Инклюзия (англ. Inclusion — «включение») — это процесс увеличения степени участия всех людей в активной, полноценной общественной жизни, независимо от их особенностей — в первую очередь, ограничений в возможностях здоровья и особенностей развития.
Меры инклюзии подразумевают устранение любых барьеров, препятствующих полноценному участию каких-либо людей во всех сферах социальной жизни — от образования и трудоустройства до, например, походов в театр или посещения танцевальных курсов. Такие меры включать как бесплатное предоставление протезов
На практике инклюзия как правило подразумевает защиту прав лиц с инвалидностью — в мире их более 650 млн, около 10% населения планеты. В более же широком смысле термин может касаться и проблем включения в общество людей с различными особенностями, связанными с их социальным статусом, материальной обеспеченностью, национальностью, расой, половой идентичностью и др.
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
каждый человек способен думать и чувствовать;
каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
все люди нуждаются друг в друге;
подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
разнообразие усиливает все стороны жизни.
На этих принципах основана концепция инклюзивного общества, равноценными членами которого являются все люди, независимо от их различий. Повсеместное внедрение мер и практик инклюзии входит в повестку 17 целей устойчивого развития ООН, принятых в 2015 году. В частности, построения инклюзивного общества касаются задачи целей № 4 «Качественное образование», № 8 «Достойная работа и экономический рост» и № 10 «Уменьшение неравенства».
Первоначально наибольшее развитие идеи инклюзии получили в сфере образования. Это начало происходить в 1970-х годах в США, Японии и скандинавских странах. К примеру, в Швеции в тот период был сформулирован принцип «нормализации», под которым подразумевалась такая организация общества, при которой люди с инвалидностью смогли бы «вести повседневную жизнь и жить в условиях, максимально приближенных к условиям жизни обычных людей». Первоочередные меры реализации этого принципа затронули образовательную систему страны.
На международном уровне важность инклюзии начали признавать в 1990-х. В 1994 году под эгидой ЮНЕСКО в Саламанке (Испания) прошла Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями. На ней были закреплены основные принципы инклюзивного образования:
каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний.
каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности;
необходимо разрабатывать системы образования и выполнять программы обучения так, чтобы принимать во внимание разнообразие этих особенностей и потребностей;
лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных на удовлетворение потребностей каждого ребенка;
обычные школы с инклюзивной ориентацией являются эффективным средством борьбы с дискриминацией, создают благоприятную атмосферу в обществе, обеспечивают доступное обучение, повышают эффективность и рентабельность системы образования.
После этой конференции термин «инклюзия» вошел в международную практику. В 2006 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах инвалидов, во многом основанную на идеях инклюзии и, в частности, закрепившую право на инклюзивное образование.
В РФ инклюзивное общество развивается с конца 1980-х — начала 1990-х годов. В 1991-м в Москве под эгидой Центра лечебной педагогики открылась первая школа инклюзивного образования «Ковчег». В 1992 году в ходе правительственного проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья» экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей с инвалидностью появились в 11 регионах страны. В 1996 года по инициативе Министерства образования и науки РФ в учебных планах педагогических вузов появились курсы по коррекционной педагогике и особенностям психологии детей с ограниченными возможностями.
В 2001 году была принята Концепция интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. В 2008 году Россия приняла Конвенцию о правах инвалидов, а в 2012-м — утвердила на законодательном уровне. В настоящее время инклюзивное образование в стране продолжает активно развиваться, это развитие регулируется Конституцией РФ, федеральными законами «Об образовании» и «О социальной защите инвалидов», а также положениями ратифицированных РФ Конвенции о правах ребенка и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Среди наиболее актуальных проблем инклюзии в России на сегодняшний день остаются нерешенными:
недостаточно развитая безбарьерная уличная среда в населенных пунктах — даже в таких городах, как Москва и Санкт-Петербург во многих местах пандусы, подъемники и лифты не работают, либо неправильно установлены;
не выстроена система трудоустройства инвалидов — большинство живут на социальные пенсии (до 15 тыс. рублей в самом лучшем случае);
не решен вопрос с необходимостью ежегодно подтверждать многие виды инвалидности, не создана единая электронная база пациентов, позволяющая отказаться от повторного сбора множества справок;
получить ряд мер государственной помощи бывает достаточно трудно — например, почти невозможно просто и быстро получить бесплатный протез, чаще всего его приходится выбивать.