D-Group. Social: развитие компетенций НКО

Последние полгода Plus-one.ru участвовал в подготовке гражданского обзора по реализации Россией Целей устойчивого развития. В сотрудничестве с авторами и экспертами доклада мы отобрали лучшие проекты бизнеса, НКО и активистского сообщества, запущенные в нашей стране. Сегодня мы представляем кейс компании D-Group.Social по обучению и развитию сотрудников некоммерческих организаций.

Вызов

Первые некоммерческие общественные организации (НКО) появились в России около 30 лет назад. По данным Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, уровень занятости и добровольчества в российских НКО сопоставим с аналогичным показателем в странах Восточной Европы, но значительно ниже, чем в странах Западной Европы. Более половины организаций существуют только на бумаге, что искажает представления о потенциале третьего сектора, его ресурсах и способности решать социально значимые задачи.

Характерная черта некоммерческого сектора — недостаточная профессионализация сотрудников. Исключение составляют порядка 20 организаций, созданных более 20 лет назад по модели западных НКО. Они используют внутренние программы обучения. Большинство российских НКО создавалось позже, часто — из сообществ людей, объединившихся для решения волнующих их локальных проблем. Со временем они становились профессионалами в той или иной сфере деятельности, но оставались недостаточно эффективными с точки зрения организационного развития и менеджмента. Исследование экосистемы обучения сотрудников НКО, проведенное D-Group.Social в 2019 году, подтвердило, что сейчас в России, параллельно развитию некоммерческого сектора, выстраивается инфраструктура помощи НКО в обучении и развитии сотрудников и волонтеров.

Менеджеры НКО признают обучение важным фактором в достижении и повышении устойчивости организации. Но им достаточно сложно отследить, «измерить» эффективность обучающих программ. Они не обладают достаточными знаниями и возможностями сравнения и выбора. Все постигается на практике. «Болезнью роста» НКО можно признать бессистемное посещение множества занятий, без понимания критериев их отбора для собственных потребностей.

Обучение остается дорогой услугой. Диджитализация на снижение стоимости существенно не повлияет, так как параллельно с удешевлением части технологий повышается стоимость экспертизы, без которой качественный контент и управление программами невозможны. Запрашиваемый НКО индивидуальный подход, как и любая персонализация любой услуги, стоит еще дороже.

Решение

D-Group.Social входит в группу компаний Development Group, которая 17 лет развивает внутреннюю экспертизу: в обучении управленческим и лидерским компетенциям и их развитии; в организации мероприятий (деловые и социальные события); в развитии некоммерческого сектора (инфраструктурная поддержка, обучение менеджеров НКО, формирование культуры благотворительности). Уже 10 лет качественная экспертиза от D‑Group.Social способствует профессионализации НКО, популяризации благотворительности, развитию внутри- и межсекторных партнерств.

Ежегодно D-Group.Social получала до 20 запросов с просьбой передать технологию проведения фестиваля «Душевный Bazar» как фандрайзингового и коммуникационного мероприятия. Это послужило запуску проекта «ПРО_Bazar» как части «Душевного Bazar’a». Технология стала тиражироваться в регионах, адаптируясь под конкретный город, задачи отдельных НКО. Проект был реализован в 2018-2019 гг. Его ключевая часть — годичная программа обучения из 3 модулей, с чередованием очных тренингов, дистанционного обучения с менторской поддержкой, преподавания теории и практической отработки навыков. Поддержку программе оказывали эксперты pro bono, а проведение собственных событий по освоенной технологии стало «дипломной работой» каждого участника.

В последние пять лет D-Group.Social проводит программы обучения для менеджеров НКО — от линейных руководителей до директоров. Они учатся управлению собственными программами и проектами менеджеров. Пилотным проектом в 2014-2016 гг. стал «ПРОНКО_2.0», на основе которого был создан одноименный бренд. Сейчас в портфеле проектов — 3 программы обучения длительностью от 9 до 15 месяцев. В процессе обучения участники готовят рабочие проекты, при поддержке внутренних и привлеченных экспертов D-Group.Social. Тематика разнообразна: организация и проведение собственного благотворительного события, разработка и внедрение новой стратегии (например, в «Школе лидера НКО») и др. Результаты отслеживаются в течение года после окончания обучения. Этот подход позволяет проводить «количественное» измерение эффективности занятий.

Большинство проектов реализуется при поддержке Фонда президентских грантов, что делает возможным бесплатное обучение для сотрудников НКО. Но бесплатное не означает неэффективное и безответственное. С каждым участником заключается соглашение о достижении взаимных целей (с KPI по проектам во время учебы и по ее завершении). Если участник не исполняет своих обязательств, он возвращает деньги, потраченные D-Group.Social на его проезд, проживание, питание. Эту практику в сообществе НКО, которые занимаются обучением сотрудников некоммерческих организаций, признали одной из успешных, и сейчас она тиражируется.

Для формирования культуры обучения в стиле lifelong learning развивается направление подготовки HiPo (high potential) специалистов НКО и готовится к запуску программа «Научиться учиться», так как потенциальной целевой аудитории сложно выбрать приоритеты развития и программы обучения. Помимо методической разработки, идет поиск дополнительных ресурсов для того, чтобы программа стала бесплатной для всех заинтересованных лиц.

В реализацию программ вовлекается бизнес-сообщество (в том числе эксперты на условиях pro bono). Программы адаптируют для своих целей лучшие образовательные форматы и инструменты, используемые бизнесом для обучения сотрудников НКО.

Результаты и рекомендации

Технология проведения ярмарки «Душевный Bazar» описана и доступна для всех заинтересованных лиц в виде пособия. 10 региональных НКО переняли ее в ходе обучения, больше половины уже применили на практике знания и навыки по организации масштабных городских благотворительных событий, а остальные планируют сделать это до середины 2021 года (срок выполнения этого обязательства был сдвинут из-за пандемии коронавируса и связанных с ней ограничений на проведение офлайн-мероприятий). В 2020 году в дополнение к пособию будет издана книга, описывающая технологию интеграции в большие городские события презентаций волонтерских проектов.

За 6 лет D-Group.Social реализовано 8 программ (4 из них повторялись), длительностью от 6 до 24 месяцев, а обучение и развитие сотрудников НКО стало главным направлением работы организации. Было запущено исследовательское направление, описаны все процессы, выработана система оценки программ. Портфель программ стал ориентированным на практику, с нуля сформирован пул из 100+ экспертов pro bono (специалисты L&D из бизнеса — тренеры, фасилитаторы, коучи и профессиональные менеджеры, которые сопровождают участников как менторы). Сформирована и описана модель компетенций руководителя НКО.

Сейчас на одного участника приходится до 4 экспертных часов в неделю. Еще в 2016 году этот показатель составлял порядка 20 минут. Этот подход позволяет поддерживать мотивацию на обучение и организационные изменения участника, способствует прогрессу непосредственно в процессе обучения (изменения начинаются во время занятий, а не после, как это было в 2016-м).

При полноценном обучении одного руководителя НКО организационному развитию и эффективному управлению опосредованно повышается качество помощи в среднем 700 благополучателям (физическим лицам) в течение «учебного года», не считая отложенного эффекта, который проявляется в течение 3 лет.

С ноября 2014-го по май 2020 года участниками программ обучения и развития и партнерских программ стали около 12 тыс. сотрудников и волонтеров НКО из 69 регионов страны. За это время доля успешно завершающих обучение выросла с 33 до 80% (за 100% принимается общее количество зачисленных на курс). Количество заявок на одно место в образовательной программе возросло с 2,2 до 11,5. Свежим примером служат итоги «заявочной» кампании проекта «Школа лидера НКО», которая реализуется с октября 2019-го по декабрь 2020 года. Более 20% участников обучения приходят в новые программы либо направляют в них своих коллег (в 2016 году этот показатель составлял менее 5%).

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Алексей Шаповалов