«Тебе не жалко, а кому-то — ужин»

Проблема продовольственного дисбаланса сегодня стоит как никогда остро: пока одни люди борются с лишним весом, другие страдают от недоедания. Коснулась она и Россию: согласно результатам социологического опроса, 10% жителей страны на еду едва хватает средств. Как помочь, если нет желания жертвовать деньги, и почему благотворительность должна быть удобной, рассказали +1 Игорь Шатунов и Алиса Киселёва, основатели проекта «Дари еду!», представленного на ярмарке «Душевный Bazar».

— Как возникла идея запустить проект?

— За границей давно существуют так называемые «полки добра», где любой человек может оставить еду для нуждающихся. У нас такие инициативы тоже периодически возникают, но из-за несистемного подхода часть превращаются в хаос. Мы решили, что будет разумно, если продукты сможет положить каждый, но распределение будет происходить централизованно. Так, два года назад в качестве социального эксперимента мы поставили бокс в одном из торговых центров недалеко от работы. Он был стационарным, рядом никто не стоял, но благодаря простому для понимания дизайну люди сами догадывались, что нужно делать. И без какого-либо продвижения и рекламы бокс полностью наполнился за две недели. Потом к нам поступил запрос из соседнего торгового центра, а позже — из магазина на другом конце Москвы. Видимо, кто-то рассказал о нас в соцсетях, и информация «завирусилась».

— Когда вы поняли, что эксперимент может превратиться во что-то большее?

— Запросов стало много, и мы осознали, что сбор еды нужно как-то систематизировать и превращать в полноценный проект. Мы зарегистрировали благотворительный фонд «Дари еду!», который сейчас работает в 10 городах и собирает более полутора тонн продуктов в месяц. Всего по стране у нас стоит 50 боксов, и до нового года, скорее всего, добавится еще один город с десятью боксами.

— Охотно ли магазины идут на сотрудничество?

— Да, они работают с нами бесплатно, но нужно потратить определенное время, чтобы обо всем договориться. Вообще, прежде чем запустить «Дари еду!» на той или иной территории, необходимо решить две глобальные задачи. Во-первых, профинансировать покупку самого бокса. А во-вторых, найти ответственного человека — куратора, который будет заниматься поиском партнеров, контролировать логистику и распределение еды, и уделять этому не меньше десяти часов в месяц.

— Каким образом распределяются продукты, что входит в стандартный набор?

— Мы с самого начала хотели сделать процесс справедливым, чтобы нас нельзя было упрекнуть в том, что мы дали продукты одним, но не дали другим. Поэтому мы сотрудничаем с местными благотворительными организациями или социальными службами, которые знают ситуацию в городе и имеют свой состав подопечных. Передаем им еду, а они предоставляют нам фото-отчеты и списки получателей. Плюс сами люди узнают о нас, обращаются за помощью напрямую. В этом случае волонтеры приезжают на место и смотрят, насколько помощь действительно нужна. Один набор в среднем весит 7-8 кг, туда всегда входят базовые продукты с большим сроком годности — крупы, макароны, консервы, и что-то сладкое — шоколад, печенье, соки.

— Всем ли удается помочь? Как вы привлекаете новых благотворителей?

— У нас, естественно, ограничены ресурсы, поэтому недавно мы открыли благотворительный онлайн-магазин и для удобства пользователей запустили приложение. То есть, если в городе нет бокса, или нет времени до него ехать в соседний район, продукты можно оплатить онлайн — мы их купим и передадим. Мы стараемся быть «диджитал» и используем формат доступной благотворительности, так как уверены, что, если у человека появился душевный порыв кому-то помочь, то он должен максимально быстро и легко его реализовать.

— Собираетесь ли вы внедрять еще какие-то инновации?

— Наша главная задача — перейти на рельсы социального предпринимательства и обеспечить стабильное развитие проекта. Но в данный момент мы существуем на государственные гранты. Например, в этом году получили грант на «благотворительную кнопку» — специальный виджет на сайтах кафе, ресторанов и сервисов по доставке еды, который будет предлагать клиентам купить еду не только себе, но и кому-то еще. Получается, человек, заказывая целую пиццу, оплачивает дополнительный кусочек. Потом то же самое делает ещё несколько людей, и так формируется полноценное блюдо: тебе не жалко, а кому-то — ужин. Таким образом мы не только поможем нуждающимся, но и расскажем о себе тем, кто о нас ещё не знает, охватим новый большой сегмент. Планируем активно развиваться в этом направлении, и будем рады, если рестораны к нам присоединятся.

— Давно участвуете в ярмарке «Душевный Bazar»?

— Второй раз. В прошлом году мы были еще совсем маленькими, нас мало кто знал. А теперь люди целенаправленно подходят к стенду, говорят, что видели боксы в городе — это, конечно, приятно. Мы не воспринимаем подобные ярмарки как инструмент сбора средств, здесь гораздо важнее коммуникация. Во-первых, мы можем получить обратную связь, а во-вторых, наладить взаимодействие с другими проектами, сделать что-то совместное.

— Как вы определяете свою миссию?

— Спустя какое-то время после запуска мы поняли, что наша задача — не просто собирать продукты, но и вовлекать в благотворительность тех, кто обычно в ней не участвует. Нам многие пишут, что раньше они не задумывались о благотворительности, но когда они приходят в магазин и видят бокс, им ничего не стоит дополнительно потратить 50 рублей, купить упаковку крупы и сделать доброе дело. Мы стараемся быть максимально прозрачными, всегда публикуем отчеты. А наше сотрудничество с другими благотворительными организациями приводит к тому, что люди узнают еще и про их деятельность и начинают помогать всей инфраструктуре.

Автор

Евгения Чернышёва