«С видеосвиданиями все немного спокойнее»: как пандемия повлияла на романтические отношения

Компании-разработчики дейтинг-приложений фиксируют рост прибыли

Стоимость мирового рынка сервисов для онлайн-знакомств в 2019 году составляла $2,2 млрд. Она будет увеличиваться со скоростью 8,2% в год и к 2025 году достигнет $3,5 млрд, сообщают в исследовательской компании Valuates Reports. Рост, по мнению аналитиков, будет происходить в том числе благодаря пандемии, во время которой люди стали чаще знакомиться онлайн. Одни эксперты прогнозируют, что популярность онлайн-общения сохранится и в будущем, так как многие люди окажутся не готовы к личным встречам. Другие, наоборот, считают, что после снятия ограничений начнется бум свиданий вживую, и дают рекомендации, как сделать их безопасными и комфортными.

Рост сервисов для онлайн-знакомств

К первому кварталу 2021 года количество платных подписчиков у продуктов компании Match Group (владеет Tinder, OkCupid, Hinge, Match, BLK, Chispa и Plenty of Fish и другими приложениями) превысило 11,1 млн человек, 5 млн из которых живет в Северной Америке. Выручка компании в период с марта 2020 года по март 2021 года оценивается в $2,5 млрд. Для сравнения, пять лет назад она составляла $1,1 млрд. Самым популярным приложением компании является Tinder, на долю которого приходится больше половины рынка онлайн-знакомств (53,8%). На начало 2021 года аудитория приложения составляла 66 млн уникальных пользователей в месяц. Количество платных подписчиков Tinder — 6,9 млн человек по итогам первых трех месяцев 2021 года (6 млн в 2020 году).

Выручка компании Bumble (владеет приложениями Bumble и Badoo) выросла с $488,9 млн в 2019 году до $582,2 млн в 2020 году. В частности, выручка от приложения Bumble оценивается в $337,2 млн (в период с конца января по декабрь 2020 года), а выручка от приложения Badoo — в $205 млн. Прибыль компании за год составила $110,2 млн. Количество платных подписчиков у продуктов компании увеличилось на 22% до 2,5 млн.

Среди активных пользователей платных функций оказались и россияне, следует из результатов исследования ЮMoney (входит в экосистему Сбера) и сайта знакомств Mamba. В частности, они стали тратить больше на продвижение аккаунтов, покупку подарков и статусов, а также другие действия. В мае 2021 года жители России потратили в 86 раз больше денег по сравнению с маем 2020 года и в 133 раза больше по сравнению с маем 2019 года. Количество покупок увеличилось в 85 и 103 раза соответственно. Средняя сумма в чеке по сравнению с прошлым годом выросла на 30% до 327 рублей, а количество покупок на одного человека — больше, чем наполовину (51%) — до 2,8. Быстрее всего количество пользователей Mamba растет в курортных городах, включая Сочи и Адлер, а медленнее всего — в Калининграде, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.

Специалисты заметили, что популярность сайтов знакомств увеличивалась по мере наступления теплого сезона: к концу мая средний чек в последние три года растет примерно на 3%. Весной люди также начинают активнее дарить друг другу платные подарки и более активно общаться. «С января по май 2021 года количество успешных переписок выросло на 27%. Чем теплее на улице, тем приветливее женщины, и тем охотнее они общаются на сайтах знакомств», — говорит директор по маркетингу Mamba Петр Бойцов.

Важная социальная функция

В прошлом году спрос на дейтинг-приложения рос во многом благодаря карантинным ограничениям. Одни люди пытались с их помощью расширить свой круг знакомств, а другие — избавиться от одиночества, следует из данных Tinder. В компании отмечают рост вовлеченности людей. Например, представители поколения Z (люди в возрасте от 18 до 25 лет), на которых приходится больше половины пользователей Tinder, в феврале 2021 года отправляли на 19% больше сообщений по сравнению с февралем 2020 года. Они также стали активнее общаться по видеосвязи. Почти 50% пользователей сообщили, что использовали такой формат общения с людьми, с которыми у них случились мэтчи (от англ. match — совпадение, взаимная симпатия). Еще 40% планируют созваниваться по видео и после пандемии. Количество свайпов в Tinder в 2020 году увеличилось на 11%, а количество мэтчей — на 42%. В приложении OkCupid число совпадений в начале пандемии выросло на 10%, а число диалогов — на 20%. «Это не удивительно, — отмечают в OkCupid. — Несмотря на то, что одинокие люди остаются дома, данные показывают, что они по-прежнему хотят знакомиться».

Росту популярности дейтинг-приложений отчасти способствовало то, что разработчики быстро отреагировали на ситуацию с пандемией и начали помогать людям приспособиться к новой реальности. Об этом говорят канадские исследователи Кристофер Дитцель (Университет Далхаузи), Дэвид Майлз (Университет Макгилла) и Стефани Дюге (Университет Конкордия), которые проанализировали информацию о 16 приложениях (данные компаний, социальные сети, материалы в СМИ и другую), которая появилась с марта по май 2020 года.

Специалисты обнаружили, что, во-первых, компании начали рассказывать людям о том, как важно беречь свое здоровье. Они предлагали им оставаться дома, мыть руки, соблюдать социальную дистанцию, консультироваться с врачами в случае обнаружения симптомов коронавируса. Сейчас дейтинг-приложения компании Match Group и ее конкурента — Bumble — поощряют людей делать прививку от коронавируса. Для этого они, например, помечают профили вакцинированных людей специальными стикерами, а также открывают им доступ к премиум-функциям. Кроме того, на сайте приложения Bumble до сих пор есть информация о рисках, которые могут возникнуть во время романтического свидания с незнакомым человеком. «Конечно, вы все еще можете встречаться, строить отношения и даже находить любовь во время пандемии. Вам просто нужно поставить безопасность на первое место», — говорят в компании.

Во-вторых, приложения помогали людям справиться с чувством одиночества и изоляции, в том числе с помощью проведения онлайн-мероприятий: концертов, вечеринок мини-свиданий, консультативных встреч. Они также старались поддержать пользователей морально. Так, пользователям приложения Bumble объясняли, что это нормально — быть грустным, уставшим и тревожным в такой период.

В-третьих, компании убеждали людей в том, что знакомства онлайн могут быть не хуже, и даже лучше, чем оффлайн. Такие приложения, как HER, Coffee Meets Bagel и OkCupid, рекомендовали людям общаться через Zoom и другие платформы для видеоконференцсвязи, а также с помощью текстовых сообщений и обычных телефонных звонков. Tinder сделал бесплатной функцию Passport, которая обычно доступна для подписчиков уровня Plus и Gold. Благодаря этому у всех появилась возможность знакомиться с людьми, которые находятся как поблизости, так и в других городах и странах. Некоторые компании также предлагали идеи для виртуальных свиданий — это могли быть онлайн-экскурсии по музею, заказ доставки еды и совместный ужин по видео. В результате, как говорят исследователи, онлайн-свидания стали «новой нормой». Например, опрос OkCupid показал, что 31% пользователей нравится взаимодействовать с другими людьми виртуально. Еще 25% признались, что они предпочтут видеозвонок личной встрече.

Кристофер Дитцель, Дэвид Майлз и Стефани Дюге заключают, что во время кризиса дейтинг-приложения играют важную социальную роль и помогают людям налаживать новые связи. Однако они не должны заменять собой государственные и общественные организации, которые ответственны за поддержку людей в непростые времена.

Опасения людей по поводу офлайн-свиданий

В последнее время компании начали побуждать людей встречаться очно. В марте Tinder совместно с компанией Everlywell (производит диагностические тесты для использования в домашних условиях) бесплатно разослал 500 парам тесты на коронавирус, чтобы они могли «перевести свой флирт на новый уровень». Однако некоторые эксперты, включая сотрудника Университета Англия Раскин (Великобритания) Вирена Свами, считают, что людям потребуется еще некоторое время для того, чтобы снова встречаться вживую и чувствовать себя при этом комфортно. Так, исследование сайта знакомств eharmony показало, что каждый четвертый миллениал (люди в возрасте от 25 до 35 лет) боится встречаться с новыми людьми. В английском языке явление даже получило специальное название — Fear of Dating Again, или FODA (от англ. — «страх снова встречаться»). Как отмечает Вирен Свами, FODA особенно распространен среди тревожных, застенчивых и замкнутых людей, которые воспринимали изоляцию как своего рода передышку.

Специалист прогнозирует, что после снятия ограничений важную роль в налаживании коммуникации и «прощупывании почвы» перед личной встречей будут играть видеозвонки. Благодаря предварительному созвону люди могут избавиться от чувства тревоги и завышенных ожиданий. «Одна из основных проблем приложений знакомств — вы не представляете, что на самом деле представляет собой другой человек, прежде чем встретитесь с ним, — говорит один из пользователей дейтинг-приложений Бен (имя изменено). — Нет ничего более неловкого, чем встретить кого-то в баре и в течение первых пяти минут обнаружить, что между вами нет „химии“. С видеосвиданиями все немного спокойнее. Вы можете поболтать и выпить, не уходя из дома, а если вы не поладите, вы не почувствуете, что зря потратили вечер».

Вирен Свами предсказывает рост востребованности «медленных свиданий», во время которых собеседники стараются лучше узнать друг друга, найти взаимопонимание. Это подтверждают результаты опроса приложения OkCupid с участием 1 млн пользователей. Оказалось, что 84% из них считают эмоциональную связь более важной, чем физическую.

Более того, на процесс выстраивания отношений могут влиять изменения, которые произошли в самосознании людей за время карантина, говорит эксперт. У многих появилась возможность проанализировать свои потребности, понять, что именно они ценят в отношениях. «Помните, что это нормально, если вы не хотите спешить и опасаетесь встречаться с другими после длительного периода социальной изоляции. На самом деле нет причин торопиться. И что бы вы ни решили, вас может утешить тот факт, что вы не одиноки в этом странном новом мире», — резюмирует Вирен Свами.

Американский семейный терапевт и психиатр Эми Келлер соглашается с тем, что после потрясений, вызванных пандемией, некоторые будут опасаться встреч с новыми людьми. Она тоже рекомендует не спешить и по возможности встречаться в комфортных условиях: в знакомом месте с большим количеством людей. Люди, которые боятся заразиться, также могут назначить свидания на свежем воздухе — например, на летней веранде ресторана, где столы расположены достаточно далеко друг от друга. Успокоиться и сфокусироваться, по мнению Эми Келлер, можно с помощью дыхательных упражнений и медитации. Практиковать осознанность советует и американский психолог Робин Хорнштейн. Она также считает, что справиться с беспокойством помогут четко очерченные личные границы, уверенность в себе, а также понимание собственных желаний и потребностей.

Подписывайтесь на канал +1 в Яндекс.Дзен.

Автор

Евгения Чернышёва