Казалось бы, поход в музей — это очень просто. Вы покупаете билет — и перед вами целый мир, таинственный, увлекательный, архаичный, азартный. Но, увы, «прикоснуться к прекрасному» могут не все. Людям с инвалидностью недоступны музеи, где нет пандусов, широких дверных проемов и специально оборудованных помещений. Но не только это служит препятствием — мешают и «мелочи»: запрет прикасаться руками к экспонатам, отсутствие аудиогида или табличек со шрифтом Брайля.
По данным Всемирной организации здоровья (ВОЗ), более 1 млрд человек, то есть около 15% населения планеты, имеют какую-либо форму инвалидности. Современный мир требует, чтобы музей научился принимать людей с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня культурные и музейные пространства активно развивают инклюзивные программы и повторяют слова: «искусство должно быть доступно всем». Современные технологии позволяют проводить выставки для людей с нарушениями функций слуха или зрения. Вот небольшой перечень инструментов, с помощью которых музей может коммуницировать с посетителями: для глухих и слабослышащих — видеогиды на языке жестов, для незрячих — тактильные макеты, ароматическое (ольфакторное) сопровождение экспонатов, а также аудиогиды с тифлокомментариями (лаконичным описанием предметов).
Для многих традиционных музеев потрогать экспонат руками — неслыханная роскошь. Один из возможных выходов из положения нашли в культурном центре «Новый Акрополь», разработав серию художественных выставок «Прикосновение к красоте».
«Проект основан на теории о том, что прикосновение к прекрасному улучшает зрение. Идею проекта предложила ученица культурного центра Ольга Волкова. Незрячая девушка всю жизнь хотела насладиться искусством, но сотрудники музеев запрещали трогать экспонаты. Поэтому в 2016 году „Акрополь“ в сотрудничестве с преподавателями интерната для слепых детей подготовил выставку древних скульптур, с которыми можно тактильно взаимодействовать», — рассказала Елизавета Шамехина, организатор проектов и преподаватель центра.
Сегодня инклюзивные программы есть во многих музеях, среди которых: Дарвиновский музей, Пушкинский музей, Музей русского импрессионизма, Эрмитаж, Третьяковская галерея и «Гараж». О доступной среде стали говорить чаще, и дискуссии на эти темы расширили круг затрагиваемых вопросов — проблема в восприятии публики теперь не сводится к установке пандусов. Одним из первых инклюзивные методики стал активно внедрять Государственный Дарвиновский музей. Он адаптировал экскурсии для всех групп людей с инвалидностью. Эрмитаж проводит экскурсии на языке жестов и просит посетителей давать обратную связь. В Пушкинском музее к «особым посетителям» относятся все, кто нуждается в особом подходе и специальном сопровождении, — пожилые люди, беременные женщины, дети, люди с ограниченными возможностями.
Автор
Марья Совина