Энергетический переход происходит здесь и сейчас — такова главная идея конференции «Стратегии энергетического перехода», которую организовала в Лондоне газета Financial Times. С докладами о современных трендах на рынке выступили эксперты, юристы, представители государственных институтов и энергетических компаний из развитых и развивающихся стран. Если период с 2005 по 2015 годы называют фазой экспериментов в области возобновляемой энергетики, то сейчас отрасль вышла на новый этап «материальной эффективности», став привлекательной как для государств, так и для бизнеса. Подтверждением могут служить инвестиции Китая, десятилетиями опиравшегося на уголь: в 2017 году они составили 40 % от $300 млрд, вложенных в «чистую» энергетику по всему миру.
Проблемы, которые предстоит решить представителям отрасли, правительствам и международным организациям, — это «энергетический дисбаланс» между Европой и США с одной стороны, и Азией и Африкой — с другой; выход Вашингтона из Парижского соглашения, который может поднять в Америке спрос на уголь и, наконец, по-прежнему низкий на сегодняшний день уровень использования накопителей энергии.
В кулуарах конференции корреспондент «+1» встретилась с Франческо Вентурини, главой Enel X. Это новое подразделение итальянской энергетической компании Enel занимается разработкой̆ инновационных продуктов и цифровых решений. Ряд из них будет применен на российских железных дорогах.
Каковы ключевые области развития Enel X на ближайшие годы?
Мир стремительно урбанизируется: через несколько лет число мегаполисов с населением 10–20 млн человек значительно вырастет. Для такого населения необходима соответствующая инфраструктура, и это наше первое направление развития. Мы появились внутри компании, которая напрямую связана с электрической инфраструктурой. Но Enel X не прокладывает провода и не устанавливает трансформаторы, а предоставляет людям услуги — в сфере электрического освещения, либо электромобильности. Также сюда можно отнести развитие оптоволоконных сетей. Мы начали с Италии, а сейчас ищем новые регионы, которым это нужно. Возможно, это будет Латинская Америка, где во многих крупных городах уже представлено сетевое бизнес-направление компании.
Второе направление нашего развития — это восприятие самой энергии как услуги. Наши потребители сейчас осознают необходимость заботы об окружающей среде, а также понимают, что несут ответственность перед своими клиентами, которые покупают их продукцию и от которых зависит их финансовое благополучие. Они понимают, что энергия стоит дорого и нужно экономить. Мы помогаем решить обе задачи одновременно: объясняем, где они слишком много тратят, а где могут сэкономить. Для этого существуют разные пути: мы можем переделать инфраструктуру на фабрике или в каком-то конкретном здании, чтобы та работала эффективнее, оптимизировать закупку электроэнергии на рынке, дать рекомендации по расходам. Я бы сказал, что это главное направление, где можно проследить большой толчок в развитии энергоэффективности.
Третье направление — это управление спросом. Мы очень быстро движемся к миру, в котором доля возобновляемой энергии будет высокой. ВИЭ превосходны, когда они составляют 5–10 % в отдельно взятой энергосистеме, но когда процент становится выше, стоимость тоже растет. Следовательно, на рынок должны прийти новые технологии управления спросом. Это позволит потребителю становиться активным участником рынка, что приведет к развитию новой концепции — гибкости. Таким образом, мы говорим об управлении спросом, технологии V2G, применимой в зарядке электромобилей. Если первое и второе направление предоставляют наши услуги потребителям, то третье направление активно их вовлекает в процесс собственного участия. Здесь мы предоставляем клиентам доступ к рынку, с нашей помощью они зарабатывают деньги.
Какие проекты вы ведете в России?
В России у нас есть представительство, где мы работаем над реализацией двух крупных проектов. Первый — продажа зарядных установок настенного исполнения для владельцев электромобилей. Второй относится к системам накопления электроэнергии. 25 мая генеральный директор Enel Франческо Стараче и генеральный директор «РЖД» Олег Белозеров подписали соглашение о сотрудничестве. Оно направлено на совместное развитие инновационных систем хранения электроэнергии, которые будут установлены по всей железнодорожной сети страны.
В железнодорожной отрасли такой тип батареи будет использован впервые, и впоследствии, после России, мы планируем распространить технологию по всему миру. Наибольшее количество энергии поезду нужно в момент отправления со станции. Лучший способ ее обеспечить — расположить вблизи от станции накопитель, который перед отправлением заряжается напрямую от сети и частично подзаряжается при торможении. Проект предусматривает возможность подзарядки поезда между станциями, что особенно актуально для стран с большими расстояниями — США и России. Это позволит подстраховаться в случае нестабильности энергосети.
Недавно Enel X обнародовал план по установке сети «электрозаправок» в 227 муниципалитетах Италии. Будет ли этот проект развиваться в других странах?
Следующей страной, в которой будет создана такая сеть, станет Испания. Далее — Румыния. Мы работаем над созданием необходимой инфраструктуры для общественного транспорта в Чили. Думаю, проект приобретет глобальный масштаб. Мы строим инфраструктуру в ряде стран, но мы также продаем свою технологию по всему миру.
Как в Enel используются такие популярные тренды, как цифровизация?
Нашу стратегию поддерживают «цифровой хаб» и «лаборатория продукта». Сегодня, когда мы говорим об инфраструктуре, мы говорим о цифровизированной инфраструктуре. Ее уровень в нашем бизнесе очень высокий. «Лаборатория продукта», в свою очередь, — это постоянный поиск инноваций в нашей области. Большое количество сотрудников работают над изучением существующих сейчас технологий, обращают внимание на стартапы, новые бизнес-модели и пытаются инкорпорировать их у нас.
Беседовала
Людмила Брус