Everland и «Билайн». Обучение и трудоустройство людей с инвалидностью

Последние полгода Plus-one.ru участвовал в подготовке гражданского обзора по реализации Россией Целей устойчивого развития. В сотрудничестве с авторами и экспертами доклада мы отобрали лучшие проекты бизнеса, НКО и активистского сообщества, запущенные в нашей стране. Сегодня мы представляем кейс проекта Everland и компании «Билайн» по созданию онлайн-платформы для профессионального обучения и трудоустройства специалистов с инвалидностью.

Проблема

По данным Росстата, в России 12,1 млн человек (8,4% населения страны) официально имеют инвалидность. За период с 2013-го по 2018 год численность работающих людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) сократилась на 700 тыс. человек — с 2,34 млн до 1,64 млн человек.

Главные проблемы таких людей — неблагоприятное материальное положение (28% семей, где есть люди с инвалидностью, едва хватает денег на питание и одежду) и отсутствие работы, говорится в докладе Комитета гражданских инициатив и «Левада-центра». Эти выводы подтверждают результаты опроса Национального агентства финансовых исследований. По закону, компании обязаны нанимать людей с ОВЗ в штат: квота — от 2 до 4% в зависимости от общего числа сотрудников. Однако в 2018 году, по данным Минтруда, эта норма была соблюдена всего на 70%. Среди причин столь низких результатов — неэффективные проверки, низкие штрафы, нехватка среди людей с инвалидностью специалистов узкого профиля, трудности с организацией необходимых условий труда и стереотип работодателей: люди с инвалидностью работают хуже здоровых сотрудников.

По данным проекта Everland, который оказывает помощь в обучении и трудоустройстве людей с ОВЗ, из более чем 12 млн человек с инвалидностью в трудоспособном возрасте находятся 4,2 млн человек, 95% из них не соответствуют профессиональным требованиям работодателей. Каждый год из высших и средних учебных заведений выпускается более 8,5 тыс. студентов с инвалидностью. Лишь 28% выпускников трудоустраиваются, 16% хотели бы работать, если бы для этого были созданы необходимые условия или они обладали навыками для удаленной работы.

Решение

В 2019 году проект Everland при поддержке телекоммуникационной компании «Билайн» запустил онлайн-платформу для профессионального обучения и трудоустройства специалистов с разными видами инвалидности.

Среди представленных на платформе профессий — специалисты по текстовому и видеоконтенту, PR, графические и веб-дизайнеры, веб-разработчики, юристы. Все они востребованы на рынке и могут работать удаленно.

Платформа состоит из четырех элементов: тестирование и оценка мотивации, «прокачка» профессиональных навыков, тестовые задания с куратором и последующее трудоустройство. Первый этап выявляет начальный профессиональный уровень и специфику коммуникации специалиста с инвалидностью путем двухуровневых тестирований и собеседований. Модель «прокачки» знаний учитывает особенности инвалидности — по слуху, зрению, ограничениям по речи и моторике. Последующие этапы предполагают работу над реальными задачами, поступающими от частных лиц и корпораций, а также сбор портфолио и выход на рынок труда.

Наряду с людьми с инвалидностью благополучателями проекта являются бизнес, государство и образовательные учреждения. Компаниям платформа позволяет находить исполнителей заказов и экспертизу по трудоустройству людей с инвалидностью. Государство с помощью сервиса может решать проблемы социально уязвимых граждан и повышать их экономическую активность. Вузы и сузы имеют возможность дополнять свои образовательные программы, способствовать оперативному и безбарьерному трудоустройству выпускников. Так, Everland сотрудничает с Государственным университетом управления и Московским государственным психолого-педагогическим университетом.

Создание ассистивных технологий и доступной цифровой среды является частью стратегии устойчивого развития «Билайн». Оператор связи учитывает потребности людей с инвалидностью при разработке своих продуктов и сервисов с 2006 года.

С 2018 года компания сотрудничает с проектом Everland, где работают люди с ограничениями здоровья. Совместно реализовано несколько проектов — дизайн социального отчета «Билайн», исследование о доступности мобильных услуг для людей с ОВЗ DisQuestion, видеокурс для сотрудников колл-центра «Билайн» «Как правильно общаться с людьми с различными типами инвалидности».

На этапе внедрения платформы для обучения и трудоустройства людей с инвалидностью партнеры столкнулись с проблемами в организации расчетов, поскольку сервисом пользуются люди из разных стран, и отсутствием начального профильного образования у некоторых участников. Для устранения первой из них было решено рассматривать кейсы индивидуально и создавать базу данных с целью подбора оптимальных способов оплаты, для второй — предлагать стартовый пакет обучения.

Результаты и рекомендации

По состоянию на апрель 2020 года на платформе было зарегистрировано 402 пользователя с инвалидностью, из них работают 140 человек, около 70 проходят «прокачку», часть — на этапе собеседований или в состоянии принятия решения, что делать дальше, остальные — отказались полностью или временно от действий на платформе (причины разные — от нежелания проходить обучение до нахождения работы). Пользователи — представители 47 регионов России, а также Казахстана, Украины, Белоруссии, Литвы, Таджикистана, Израиля, Грузии. Средний возраст участников — от 22 до 35 лет, вместе с тем есть подростки и люди старше 60-ти. Месячный заработок участников варьируется от 6 тыс. до 50 тыс. руб., в зависимости от типа инвалидности, квалификации, количества и сложности задач.

Статусы пользователей платформы в апреле 2020 года

Оплачиваемые заказы можно разделить на три типа:

1

Внутренние заказы платформы и агентства Everland, которое работает с подрядчиками напрямую (например, магазин готовых веб-решений, курсы для новых образовательных направлений и другое).

2

Социальные проекты, которые Everland реализует для развития инклюзии (финансируются за счет фандрайзинга и спонсорства компаний).

3

Заказы клиентов (к данной опции допускаются люди с инвалидностью, подтвердившие свою квалификацию на первых двух типах задач).

Многие задачи решаются в рабочих группах, к ним в качестве стажеров привлекаются начинающие исполнители. На данный момент 101 человек получает прямые заказы или работает в группе над прямыми заказами. Из них — 22 контент-специалиста, 23 дизайнера, 17 веб-разработчиков, 16 тестировщиков, восемь юристов, шесть PR-специалистов. Самостоятельно выполняют заказы — 72 человека.

Часто пользователи выбирают сценарий дополнительного обучения: например, видеограф, выполняя задачи по монтажу, проходит курс моушн-анимации. Контент-специалист проходит курс по созданию презентаций либо конструктору сайтов Tilda. Это позволяет выполнять разные задачи.

К концу 2020 года планируется увеличить число участников платформы до тысячи человек, к 2023-му — вовлечь в сообщество Everland более 40 тыс. человек (люди с ОВЗ, наставники — интеллектуальные волонтеры, педагоги, родные детей с инвалидностью).

Евгений Мамонов, монтажер видео, ДЦП, передвигается на коляске: «Главное отличие Everland в том, что берешь проекты по силам, за тобой закрепляют наставника, и он тебе помогает. Человеку с моими ограничениями очень трудно конкурировать со здоровыми, даже имея опыт».

Светлана Павликова, PR-специалист, ДЦП: «Этот проект удобнее привычной офисной пятидневки, так как можно работать из дома, совмещать работу и учебу. Но работать сложнее, нужно уметь искать информацию в интернете самому, параллельно задавая вопросы по почте или в мессенджерах. В Everland не стоит ждать простых денег, так как к результату работы предъявляют определенные требования».

Алексей Горшенин, дизайнер и монтажер видео, ампутация: «Everland выступает гарантом при работе с новыми заказчиками, риск столкнуться с недобросовестными клиентами сводится к минимуму. Работа в Everland для меня — это прежде всего новый опыт. Новый в плане коммуникаций, в плане постановки задачи и ее решения».

Подобные проекты, помимо технологической платформы, должны быть сообществом неравнодушных людей, которые ориентированы на взаимопомощь. Люди с ОВЗ часто не уверены в себе, имеют иждивенческие установки. Помочь человеку разобраться с этими проблемами нужно до перевода отношений в профессиональную сферу.

Выполнение реальных задач клиентов людьми с инвалидностью — не линейный и не быстрый процесс, который нужно долго настраивать.

Также нужно иметь в виду, что не все работодатели готовы поручить проект людям с ограничениями здоровья: иногда первых приходится убеждать в том, что скидок на физическое состояние сотрудника не потребуется, а вторых — что не нужно скрывать факт своей инвалидности.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Александр Титов