«Билайн» и «Лиза Алерт»: построение системы поиска пропавших людей с помощью технологий

В 2020 году Plus-one.ru участвовал в подготовке гражданского обзора по реализации Россией Целей устойчивого развития. В сотрудничестве с авторами и экспертами доклада мы отобрали лучшие проекты бизнеса, НКО и активистского сообщества, запущенные в нашей стране. Сегодня мы представляем кейс поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт» и компании «Билайн» по выстраиванию системы поиска пропавших людей.

Поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт»

Вызов

По данным МЧС и МВД, в России ежегодно теряются и пропадают без вести более 120 тыс. человек — это порядка 300 людей в день. Из них большую часть составляют мужчины — почти 59 тыс., 38 тыс. — женщины, 23 тыс. — дети. 65% всех пропадающих ежегодно — люди старшего возраста, уточняет руководитель волонтерского поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт» Григорий Сергеев.

Подавляющее большинство потерявшихся — от 74% до 81% в разные годы — находят. Детей удается спасти в 90% случаев. Доля исчезающих бесследно составляет около 17%. Однако каждый год число пропадающих без вести увеличивается на 11-12%.

По данным «Лиза Алерт», в 2018 году было получено 13 996 заявок о пропаже людей, в 2019-м — уже 25 255 обращений, 1 142 человека до сих пор не найдены. Особенностью 2018-2019 годов стало то, что увеличилось количество людей, которые теряются в городах. В большинстве случаев в них пропадают подростки и люди старшего возраста, страдающие деменцией. В природной среде чаще всего теряются пожилые, которые отправляются за грибами и ягодами, и дети, пропадающие летом на дачах, в лагерях отдыха и других местах.

В России отсутствует единая система поисков пропавших людей. По словам Григория Сергеева, «если человек пропал, по закону это забота полиции. Но у нее катастрофически не хватает ресурсов на поиски. Если человек потерялся вне города, на природе, то привлекаются силы Министерства по чрезвычайным ситуациям. Если речь идет о ребенке, то подключаются сотрудники Следственного комитета. Но для того, чтобы все работало, как единый оркестр, нужны учения — в каждой службе отдельно и совместные. Сейчас их катастрофически мало».

По статистике, поиски пропавшего человека, начатые в течение первых трех часов после исчезновения, увеличивают шансы найти его живым на 95%. Успех поисков во многом зависит от оперативного информирования и вовлечения в них как можно большего числа людей, а также от слаженного взаимодействия поисковых служб и волонтеров.

Председатель поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт» Григорий Сергеев

Решение

С 2011 года «Билайн» выступает телекоммуникационным партнером «Лиза Алерт» — самой крупной в России волонтерской организации с ячейками в 56 регионах России, занятой поиском пропавших людей. Такое партнерство позволяет решать основные проблемы отряда — информирование, привлечение людей, повышение эффективности поисков, используя технологические мощности телекоммуникационной компании, спасая человеческие жизни.

Единая горячая линия для поиска пропавших людей стала первым технологическим решением, запущенным совместно с отрядом. Ее основная функция — сбор заявок, свидетельств о пропавших людях, а также консультирование о первых шагах организации поисков в тех регионах, где нет постоянно действующего подразделения отряда. После получения заявки начинается поиск.

Другое решение — СМС-информирование о поисковой операции, которая проходит рядом с людьми, подписавшимися на сервис. Он позволяет привлечь к поискам как можно большее число волонтеров и увеличить шансы на успешное завершение поиска. Проектирование дизайна сервиса на стороне «Билайн» учитывает высокую социальную значимость технологии, которая доступна абонентам всех сотовых операторов на безвозмездной основе. За все время работы сервиса к нему присоединилось более 60 тыс. волонтеров, что делает «Лиза Алерт» самым крупным независимым волонтерским объединением в России. Коммуникационная кампания с названием «Потеряться — не значит пропасть», которая была проведена для анонсирования сервиса, впоследствии стала официальным девизом отряда.

В 2018 году запущена инициатива для помощи потерявшимся в городской среде детям и дезориентированным взрослым — «Островки безопасности». С момента старта проекта во все магазины «Билайн» — около 3 тыс. точек продаж по всей России — может обратиться потерявшийся человек, и ему помогут вернуться домой. К проекту присоединились и другие бренды: «Островки безопасности» появились в офисах «Сбербанка» и магазинах «Пятерочка», ведутся переговоры о подключении к системе помощи других крупных ритейлеров.

«Билайн» в партнерстве с «Лиза Алерт» проводит масштабные исследования поисковых алгоритмов и задач, на основе которых создает кастомизированные технологические решения. С 2018 года отряд стал применять беспилотные летательные устройства для поисков в лесах и на промышленных территориях городов. В грибной сезон 2019 года с помощью дронов отряду еженедельно удавалось найти потерявшегося человека в труднодоступных местах — это чащи и болота. Один день поисков с помощью дронов производит порядка 2 500 фотографий, на проверку которых группа из 30 человек тратит в среднем пять-семь часов, отсматривая каждую фотографию. Для облегчения этой задачи в 2019 году «Билайн» разработал решение «Beeline AI — Поиск людей». Это искусственный интеллект, который позволяет в 30 раз сократить время на просмотр и сортировку полученных снимков. Цель решения — сконцентрировать внимание поисковиков на тех фото, где могут быть признаки присутствия потерявшегося — сам человек, элементы его одежды, экипировки и так далее.

Добровольцы ПО «Лиза Алерт» во время поисково-спасательных работ (ПСР) в деревне Бородино Подольского района

Запущенное в 2019 году приложение «Поисковый центр» ориентировано на мониторинг перемещения в городе людей старшего возраста, нуждающихся в заботе, а также детей и людей с особенностями здоровья. Наиболее распространенными причинами дезориентации в городской среде являются возрастные изменения и связанные с ними ментальные расстройства. Как правило, эти ситуации застают близких врасплох: никто к этому не готов и не знает, что делать, если близкий начинает забывать правила безопасности и не сможет найти дорогу домой. По статистике, в возрасте 65 лет от деменции страдает каждый десятый человек, а в возрасте 75 лет — каждый пятый.

В приложение встроен функционал для ускорения поисковых работ и предотвращения несчастных случаев: детализированный трекер текущих и история предыдущих перемещений, анкета с особыми приметами и медицинскими потребностями наблюдаемого, возможность звонка на горячую линию из приложения, кнопка SOS и оперативное реагирование на сигнал о помощи специалистов Центра поиска пропавших людей. Приложение доступно для абонентов всех операторов связи и представлено в двух вариантах — для тех, кто заботится, и тех, кто нуждается в заботе.

Результаты и рекомендации

За время сотрудничества «Билайн» и «Лиза Алерт» выстроена эффективная система реагирования на пропажу людей и организации их поисков на территории всей страны. Всего проведено более 70 тыс. спасательных операций, более 60 тыс. из них окончились со статусом «Найден. Жив».

Более 150 тыс. звонков принято горячей линией, социальным эффектом ее запуска стало появление региональных отделений отряда более чем в 50 российских городах.

Более 5,5 млн СМС-сообщений отправлено в рамках работы сервиса «Потеряться — не значит пропасть», решена задача объединения локальных сообществ для участия в поисково-спасательных операциях, более 60 тыс. человек подписались на СМС-информирование и стали волонтерами отряда.

Около 3 тыс. «Островков безопасности» появилось в магазинах «Билайн», а в 40 городах России проведены совместные с опытными поисковиками «Лиза Алерт» родительские собрания, в которых участвовали 10 тыс. человек.

Качественный результат — повышение эффективности поисковых мероприятий (увеличение территориального охвата, внимание к проблеме на государственном уровне, присутствие повестки поисков пропавших в СМИ, в общественной дискуссии), серьезные подвижки в регуляторном поле. И отряд, и оператор принимают участие в выработке и совершенствовании законопроектов, связанных с проблематикой потерявшихся людей и организацией спасательных операций, в том числе с использованием возможностей технологий и сетей мобильной связи.

Ключевой аспект партнерства — взаимодополняемость экспертизы. Успешность сотрудничества «Билайн» с «Лиза Алерт» заключается во взаимном уважении, умении слушать друг друга, предлагать востребованные решения и совместно их дорабатывать.

В 2019 году «Билайн» обратился с призывом: «Поиск — общее дело» к операторам телекоммуникационной отрасли, предложив собрать общую экспертизу в разработке и внедрении высокотехнологичных разработок для решения проблемы пропавших людей. В результате обращения в создание системы поисков пропавших включились другие операторы и более 30 крупнейших брендов разных отраслей, среди которых «Сбербанк», «Пятерочка», «ВкусВилл», топливная компания ЕКА.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Алексей Шаповалов

Коллаж

Тоня Кротова