеющий возможности непрерывного качественного повышения квалификации, уже не может соответствовать запросам „цифровых аборигенов“», — утверждают научный руководитель Института стратегии развития образования Светлана Иванова и доктор экономических наук Олег Иванов.

Если все оставить как есть, расслоение людей по уровню образования станет огромным, предупреждают эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ) и Центра стратегических разработок (ЦСР). «К 2050 году человеческий капитал нашей страны сократится на 25%. Страна настолько отстанет от требований времени, что под вопросом окажется ее технологическая самостоятельность», — подчеркивают они.

Но любая образовательная система крайне неповоротлива, а мышление большинства людей инертно: к резким переменам, которые требует от нас эпоха Четвертой промышленной революции, готовы единицы. «Когда мы даем детям право на выбор, право на свободу, мы отказываемся от ручного управления. А это всегда страшно — как же это мы не будем ими управлять? Намного проще запихнуть детей в привычную образовательную „молотилку“. В конце концов, много лет она работала», — сокрушается Дмитрий Судаков. На реформу системы воспитания и обучения человека уйдут десятки лет.

Как следует реформировать образование, чтобы оно помогало решать глобальные проблемы

По мнению экспертов ВШЭ и ЦСР, в России особое внимание требуется уделить развитию детей до трех лет, следует внедрять в учебные процессы игры и симуляторы, построить 2 тыс. школ и еще 5 тыс. отремонтировать, обеспечив их интернетом, компьютерами и прочей инфраструктурой. По данным Общероссийского народного фронта (ОНФ), в 2020 году только 26% школ страны обладало доступом в сеть со скоростью 100 Мбит/с. Напомним, такие требования к оснащению учебных заведений прописаны в национальных проектах «Цифровая экономика» и «Образование».

Кроме того, необходимо превратить университеты в центры технологического и инновационного роста, сделав ставку на развитие фундаментальной науки: на сегодняшний день Россия, по данным ВШЭ и ЦСР, ведет передовые исследования лишь в 5% прорывных областей, среди них — геномные технологии, машинное обучение, искусственный интеллект, интернет вещей, «зеленая» и биоэнергетика. Это в три-четыре раза меньше, чем в сравнимых по ВВП странах, следует из текста доклада.

Также важно повысить престижность педагогических вузов и учительского труда, поднять зарплаты, создать условия для непрерывного повышения квалификации преподавателей, советуют Светлана и Олег Ивановы. «Выпускники педвузов в большинстве стараются найти работу в более оплачиваемых и привлекательных сферах, в школу зачастую идут те, кто не нашел других вариантов», — отмечают эксперты. Это неизбежно сказывается на качестве образования и отношении к детям.

Сложность момента еще и в том, что предыдущие промышленные революции заканчивались войнами за ресурсы, какими, по сути, были две первые мировые войны. «В следующие 30 лет нам снова суждено пережить мировую войну, но, думаю, она будет вестись против болезней, загрязнения окружающей среды и бедности», — заявил Джек Ма в 2018 году на экономическом форуме в Давосе. По его словам, чтобы люди могли решить эти проблемы, детей нужно обучать креативности и уникальным навыкам, которые помогут превзойти роботов, — командной работе, развитию эмоционального интеллекта, умению заботиться о других. Важно подходить к каждому ребенку индивидуально, понимая, что все люди разные. Но 2022 год поставил человечество на грань очередной кровопролитной войны.

«Сегодня, учитывая серьезные риски, с которыми мы сталкиваемся, мы должны как можно скорее заново изобрести образование [...]. Новый общественный договор должен помочь нам объединиться вокруг коллективных усилий, предоставить знания и инновации, необходимые для формирования устойчивого и мирного будущего для всех, основанного на социальной, экономической и экологической справедливости», — говорится в отчете ЮНЕСКО. Специалисты отмечают, что с 1950-х количество используемой человечеством воды удвоилось, производство и потребление продовольствия выросло в 2,5 раза. К середине XXI века спрос на еду подскочит еще более чем на треть, на энергию — наполовину, а на воду — на 20-30%. Без реформы системы воспитания и обучения человека глобальные проблемы вряд ли удастся решить.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Маргарита Фёдорова