Местные лавки служат «социальным клеем» для локальных сообществ
Форматы малых магазинов у дома переживают возрождение. Новое поколение владельцев торговых точек стремится удовлетворить запросы современных потребителей, предоставляя им возможность комфортного шопинга около дома. Преподаватель по розничному маркетингу Тасманийской школы бизнеса и экономики Луиза Гриммер и профессор маркетинга и потребительского поведения Квинслендского технологического университета Гэри Мортимер из Австралии считают, что маленькие магазины играют важную роль в восстановлении среди горожан чувства общности и доверия, которые были утеряны с появлением гипермаркетов и торговых центров. Местные лавки стимулируют социальную активность и становятся районными общественными центрами, сообщает The Conversation.
С 1950-х до начала 1970-х почти в каждом пригородном районе Австралии можно было найти небольшой магазин на углу улицы. Местные жители всех возрастов приходили туда за газетами, хлебом, молоком, табаком и мороженым. Население рассматривало магазины не только как экономические, но и как социальные центры. Покупатели знали владельцев местных магазинов, а владельцы — своих клиентов.
С появлением крупных универмагов и торговых центров маленькие магазины стали закрываться. У потребителей не осталось выбора, кроме как ездить в супермаркеты, где можно купить все необходимое по более низким ценам. Связь между людьми, живущими в городе, и чувство общности ослабли. Исследования показали, что чувство одиночества и социальной изоляции напрямую связаны с соседским окружением и лишь косвенно — с местными удобствами.
Для объяснения уровня сплоченности общества часто используют теорию социальной анонимности. В 1938 году социолог Луис Вирт в своей работе «Урбанизм как образ жизни» связал социальную анонимность и изоляцию с ростом городов. Он отметил относительное отсутствие близких личных знакомств и сегментацию человеческих отношений, которые в значительной степени являются анонимными, поверхностными и преходящими. Иными словами, с ростом городов и увеличением плотности населения люди начали чувствовать себя анонимными и изолированными. Каждое утро мы стоим в загруженных поездах метро, трамваях и автобусах в окружении людей, но при этом можем чувствовать себя очень одинокими. Недавний опрос показал, что только половина респондентов узнает соседа на улице или пригласит его в гости.
Владельцы возрожденных локальных магазинов стараются отвечать современным запросам потребителей. Они нанимают поваров, устраивают дегустации блюд, продают продукты местного производства, поддерживают школы и благотворительные организации. Большое внимание владельцы магазинов «у дома» уделяют переработке отходов, уменьшению количества упаковки, следованию принципам устойчивого развития.
Созданию соседского сообщества в городе также способствуют зеленые насаждения. Согласно данным глобальной благотворительной экологической организации The Nature Conservancy, в кварталах, расположенных рядом с участками природы, происходит меньше преступлений с имуществом (кражи, мошенничество, вандализм и другие) и с применением насилия, чем в обделенных растительностью районах, на 48% и 56% соответственно. В отчете «За нашими дверями. Преимущества городов, где люди и природа процветают» вашингтонского отделения The Nature Conservancy пишут, что природа в городе снижает уровень агрессии и невежливости в обществе.
Особых успехов в области озеленения добилась Москва. В 2017 году компания Urban Group признала российскую столицу самым зеленым мегаполисом в мире. По подсчетам специалистов, совокупная площадь парков, скверов, деревьев и кустарников составила 54% от территории города. Для сравнения: аналогичный показатель в Лондоне — 33%, в Нью-Йорке — 27%, в Берлине — 14%. В 2018 году в Москве было высажено почти 93 тыс. деревьев и 902 тыс. кустарников. Это позволило снизить степень загрязнения окружающей среды транспортными и промышленными выбросами и улучшить микроклимат города, а значит, сделать жизнь москвичей комфортнее, сообщается в докладе о состоянии окружающей среды в Москве в 2018 году. В процесс выбора пород деревьев и мест для их посадки вовлечены жители столицы. В 2019 году в рамках программы «Наше дерево» планируется высаживать около 30 тыс. деревьев в год.
В Старой Москве 28,6% зеленых насаждений старше 50 лет, 28,3% — молодые посадки в возрасте до 20 лет, 43% — деревья и кустарники в среднем возрасте от 21 до 50 лет. 72% насаждений находится в удовлетворительном состоянии, 7% — усыхающие и сухостойные деревья. В хорошем состоянии пребывает 21% растений. «За год этот показатель немного вырос. Вероятно, это связано с высадкой достаточно большого количества насаждений в хорошем состоянии, а также с завершением работ по благоустройству на отдельных территориях», — рассказали +1 в ГПБУ «Мосэкомониторинг».
Автор
Дарья Вайнцеттель