По Парижу в кресле

Бесплатные для людей с инвалидностью музеи, подбор жилья и помощь государства в специальном переоборудовании квартир, бесплатное такси между вузом и домом для студентов с ограниченными возможностями, — так устроена повседневная жизнь людей с ограниченными возможностями (ОВЗ) во Франции. Но все это сосуществует с отсутствием пандусов во многих магазинах и затрудненным доступом в метро. В противоречиях разбирается журналист Дарья Вайнцеттель, которая учится в Париже.

Возвращаясь из путешествия, я спустилась в парижское метро с тяжелым чемоданом — и путь домой превратился в настоящее испытание на выносливость. Мне пришлось не раз поднимать чемодан по лестницам, потому что эскалаторы не работали или их просто не было. Такое в Париже встречается часто. Участок железнодорожной линии, на которой я живу, несколько раз в год закрывают для ремонтных работ, а поломки эскалаторов — явление привычное. В то же время я часто видела в электричках людей в инвалидных колясках. Подняться в поезд и сойти с него им помогали работники RATP (структура, управляющая общественным транспортом Парижа и пригородов) с помощью мобильного пандуса.

Решив разобраться, как обстоят дела с безбарьерной средой во французской столице, я поговорила с аудитором Лионелем Баром — он передвигается на коляске — и со студенткой Катариной Серкьера, отец которой страдает от атрофии мышц.

Поездки по городу

В Париже хорошо развит общественный транспорт. В черте города можно перемещаться на метро, автобусах и трамваях, а ближние и дальние пригороды обслуживают пять линий скоростных поездов RER. 25 лет RATP работает над тем, чтобы сделать общественный транспорт удобным для людей с ограниченными возможностями здоровья (в инвалидном кресле, с нарушениями зрения или слуха, ментальными особенностями), а также для пассажиров с детьми и пожилых.

Им уже доступны все парижские автобусы, 76 % сети пригородных автобусов, 64 из 65 станций RER, которые находятся под управлением RATP, все линии трамвая и только одна ветка метро из 16. Все станции на ней оборудованы так, чтобы человек в инвалидном кресле мог самостоятельно въехать в вагон и сойти из него. На каждой станции есть лифт, проходы через турникеты расширены, платформа находится на одном уровне с дверями вагона, а персонал обучен сопровождать лиц с особыми потребностями. Проверить рабочее состояние эскалаторов и лифтов на станциях Линий 4 и 16 можно перед выходом из дома с помощью специального сервиса. С пригородными поездами все сложнее: о своем намерении воспользоваться транспортом нужно предупреждать работников вокзала либо по прибытии, либо за сутки по электронной почте или телефону. Что касается автобусов, то они оборудованы пандусами, в салонах используются динамические визуальные и звуковые объявления, отведены специальные места для пассажиров в инвалидных колясках.

Услуги парижанам с ОВЗ оказывают и городские такси (адаптированный сервис есть также у компаний G7 и Uber). По правилам, установленным в 2001 году, таксист обязан брать любого клиента с инвалидностью. За перевозку инвалидной коляски или собаки-поводыря дополнительная плата не взимается.

Как рассказал Лионель Бар, при вызове такси достаточно сообщить в мобильном приложении об инвалидном кресле. «Главное, чтобы не приехала Renault Zoe, а то будет очень тесно», — смеется Бар. Однако отец Катарины Серкьера, студентки моего института родом из Португалии, столкнулся со сложностями в такси. «Водитель оказался не готов посадить моего отца в машину. У него атрофированы мышцы — поэтому помогающему человеку нужно взять на себя весь вес», — комментирует Катарина.

Преодолеть небольшие расстояния в Париже можно и в инвалидном кресле. Все тротуары оборудованы небольшими пандусами, чтобы можно было пересечь проезжую часть. Правда, Лионель Бар сетует на постоянные ремонтные работы на улицах столицы. Там, где участки тротуара перекрыты, объявления предлагают перебраться на другую сторону, однако временных съездов не оборудовано, так что полная автономность передвижения человеку в инвалидном кресле не гарантирована. Выезжать ему все же лучше в компании сопровождающего.

Путешествия

Лионель часто ездит в командировки в Брюссель. До бельгийской столицы можно добраться за полтора часа на скоростном поезде Thalys. «В этом поезде все очень комфортно: выделены места для людей с инвалидностью, можно заказать помощь ассистентов. Правда, делать это надо заранее — не позднее, чем за 48 часов до поездки, — говорит Лионель. — А вот с авиаперелетами сложнее. Отчасти оттого, что в парижских аэропортах всегда бардак». При покупке билетов на самолет пассажир с ограниченными возможностями здоровья должен позвонить в специальный сервис в аэропорту и объяснить свои потребности, указать размер кресла, сообщить о наличии собаки-проводника и уточнить, способен ли сам передвигаться.

На вопрос, есть ли в самолетах выделенные места для пассажиров с особыми потребностями, Лионель отвечает тем же словом: «бардак». И поясняет: «Мне нужно кресло с поднимающимися подлокотниками. Такие должны быть в каждом самолете, хотя бы несколько штук. Но бывает, что экипаж об этом не знает, что приводит к нервотрепке. Или, например, согласно Кодексу гражданской авиации, я должен сидеть у иллюминатора, чтобы в случае экстренной ситуации не препятствовать эвакуации пассажиров. Но часто экипаж размещал меня в кресле около прохода, так как им это проще. Но в целом ça va, сойдет».

Инфраструктура

Доступны ли людям с ОВЗ общественные здания и учреждения? Когда речь идет о почте, финансовых институтах, центрах занятости, власти обязаны обеспечить доступ к ним людям с инвалидностью. Что касается торговых точек, то отнюдь не все магазины адаптированы. «И это нормально, — комментирует Лионель. — У старых магазинов может не быть пандусов. Существуют инициативы по их установке на входах, но, во-первых, это дорого, а во-вторых, пандус сокращает ширину тротуара, а в центре они и так очень узкие».

Все жилые дома, построенные после 2007 года, оборудованы пандусами на входе, расширенными дверями и лифтами. По закону, принятому 11 февраля 2005 года, здания, построенные до 2007-го, также должны быть адаптированы для людей с ограниченными возможностями здоровья, однако пока они могут беспрепятственно въехать лишь в треть домов, относящихся к социальному жилищному фонду. И только в 3 % квартир в этих домах есть специально оборудованные душевые кабины, туалеты и т. д. Лионелю пришлось переделывать свою квартиру самому. Ему (как и всем желающим адаптировать жилье) оказали государственную финансовую помощь и выдали кредит.

Статистических данных о том, насколько адаптированы для людей с ОВЗ частные жилые дома, нет. Но Катарина так описывает свою ситуацию: «На входе в дом, где я живу, четыре ступеньки. Когда ко мне приехал отец, я попыталась использовать в качестве пандуса доски, но въезжать по ним на коляске очень опасно. Тогда я решила арендовать реальный пандус, но выяснилось, что на четыре дня он обошелся бы нам в 5 тысяч евро. Поэтому теперь одна из целей, которые я себе ставлю, — создать пункт проката, где люди могли бы арендовать пандусы на короткое время по приемлемой цене».

Развлечения

Все крупные музеи — Лувр, музей Родена, Орсе, Пантеон, — а также кинотеатры доступны для людей с ОВЗ. Билеты в музеи для человека с инвалидностью и его сопровождающего бесплатны. Стоять в очередях не нужно. «Мой папа был очень счастлив и воодушевлен, когда увидел, что в Лувре и в музее Родена работают люди с ограниченными возможностями здоровья», — рассказывает Катарина.

С 1954 года во Франции существует движение Handisport, которое предлагает людям с с ОВЗ возможность занятий спортом с учетом типа инвалидности. Выбор по-настоящему широк: можно поиграть в футбол или регби на инвалидной коляске, сплавиться по реке на каноэ или присоединиться к команде слабослышащих волейболистов. Ассоциация также проводит курсы для профессиональных тренеров и волонтеров, которые хотят работать с людьми с инвалидностью.

Учеба

Свой рассказ о том, какую помощь оказывают школы и университеты людям с ограниченными возможностями здоровья, Лионель начал с грустной истории. Когда он учился в начальной школе, его класс отказались переселять на первый этаж. Поэтому мама Лионеля приходила в школу утром, в обед и после уроков, чтобы помочь сыну преодолеть лестницы. «Сегодня подобное по-прежнему случается, но, надеюсь, что реже», — рассказывает Лионель. С каждым следующим этапом обучения сложностей становится меньше, говорит он.

Я решила проверить его слова, пообщавшись со студентами в своем вузе — Институте политических исследований. Благодаря программе «Равенство возможностей» с 2008 года число учащихся с инвалидностью выросло в 5 раз. Студент с особенностями может рассчитывать на всеобъемлющую помощь института. Расписание будет составлено с учетом его потребностей, по желанию студента будет сопровождать специалист. В институте есть лифты, столы в кафетериях адаптированы, имеются комнаты отдыха, а в библиотеках для людей с инвалидностью зарезервированы отдельные места. Обучение бесплатное — даже для иностранных граждан, если предоставить медицинскую справку, выданную во Франции. Кроме того, студентам с особенностями помогают найти адаптированное жилье неподалеку от университета, а в случае необходимости предоставляют своего рода бесплатное такси между домом и местом учебы.

Работа

По статистике, во Франции среди людей с ОВЗ уровень безработицы в два раза выше. «У многих небольших компаний офисы не приспособлены к нуждам людей с ограниченными возможностями здоровья. Так что ты даже не сможешь пройти там собеседование», — говорит Лионель. Компании со штатом более 20 человек должны соблюдать квоту в 6 % по найму «особенных» сотрудников. Если эта цель недостижима, необходимо работать с «адаптированными» компаниями. Они функционируют как обычные предприятия, но их особенность заключается в том, что они нанимают до 80 % сотрудников с инвалидностью. Им предлагаются помощь в определении карьерных целей, профессиональная подготовка, оценка навыков. Крупные фирмы обязуются закупать оборудование, канцтовары, ухаживать за зелеными насаждениями.

В целом Париж — сложный для жизни город. Каждые выходные здесь проходят демонстрации и протесты, в декабре 2019 года более двух недель шла межпрофессиональная забастовка, парализовавшая общественный транспорт по всей стране, в автобусы и вагоны метро в час пик невозможно зайти, а в самом центре на берегу Сены палатки разбили бездомные. Радует, что в городе с такой сложной социальной обстановкой есть место для людей с инвалидностью. Их часто встречаешь в метро, магазинах, музеях, театрах, учебных заведениях. С каждым годом во французской столице инфраструктура для людей с инвалидностью только совершенствуется, чего нельзя сказать о провинции.

Автор

Дарья Вайнцеттель