Как сохранить остатки эффективности

Психолог, аспирант в области нейромедицины в исследовательском университете Макгилла (Канада) Екатерина Лунькова рассуждает о физиологии стресса, его влиянии на мозг и способах защиты здоровья в продолжительной самоизоляции.

Екатерина Лунькова

Мозг является центральной системой, обеспечивающей поведенческую и физиологическую реакции на стресс, и в этом замешаны определенные гормоны, вырабатывающиеся в эндокринной системе, в том числе кортизол и адреналин. Не каждый стресс является вредным: стресс может участвовать в мобилизации организма, активируя симпатическую нервную систему, что провоцирует возбуждение и побуждает нас «бороться или бежать» (fight or flight). Однако, если стресс является долговременным и непрерывным, ресурсы организма истощаются: под воздействием глюкокортикоидов (антистрессовых гормонов, продуцируемых корой надпочечников), взаимодействующих с серотонином и глутаматом (химическое вещество, которое нервные клетки используют для передачи сигналов между собой), происходят изменения в нервных клетках.

Таким образом, хронический стресс оказывает негативное влияние на гиппокамп, который непосредственно участвует в процессах рабочей памяти и обучения, на префронтальную кору больших полушарий, отвечающую за планирование, контроль действий и на амигдалу (миндалину), являющуюся одним из важных центров эмоциональных реакций.

В затяжной самоизоляции мы все сталкиваемся с факторами, провоцирующими хронический стресс: ограничением привычных социальных взаимодействий, переживание неопределенности будущего, снижение подвижности, нарушением режима сна. Чем длительность стресса дольше, тем больше времени потребуется организму на восстановление. В нынешних условиях самоизоляции мы можем снизить стресс, вырабатывая полезные привычки и ограничивая вредные (хотя бы на это время!): повышать качество сна, соблюдать здоровую диету и поддерживать физическую и социальную активность хотя бы через Zoom.

Автор

Наталья Германович