Plus-one.ru изучил доклады Фонда Потанина и ряда западных исследователей о будущем филантропии. Пандемия еще больше оцифровала благотворительность и заставила некоммерческие организации активнее бороться за доверие жертвователей (доноров). Среди них теперь все больше молодежи, и НКО ищут новые форматы, например, сбор денег с помощью геймеров и искусственного интеллекта. Рассказываем, какие тренды будут менять мир добрых дел в 2022-м году.
Фандрайзинг — поиск средств на благотворительные программы — должен учитывать не только цели благотворителя и благополучателей, но и ценности жертвователей.
«Важно транслировать через различные источники не только просьбы, описание программ, но и миссию, изменения, к которым приводит деятельность НКО», — отмечается в докладе Фонда Потанина. Пока тренд характерен только для США и Европы, но российские НКО могут взять его на вооружение.
Этим вопросом благотворительным фондам нужно заниматься, выстраивая сообщества жертвователей и развивая системы регулярных пожертвований. Причем жертвователям нужно рассказывать не только об успехах, но и о проблемах НКО — это позволит им чувствовать свою вовлеченность. Такой практике уже следуют российские НКО, создавая целые площадки для общения подписчиков (например, +1Платформа) и открыто сообщая им о конфликтах внутри сектора, как это сделали Фонд защиты городских животных в феврале и фонд «Подарок Ангелу» в августе прошлого года.
Тренд онлайн-благотворительности набирает популярность не только в западном мире, но и в Азии. Все чаще люди жертвуют с мобильных телефонов, а не со стационарных компьютеров. Как отмечают эксперты, фандрайзеры должны использовать кнопки для пожертвований, QR-коды, блокчейн, криптовалюты и различные способы бесконтактной оплаты. С развитием онлайн-благотворительности выше риск мошенничества, и благотворителям нужно максимально защищать себя — разъяснять, как отличить подлинных фандрайзеров от злоумышленников, расширять коммуникацию с донорами.
Общественные организации в России и за рубежом создают чат-боты, которые общаются с жертвователями и благополучателями, отвечают на основные вопросы и могут помочь быстро совершить платеж или, наоборот, получить помощь.
Потенциальный жертвователь или партнер НКО должен иметь также возможность посетить благотворительный вечер, даже если он проводится в другой стране. А значит, онлайн-трансляции становятся обязательным условием для проведения мероприятий. Гибридных событий будет становиться больше, и аудитория фондов расширится.
Без управления данными благотворители не смогут контролировать сборы и прогнозировать поведение жертвователей. С помощью специального программного обеспечения (CRM, или Системы управления взаимоотношениями с клиентами) фандрайзеры теперь могут максимально адресно работать со своей аудиторией.
В 2021 году эта тенденция начала расти. Игроки, которые снимают и комментируют видео игрового процесса (стримы), проводят марафоны и легко собирают пожертвования.
«Благотворительные фонды интегрируются и в сами игры. Так, игровой сервис My.Games и „Добро Mail.ru“ провели игру в пользу людей, переживших инсульт. Игроки „Легенда: Наследие Драконов“ (бесплатная браузерная игра от Mail.Ru Group.) могли отправить 500 руб. в пользу фонда ОРБИ. За каждое пожертвование игрок мог получить игровой предмет», — сообщает Фонд Потанина.
Во время пандемии некоммерческие организации в разных странах показали себя как эффективные союзники властей, обеспечивая людей средствами индивидуальной защиты, лекарствами и едой, помогая психологически пережить самоизоляцию. Но, как предупреждают эксперты, доверие к чиновникам падает, и благотворителям по-прежнему стоит избегать аффилированности с государством.
Поколение Z — люди, родившиеся с 1997-го по 2012 год. О проблемах больше половины из них узнают из соцсетей, в основном из Instagram и YouTube. Представителям этого поколения для самоидентификации важно совершать добрые поступки. «Поколение Z больше реагирует на призывы пожертвовать во время катастроф и бедствий. Другие направления, которые выбирают Z: образование (48%) и здоровье (43%)», — пишет Фонд Потанина.
Еще один мировой тренд обусловлен разницей между социальным положением разных сообществ. Ярче всего он, как упоминают в Deloitte, проявляется в США, где в 2020-м после убийства полицейским афроамериканца Джорджа Флойда началось движение Black Lives Matter. Только за 2020-й и половину 2021-го фонды борьбы с расизмом в США собрали $14,7 млрд против $3,9 млрд за 2011-2019 годы, сообщают исследовательская группа Candid и консалтинговая компания CCS Fundraising.
Вложения в борьбу с климатическим кризисом растут в мире с каждым годом — по мере осознания этой проблемы. Богатейшие люди мира — создатель онлайн-магазина Amazon Джеф Безос и глава корпорации Tesla Илон Маск — соревнуются, кто больше потратит на сокращение углеродного следа. Но даже в Европе, которая разрабатывает новые климатические законы и технологии, пожертвования на борьбу с глобальным потеплением составляют менее 2% всех благотворительных платежей, и этого недостаточно, считают в фонде ClimateWorks.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Автор
Владимир Хейфец