Сокращение гендерного неравенства в трудовой сфере может увеличить мировой ВВП на $5,8 трлн к 2025 году
Женщины по всему миру (за исключением Африки) чаще, чем мужчины, получают высшее образование. Однако в 2018 году доля работающих женщин трудоспособного возраста, по подсчетам экспертов Международной организации труда (МОТ), не превышала 48%. В это же время доля мужчин составляла 75%. Среди женщин также наблюдается более высокий уровень безработицы (6% по сравнению с 5,2%), и они чаще, чем мужчины, заняты в неформальном секторе.
Эксперты подчеркивают, что женщины, несмотря на их профессиональные компетенции, часто не могут продвигаться по карьерной лестнице из-за так называемых «стеклянных стен» или «стеклянного потолка». Опрос, проведенный МОТ среди более чем 12 тыс. компаний из 70 стран, показал, что в большинстве из них сотрудницы занимают второстепенные позиции, в основном в сфере управления персоналом, финансов и администрирования. На таких позициях они обладают ограниченными полномочиями в принятии решений или стратегическом планировании и, следовательно, имеют немного возможностей для карьерного повышения. Еще одно препятствие — «протекающий трубопровод», когда по мере повышения уровня управления доля женщин на руководящих позициях снижается. Эксперты МОТ указывают, что если генеральным директором компании является женщина, то вероятность того, что сотрудницы попадут в высший менеджмент, возрастает на 12,6%.
Согласно отчету МОТ Global Wage Report 2018/19 женщины в среднем получают на 20% меньше, чем мужчины. Самый большой разрыв в среднемесячных зарплатах фиксируется в таких странах, как Нидерланды (39,7%), Армения (34,1%), Пакистан (42,9%) и Сьерра-Леоне (46,6%). В России гендерный разрыв в оплате труда составил 27,9%. В предисловии к отчету генеральный директор МОТ Гай Райдер отметил, что отчасти это может объясняться разной оплатой труда в традиционно «мужских» и «женских» профессиях и гендерной поляризацией. Она проявляется в том, что в компаниях, где преобладают женщины, обычно более низкая средняя зарплата. Разрыв в оплате труда также может быть связан и с материнством. После рождения ребенка женщины часто сталкиваются со снижением зарплаты, в то время как мужчины, наоборот, получают дополнительную выгоду.
Сокращение гендерного разрыва в оплате труда в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) может увеличить их ВВП на $2 трлн, следует из отчета международной консалтинговой компании PwC. При этом если на рынок труда привлечь больше женщин, то ВВП ОЭСР может увеличиться на $6 трлн. По подсчетам МОТ, 25-процентное сокращение гендерного разрыва на рынке труда принесет мировому ВВП $5,8 трлн к 2025 году.
В PwC подчеркивают, что влияние увеличения доли работающих женщин особенно благоприятно может сказаться на экономике стран Персидского залива. В частности, это касается Саудовской Аравии, власти которой в последнее время принимают все больше мер для достижения гендерного равенства. В 2018 году, например, саудовским женщинам разрешили водить машину, а в 2019 году — выезжать за границу без разрешения мужей или родственников мужского пола, а также регистрировать рождение ребенка, брак и развод. Сейчас на женщин в стране приходится 48% всех учащихся высших учебных заведений и 20% должностей в Консультативном совете (Меджлис аш-Шура, законосовещательный орган в системе управления страной. — Прим. Plus-one.ru).
Но доля трудящихся женщин старше 15 лет в Саудовской Аравии по-прежнему низкая — 22,3% по сравнению с 40,6% в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) и 46,9% в Кувейте. Кроме того, страна набрала всего 25,6 балла из 100 и заняла последнее место в рейтинге Woman, Business and the Law 2019 Всемирного банка. Составители оценивают положение женщин по таким показателям, как право на свободное перемещение, карьерные перспективы, уровень оплаты труда, возможность заключать брак, разводиться и вести собственный бизнес. Вместе с Саудовской Аравией в конце списка оказались ОАЭ (29,3 балла), Судан (29,3), Иран (31,2) и Катар (32,5). Максимальное количество баллов (100) набрали Бельгия, Дания, Франция, Латвия и Люксембург. А Россия с 73,13 балла вместе с Бурунди, Марокко и Угандой расположилась на 34-м месте.
Одну из лидирующих позиций в рейтинге Всемирного банка занимает Исландия (96,8 балла), которая отличается высоким уровнем гендерного равенства. Принятый в 2018 году закон, который запрещает работодателям платить сотрудницам меньше, чем их коллегам-мужчинам, — важное достижение страны. Компании, в которых работают 25 и более человек, должны ежегодно проходить сертификацию, подтверждающую отсутствие разрыва в оплате труда. За нарушение закона им грозит штраф.
Исландия уже несколько лет подряд занимает первое место в индексе экспертов Всемирного экономического форума (ВЭФ) Global Gender Gap Index. Следом идут Норвегия, Финляндия и Швеция, а замыкают список из 153 стран Йемен, Ирак и Пакистан. Йемен также попал на последнюю строчку отчета независимого американского аналитического центра Council on Foreign Relations (CFR), в котором рассматриваются препятствия для участия женщин в экономической жизни во всем мире. По законам этой страны замужние женщины обязаны подчиняться своим мужьям, не могут свободно перемещаться и работать.
Россия в индексе ВЭФ заняла 81-е место, потеряв шесть позиций по сравнению с прошлым годом. Эксперты отмечают, что россиянки чаще получают высшее образование (89% против 75% у мужчин), имеют более высокую ожидаемую продолжительность жизни и чаще занимаются работой, требующей специальной квалификации. Однако их доход по-прежнему ниже, чем у мужчин, — это частично объясняется тем, что женщины не имеют доступа к руководящим должностям. В России ни одна женщина не была главой государства. Мало их среди министров (12,9%) и парламентариев (15,8%). «Несмотря на то что российское общество обеспечивает женщин широким доступом к образованию и некоторым сегментам на рынке труда, „стеклянный потолок“ мешает большинству из них занимать управленческие позиции в политическом и бизнес-секторе», — заключают авторы индекса.
В 2016 году эксперты Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин ООН обвинили российские власти в том, что они содействуют укреплению стереотипного представления о женщине как жене и матери. В ведомство обратилась жительница Самары Светлана Медведева, которая окончила речной техникум, прошла путь от матроса до первого штурмана и не смогла стать капитаном. Все из-за списка запрещенных работ и профессий, который был утвержден в России в 2000 году и включает 456 наименований. В прошлом году в Министерстве труда и социальной защиты РФ решили сократить список до 98 видов работ и должностей. С 2021 года для женщин станут доступны такие профессии, как, например, парашютист, машинист электропоезда, слесарь по ремонту автомобилей, тракторист-машинист сельхозпроизводства.
Автор
Евгения Чернышёва