19 мая исполняется 96 лет со дня рождения Малкольма Икса. Plus-one.ru напоминает историю черного расиста, который называл белых «дьяволами» и призывал создать в Америке отдельное государство для афроамериканцев. Позднее он смягчил свои взгляды — и был убит бывшими единомышленниками.
В «Автобиографии» Малкольм Икс называл свое детство «кошмаром». Он родился в 1925 году в Омахе, штат Небраска, в семье баптистского проповедника Эрла Литтла, активного сторонника панафриканизма. «Садами Эдема» он называл Африку, а «встречу с Господом» связывал с обретением темнокожими силы и достоинства. Эрл Литтл призывал своих прихожан испытывать гордость за свою расу и быть готовыми дать белым отпор.
Семье поступали угрозы со стороны «Ку-клукс-клана», из-за чего ей пришлось дважды сменить место жительства. В 1929 году дом Литтлов в Лансинге, штат Мичиган, сожгли члены «Черного легиона» (одна из отколовшихся от «Ку-клукс-клана» организаций), а двумя годами позже Эрла нашли мертвым на трамвайных путях. Оба инцидента полиция сочла «несчастными случаями». При этом после поджога пожарные не поехали к дому Литтлов, дав ему сгореть дотла. Во втором случае радикалы из «Черного легиона» избили проповедника до смерти и только потом бросили на пути.
Вдова Эрла — Луиза Литтл — в 1938 году пережила нервный срыв и попала в психиатрическую лечебницу. В ней она провела 24 года. Детей разделили и раздали в приемные семьи.
Литтл-младший хорошо учился в школе и мечтал стать юристом. Но однажды белый учитель прямо сказал ему: чернокожий может рассчитывать в лучшем случае на карьеру плотника.
После этого Малкольм решил, что мир белых не способен дать место целеустремленному афроамериканскому юноше, какими бы талантами тот ни обладал. Он бросил школу и жил случайными подработками. Когда США вступили во Вторую мировую войну, его признали «психически непригодным» к воинской службе: он заявил, что перейдет на сторону японцев, чтобы убивать белых.
Малкольм долгое время жил в Бостоне. В 1943 году работа официантом в поезде дальнего следования привела его в нью-йоркский Гарлем. Там он промышлял кражами, грабежами, рэкетом и сутенерством.
У Малкольма была кличка «Детройтский рыжий» (за цвет волос, унаследованный от деда по матери, шотландца). В 1946-м он вернулся в Бостон, где вместе с подельниками стал грабить дома богатых белых. Там же его арестовали и приговорили к 10 годам заключения, с возможностью сокращения до 8-ми.
В тюрьме Малкольм познакомился с Джоном Элтоном Бембри. Этот афроамериканец благодаря изысканной манере общения, дипломатичности и остроумию пользовался авторитетом среди сокамерников и уважением со стороны надзирателей. Под влиянием Бембри Малкольм занялся самообучением и большую часть свободного времени читал.
В 1948 году из переписки со своими братьями Реджинальдом и Филбертом Малкольм узнал о «Нации ислама» — набиравшем популярность среди афроамериканцев религиозном движении. Программа «черных мусульман» призывала к созданию отдельного государства афроамериканцев и основывалась на убеждении, что черные были избранным народом Аллаха. Все многообразие христианских конфессий ассоциировалось у сторонников «Нации ислама» с белыми угнетателями.
Малкольм бросил курить, отказался от алкоголя, азартных игр и свинины, стал проводить много времени в молитвах и размышлениях о своей предшествующей жизни.
Завязав переписку с лидером «Нации ислама» Элайджей Мухаммедом и другими членами организации, он стал подписываться «Малкольм Икс», отказавшись от фамилии «Литтл», которую дали его предкам белые-рабовладельцы. В августе 1952 года он был условно-досрочно освобожден из тюрьмы и посетил Элайджу в Чикаго. На следующий год Малкольм получил должность помощника священника в Первом храме «Нации ислама» в Детройте. Так началась его религиозно-политическая карьера.
К началу 1960-х годов численность сторонников «Нации ислама» достигала 75 тыc. и продолжала расти. Большой вклад в это внес Малкольм Икс, который быстро стал лицом и одним из лидеров организации. Его выдающиеся ораторские навыки и харизма буквально притягивали к себе людей — на его проповеди приходили сотни, а затем и тысячи афроамериканцев, не желавших «мирно неповиноваться», «подставлять другую щеку» или «интегрироваться» с белыми, как предлагали борцы за гражданские права. Среди тех, кого Икс привлек в ряды организации, был молодой Кассиус Клей, впоследствии сменивший имя на «Мухаммед Али», — один из самых известных боксеров в истории.
Речь Малкольма Икса о полицейской жестокости
Благодаря усилиям Икса всего за несколько лет у организации появились новые храмы в крупнейших городах Массачусетса, Коннектикута и Джорджии, а сам он был избран предстоятелем храма в Гарлеме. Но переломный момент наступил в 1957 году. Двое гарлемских полицейских избили одного из членов «Нации ислама» за то, что тот вступился за афроамериканца, подвергшегося жесткому аресту. Обоим требовалась медпомощь, однако их просто заперли в полицейском участке. Малкольм Икс организовал четырехтысячный пикет и договорился о перемещении пострадавших в местную больницу. После чего по его сигналу живое оцепление из последователей «Нации ислама» быстро рассредоточилось по окрестным переулкам и смешалось с прохожими.
Впоследствии суд отказался вменить полицейским в вину избиение двух черных, однако благодаря этому инциденту о Малкольме Иксе и его организации узнала вся страна. Полицейские заявляли, что «никто не должен обладать столь большой властью». О «Нации ислама» заговорило все американское общество.
После этого случая в движение стали внедряться тайные агенты полиции, а ФБР установило за Малкольмом наблюдение. Досье на него было составлено еще в 1950-м — тогда Икс, находясь в тюрьме, отправил на имя президента Гарри Трумэна письмо, в котором осудил войну в Корее и объявил себя коммунистом. Поэтому Бюро усматривало в стремительном росте «Нации ислама» «красный след».
Речь Малкольма Икса «Демократия — это лицемерие»
К концу 1950-х Малкольм стал политической величиной. В 1959-м он посетил Объединенную Арабскую Республику (союз Сирии и Египта), Судан, Нигерию и Гану. Местным СМИ он давал интервью как представитель «Нации ислама» и «американской диаспоры» африканцев.
Тогда же Малкольм взял новое имя — Хаджи Малик Аль-Шабазз. Впрочем, в СМИ его по-прежнему именовали Малкольмом Икс.
В ноябре 1963 года был убит президент Джон Кеннеди. В интервью The New York Times Малкольм прокомментировал трагедию словами «Цыплята возвращаются на насест». Эта фраза шокировала общественность. Фактически он сказал: «За что боролись, на то и напоролись», или «Что посеешь, то и пожнешь».
В продолжение своей мысли Малкольм вспомнил недавние убийства премьер-министра Конго Патриса Лумумбы, активиста движения за гражданские права Медгара Эверса и взрывы в церкви Бирмингема, штат Алабама, при которых погибли несколько афроамериканских детей.
«Нация ислама» публично осудила высказывание Икса. Его на три месяца отстранили от публичных выступлений, а по истечении этого срока, в марте 1964-го, Малкольм покинул ряды организации.
Инцидент со скандальным комментарием стал финальным эпизодом давнего и вялотекущего конфликта между Иксом и главой движения Элайджей Мухаммедом, напуганным стремительным ростом популярности своего подчиненного.
Сам Малкольм Икс к тому времени обрел известность, влияние и амбиции. Он изучил жизнь темнокожего населения других стран и пообщался с их лидерами. Как политической фигуре ему стало тесно в рамках расистской риторики «Нации ислама».
Покинув эту структуру, он выразил готовность сотрудничать с лидерами движения за гражданские права. В марте 1964-го Малкольма пригласили в Сенат на обсуждение готовящегося к принятию Закона о гражданских правах. Там он впервые лично повстречался с Мартином Лютером Кингом.
На общественно-политической арене 1950-60-х годов Малкольм Икс выступал антагонистом Мартина Лютера Кинга. Они боролись за одно и то же — прекращение угнетения и дискриминации черных, однако их подходы были полностью противоположными. Кинг был лидером движения за гражданские права афроамериканцев — он призывал их мирными средствами бороться за интеграцию в американское общество. Малкольм Икс был откровенным расистом и выступал за полную сегрегацию.
Он провозглашал превосходство черных над белыми. Белых христиан Малкольм называл «дьяволами». Согласно его взглядам, черным следовало образовать отдельное государство на территории нескольких штатов на юге или юго-западе США. Оно должно было стать перевалочным пунктом на пути в Африку. От американского правительства требовались компенсации за столетия рабства и угнетения.
Ключевой ценностью мирного движения за гражданские права, которую Икс отвергал, была тактика ненасильственной борьбы, которую проповедовал Махатма Ганди. С одной стороны, Малкольм не призывал в открытую к беспорядкам, не организовывал погромов, за ним не числилось нападений или убийств. С другой — согласно его позиции, для того чтобы оградить себя от угнетения, дискриминации и насилия, афроамериканцам следовало использовать любые средства.
«Раз Америка считает правильным призывать нас на службу и обучать насилию во имя защиты от внешних врагов, то для нас с вами также правильно будет делать все необходимое для защиты нашего народа прямо здесь, внутри страны».
Кинг и его сторонники считали Икса опасным радикалом, который разжигает ненависть и сводит на нет все их усилия. Тот в свою очередь называл Кинга болваном, его сподвижников — марионетками белой элиты, а их мирные протесты — фарсом.
В 1964 году Малкольм Икс после паломничества в Мекку перешел в ислам суннитского толка. Он смягчил свое отношение к белым, но сохранил панафриканские взгляды. В июне 1964 года он учредил Организацию афроамериканского единства, через которую страны Африки могли оказывать поддержку афроамериканцам в Северной и Латинской Америке. Эта структура действовала в рамках мирной идеологии, однако ФБР классифицировала ее в качестве «угрозы национальной безопасности США».
Пытаясь раскрутить проект, Малкольм Икс совершил длительный вояж по Африке, посетив Гану, Гвинею, Судан, Сенегал, Эфиопию, Танганьику, Либерию, Нигерию, Египет, Алжир и Марокко. Он встречался с африканскими лидерами, давал интервью местным СМИ и читал лекции в университетах, призывая африканцев оказать помощь американским собратьям. Однако, просуществовав год, организация развалилась. И вовсе не из-за козней властей США. Икс погиб от рук бывших соратников и последователей.
Сразу после выхода из «Нации ислама» Малкольм стал получать от ее сторонников угрозы — и публичные, и анонимные. Несмотря на это, он продолжал выступать на публичных мероприятиях с речами и лекциями.
21 февраля 1965 года Малкольм вышел на сцену театра «Одюбон» на Манхэттене. Внезапно в зале раздался расистский выкрик, что привело аудиторию в смятение. Пока телохранители Икса пытались успокоить толпу, трое мужчин с передних рядов расстреляли его из обреза и пистолетов.
Все трое были арестованы и приговорены к различным тюремным срокам. Следствие не выявило заговора. Убийцы, хотя и были сторонниками «Нации ислама», действовали по собственной инициативе.
Сегодня в здании, где погиб Малкольм, действует Мемориальный и образовательный центр имени Малкольма Икса и доктора Бетти Шабазз. Его имя также носят десятки школ, колледжей, библиотек и улиц в американских городах.
Начав свой путь как сторонник насилия в ответ на насилие, Малкольм Икс красноречиво обозначил цену, которую американскому обществу пришлось бы заплатить, если бы оно отказалось уравнять права белых и афроамериканцев.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Автор
Илья Арзуманов