Кому и зачем нужны метавселенные

Цифровой мир может заменить интернет в привычном виде

В последнее время в обществе возрос интерес к концепции метавселенной, под которой понимается глобальное виртуальное пространство. Подтверждение тому — статистика приложения для анализа поисковых запросов Google Trends. Популярность слова резко выросла в октябре, когда в компании Facebook сообщили о смене названия на Meta и рассказали о планах по созданию собственной метавселенной. Одни люди уверены, что подобные виртуальные пространства станут неотъемлемой частью будущего. Другие считают, что для полноценной жизни в цифровом мире предстоит преодолеть большое количество барьеров. Plus-one.ru разбирался, что из себя представляют современные разработки и почему в развитие метавселенных активно инвестируют.

Метавселенная (англ. — Metaverse) — это пространство, в котором пользователи смогут сосуществовать одновременно с реальными и виртуальными объектами. Подобное взаимодействие становится возможным благодаря комбинации множества технологий, включая искусственный интеллект, виртуальную (VR), дополненную (AR), смешанную (MR) реальности, блокчейн, а также другие решения. Исследователи из Мичиганского государственного университета Рабиндра Ратан и Имин Лэй выделяют три ключевых особенности метавселенной:

Совместимость — возможность перемещаться между виртуальными пространствами, используя одни и те же цифровые объекты и аватар.

Наличие стандартов, которые обеспечивают возможность взаимодействия между разными платформами. Разработкой стандартов уже занимаются некоторые организации, например созданная в апреле 2021 года группа Metaverse Interoperability Community Group.

Ощущение присутствия, которое улучшает качество цифрового взаимодействия.

Вехи на пути к метавселенной

По мнению венчурного инвестора Мэтью Болла, возможность появления цифровой среды, которая объединяла бы повседневную жизнь и виртуальную реальность, становится все менее призрачной. Однако сейчас, по его словам, сложно предположить, что именно будет собой представлять метавселенная. Инвестор предполагает, что она будет существовать в реальном времени бесконечно, в ней не будет ограничений по количеству пользователей, зато будет собственная экономическая система, производящая ценности. Метавселенная объединит физический и цифровой миры, а различные активы можно будет использовать на разных платформах. Так, например, оружие из игры Counter-Strike можно подарить другу на Facebook. Наполнять гибридное пространство контентом смогут как отдельные люди, так и организации, объясняет Мэтью Болл.

Он перечисляет и разногласия, которые существуют вокруг концепции. Например, непонятно, смогут ли люди использовать один цифровой аватар на всех платформах или каждая будет иметь собственную систему идентификации. Неясно также, сколько времени люди должны будут проводить в виртуальном пространстве, чтобы оно считалось метавселенной, а не усовершенствованной версией интернета. Многие спорят и о том, кто и как будет управлять метавселенной. Кто-то считает, что у нее должен быть один оператор, а кто-то убежден в необходимости децентрализованного управления. Пока непонятно, как будет модерироваться содержимое метавселенной и как ее существование повлияет на ощущение реальности.

Между тем, по оценкам исследовательской компании Market Research Future, стоимость мирового рынка метавселенных в 2020 году составляла $21,9 млрд. Специалисты прогнозируют, что в период с 2021 по 2030 год индустрия будет ежегодно расти в среднем на 41,7%. Способствовать развитию рынка будет в том числе интерес к теме сближения цифрового и физического миров, а тормозить — риск возникновения киберугроз. К ключевым игрокам рынка в Market Research Future относят такие компании, как Facebook, Epic Games, Roblox Corporation, а также технологического гиганта Tencent Holdings (занимается в том числе разработкой-онлайн-игр), владельца социальной сети ByteDance (приобрел VR-стартап Pico Interactive), корпорацию Nvidia (развивает облачную платформу для совместной работы в виртуальной среде Omniverse).

Аналитики Bloomberg считают, что совокупный рыночный доход в индустрии метавселенных к 2024 году может достичь $800 млрд по сравнению с около $500 млрд в 2020 году. Большую часть доходов, по мнению экспертов, будут приносить реклама и прямые трансляции. В частности, доход развлекательных компаний (производство фильмов, организация концертов и спортивных мероприятий) в метавселенных к 2024 году может превысить $200 млрд.

Метавселенные, которые создаются или уже существуют

Meta

В октябре 2021 года Марк Цукерберг объявил о переименовании компании Facebook в Meta. Названия принадлежащих ей продуктов, включая соцсети и мессенджеры, остались прежними. По мнению главы компании, метавселенная — это не просто виртуальная реальность. Это своего рода воплощенный интернет, в котором можно находиться, а не просто просматривать контент.

Одна из основных особенностей метавселенной, по словам Марка Цукерберга, будет заключаться в том, что люди в виде своих аватаров смогут ощущать присутствие других людей. В метавселенной пользователи смогут заниматься чем угодно: встречаться с семьей и друзьями, работать, учиться, играть, делать покупки, создавать что-то новое и получать разные впечатления. В этом пространстве можно будет мгновенно перемещаться между разными местами, будь то дом, офис или концертный зал. Метавселенная будет открыта и совместима с другими платформами, «подключиться» к ней можно через смартфон, компьютер, очки дополненной и виртуальной реальности.

По прогнозам главы Meta, на создание метавселенной уйдет 5–10 лет. Еще до переименования в Facebook создали фонд для финансирования разработки метавселенной. Ожидается, что за два года он инвестирует во внешние программы и исследования $50 млн. В компании также сообщили о том, что для создания метавселенной в течение пяти лет планируется нанять 10 тыс. высококвалифицированных сотрудников из стран Евросоюза.

Технология смешанной реальности Miсrosoft Mesh

Miсrosoft Mesh

Весной 2021 года в компании Microsoft представили технологию смешанной реальности Miсrosoft Mesh. С ее помощью пользователи смогут взаимодействовать друг с другом и трехмерными цифровыми объектами через свои виртуальные аватары. Для этого они будут использовать приложения с поддержкой Mesh, установленные на различных устройствах, включая очки смешанной реальности HoloLens, VR-гарнитуры, смартфоны, планшеты и компьютеры. У людей будет ощущение того, что они находятся рядом друг с другом, даже несмотря на то, что их разделяют тысячи километров, пообещали в компании. Это будет особенно полезно для корпоративной среды: коллеги смогут собираться вместе в виртуальном пространстве, чтобы обсуждать важные вопросы или проходить тренинги. У туристических компаний появится возможность организовывать виртуальные путешествия, а у архитектурных бюро — использовать цифровые модели зданий, которые до строительства можно изучить во всех измерениях.

В ноябре стало известно, что технология Mesh, работающая на основе облачной платформы Microsoft Azure, будет интегрироваться с корпоративной платформой Microsoft Teams. В компании надеются, что решение позволит повысить вовлеченность сотрудников и сделает взаимодействие в команде более эффективным. Сотрудники компаний смогут посещать собрания в виртуальной среде как с помощью своих аватаров, так и по обычной видеосвязи. Ожидается, что в тестовом режиме платформа начнет работать в первой половине 2022 года.

Концерт певицы Арианы Гранде на платформе Fortnite

Игровые метавселенные

К созданию метавселенных стремятся и разработчики компьютерных игр. Так, основатель и генеральный директор компании Epic Games Тим Суини неоднократно упоминал о своем желании превратить запущенную в 2017 году игру Fortnite в «нечто большее». О шансах Fortnite победить в гонке по созданию метавселенной говорил и Мэтью Болл. «Fortnite начиналась как игра, а превратилась в социальную площадку, — объяснял он. — Игроки заходят в систему не для игры как таковой, а для того, чтобы побыть со своими виртуальными и реальными друзьями». Весной этого года Epic Games привлекла инвестиции в размере $1 млрд, включая $200 млн от электронной корпорации Sony, на создание метавселенной. В частности, средства планируется вложить в разработку реалистичных цифровых аватаров.

Fortnite — это бесплатная кросс-платформенная игра, доступная с любых устройств: ПК, смартфона на Android, игровой консоли. У пользователей есть возможность самостоятельно добавлять контент; на платформе проводятся различные мероприятия. Например, там состоялись концерт певицы Арианы Гранде и показ фильмов режиссера Кристофера Нолана. Кроме того, компания сотрудничает с различными брендами. Так, в этом году французский дом моды Balenciaga разработал для Fortnite четыре виртуальных костюма, или скина, которые игроки могли приобрести за внутреннюю валюту V-Bucks. Один скин Balenciaga стоил 1 тыс. V-Bucks, что эквивалентно $8. Ранее партнерами компании также выступали Национальная футбольная лига и Национальная баскетбольная ассоциация США, компании Nike, Marvel и другие организации.

Шанс превратиться в метавселенную есть и у онлайн-платформы Roblox. Ее пользователи могут создавать собственные игры разных жанров, начиная от гонок и заканчивая симуляторами. Игроки могут создавать уникальные аватары с одеждой, прическами и различными аксессуарами, а также различные предметы — их затем можно продавать. «Некоторые люди называют то, что мы создаем, метавселенной», — говорит генеральный директор Roblox Corporation Дэвид Базуки. Количество пользователей платформы превышает 202 млн. Более 43 млн человек заходят на нее каждый день. Для сравнения: в 2019 году этот показатель составлял 19,1 млн. Участники создали более 40 млн игр и заработали на Roblox более $328 млн.

Метавселенные на блокчейне

В основе некоторых метавселенных лежат блокчейн-технологии. К ним можно отнести, например, Cryptovoxels, Upland, Decentraland. Последняя создана аргентинцами Ариэлем Мейлихом и Эстебаном Ордано с использованием технологии Ethereum. Она состоит более чем из 90,6 тыс. земельных участков, здесь пользователи могут создавать и монетизировать контент, покупать и продавать цифровую недвижимость, играть и взаимодействовать между собой. Изначально земельные участки Decentraland продавались по 1 тыс. MANA (криптовалюта, которая поддерживается смарт-контрактами на Ethereum. — Прим. Plus-one.ru), а теперь их стоимость превышает 3 млн MANA ($9 млн).

В конце ноября канадская инвестиционная компания Tokens.com, которая специализируется на цифровых активах, приобрела землю в Decentraland за 618 тыс. MANA, или $2,4 млн. Компания купила 116 виртуальных участков общей площадью около 565 м2. На сегодняшний день это самое крупное приобретение в Decentraland. Покупка совершалась через компанию по управлению недвижимостью в цифровой среде Metaverse Group. Недавно Tokens.com купила 50% ее акций на сумму более $1,6 млн. Приобретенные территории будут использоваться для развития модной индустрии, в том числе для реализации новых проектов и проведения мероприятий. Metaverse Group планирует сотрудничать с модными брендами и помогать им устанавливать связи с новой аудиторией.

Ранее участок в метавселенной Decentraland приобрело Министерство иностранных дел, внешней торговли и международного бизнеса Барбадоса. Власти страны планируют открыть виртуальное посольство, открытие должно состояться в январе 2022 года. Один из инициаторов создания цифрового посольства, посол Барбадоса в ОАЭ Гэбриел Абед считает, что это позволит стране увеличить количество своих дипломатических миссий, а также будет способствовать продвижению ее культуры по всему миру. Власти Барбадоса намерены открыть свои представительства и в таких метавселенных, как Somnium Space и SuperWorld.

Подписывайтесь на канал +1 в Яндекс.Дзен.

Автор

Евгения Чернышёва