В случае реализации 17 целей устойчивого развития (ЦУР) ООН, уже к 2030 году в 193 странах мира произошли бы радикальные, коренные изменения: была бы преодолена бедность, был бы предоставлен универсальный доступ к образованию, продовольствию и здравоохранению, снижены ключевые экологические риски, обеспечены мир и правосудие. Десять стран, которые дальше всех продвинулись в достижении этих целей, признаны самыми счастливыми в мире, но и они не смогут выполнить поставленные задачи к 2030 году. Главное препятствие — отсутствие политической воли властей, которые часто стоят на стороне корпоративных интересов, а не общества.
В канун международного политического форума, посвященного устойчивому развитию, который проходил с 9 по 18 июля в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, эксперты Сети решений устойчивого развития (SDSN) и немецкий фонд Bertelsmann Stiftung опубликовали обновленный отчет об Индексе прогресса по ЦУР, основанный на мониторинге 193 стран-членов организации. Исследование проводилось под руководством специального советника Генерального секретаря ООН Джеффри Сакса. В работе проанализированы усилия стран «Большой двадцатки» (G20), направленные на реализацию Целей устойчивого развития к 2030 году.
Она получила название «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» (Повестка 2030). Документ включает 17 целей и 244 показателя. Он стал продолжением Целей развития тысячелетия, направленных на искоренение крайней нищеты, предотвращение распространения ВИЧ/СПИДа, обеспечение доступа ко всеобщему начальному образованию и смягчение основных экологических проблем. Повестка 2030 разрабатывалась на протяжении трех лет представителями правительств, учеными, организациями гражданского общества и частного сектора.
Выступая на форуме, Джеффри Сакс заявил: «ЦУР — это единственная надежда нынешнего поколения на создание мирного, безопасного, честного и устойчивого общества. В этом мире достаточно благ, чтобы жить безбедно, и богатым странам не нужно жертвовать многим, чтобы помочь менее благополучным. Одно богатство не сделает вас счастливыми».
Между тем, основным выводом отчета является то, что к 2030 году ни одной стране мира не удастся реализовать все ЦУР. Авторы проанализировали наибольший объем данных по странам за всю историю исследования. Максимального значения индекса в 100 пунктов не достигло ни одно государство. Лучшие показатели (чуть более 80 пунктов) принадлежат Швеции, Дании и Финляндии. Но эти страны не продемонстрировали достаточного прогресса в снижении нагрузки на климат, а также в обеспечении устойчивого производства и потребления. Германия и Франция — единственные государства «Большой семерки» (G7), попавшие в Топ-10. Но они, как и скандинавские страны, далеки от реализации целей устойчивого производства и потребления, а также снижения нагрузки на водные ресурсы. США заняли 35-е место в индексе, тогда как Китай и Россия — 54-е и 63-е, соответственно.
Слабые стороны Соединенных Штатов — вопросы неравенства, охраны природы и международного партнерства. Последнее характерно и для России, которая также не показывает достаточного прогресса в сферах обеспечения мира, правосудия и сильных институтов. Китай, при столь же слабом международном партнерстве, недостаточно работает над снижением нагрузки на водные ресурсы. По данным отчета, Соединенные Штаты оказывают наибольшее негативное воздействие на другие страны мира в вопросах устойчивого развития — порядка четверти всех отрицательных эффектов. Вместе с Китаем и Индией на США приходится 40% мирового разрыва, который необходимо преодолеть для достижения устойчивости производства и потребления.
Замыкают список Конго, Чад и Центральноафриканская республика. По большинству из 17 целей эти страны не набирают и 50 пунктов, но, в силу отсутствия больших производств и бедности населения, они входят в число лидеров по обеспечению устойчивого производства и потребления, а также по мерам в области сохранения климата — этому способствует большое количество западных проектов на их территории.
Часть исследования посвящена усилиям стран «Большой двадцатки» (G20). На них приходится почти две трети мирового населения, более трех четвертей выбросов CO2 и почти весь мировой ВВП. Разница в таких усилиях значительна. Бразилия, Италия и Мексика институализировали движение к ЦУР, создав соответствующие планы действий, стратегии, систему отчетности и координирующие органы на уровне правительств. Такую работу авторы исследования оценивали по шкале от нуля до единицы. Указанные страны получили оценки 0,8-0,9 баллов, а средний показатель для G20 в среднем составил 0,6. Наихудшие оценки действий правительств получили Россия (0,2) и США (0,04). Как отмечается в исследовании, главы этих государств даже «не делали публичных заявлений о том, как страны планируют достичь ЦУР». Только Индия и Германия предприняли попытку частично оценить затраты и на их реализацию.
Нехватка данных также является препятствием на пути движения к ЦУР. Например, согласно исследованию НКО Open Data Watch, 80 из 244 показателей еще находятся в разработке. В рамках форума в Нью-Йорке глава Статистической комиссии ООН Закари Чеге заявил, что объективное измерение и мониторинг всех 17 ЦУР могут быть организованы лишь при увеличении финансирования деятельности по сбору и обработке данных, которыми смогут пользоваться чиновники. По оценкам ООН, в развивающихся странах это потребует $280 млн ежегодно до 2030 года. Однако независимые исследователи считают, что подобные расходы недооценены: как отмечается в отчетах наблюдателей State of Development Data Funding иReport on Support to Statistics, нехватка ресурсов составляет $350-400 млн ежегодно. Обсуждение этой проблемы продолжится в октябре 2018 года в рамках Всемирного форума данных (World Data Forum). Но далеко не все страны готовы отслеживать все показатели ЦУР. Например, Росстат не разрабатывает 64% из них, в том числе относящиеся к целям «Ответственное потребление и производство» и «Борьба с изменениями климата» и 91% показателей, связанных с целью «Мир, правосудие и эффективные институты».
Однако нехватка финансирования на статистические исследования — это лишь малая часть тех $200 млрд, которых, по оценкам Джеффри Сакса, недостает для достижения ЦУР к 2030 году — в основном это относится к развивающемуся миру. По мнению советника ООН, богатейшие государства могли бы с легкостью профинансировать глобальное устойчивое развитие за счет собственных ресурсов. Как отметил Сакс, если бы миллиардеры из списка Forbes ежегодно отдавали на эти нужды 1% своих чистых доходов, этого бы хватило, чтобы все дети в мире пошли в школу — или на обеспечение всеобщего доступа к здравоохранению.
Другая крупная препона — интересы нефтегазовых, угольных и продовольственных компаний.
Сакс предложил набор регуляторных мер, которые могли бы в короткие сроки обеспечить необходимые ресурсы для финансирования устойчивого развития. Это: уже упоминавшееся введение 1%-ного налога на доходы самых обеспеченных людей планеты; увеличение помощи наименее развитым странам; закрытие налоговых офшоров и налогообложение $20 трлн, которые там находятся; налогообложение пяти крупнейших технологических монополий; налогообложение финансовых транзакций; глобальный налог на выбросы парниковых газов; введение мер, предотвращающих уход от налогообложения.
Очевидно, что отсутствие политической воли нередко отражает корпоративные интересы. Это отмечается и в масштабном совместном отчете гражданских организаций и профсоюзов о ЦУР, который был выпущен накануне высокопоставленной встречи в Нью-Йорке при поддержке немецкого Фонда Фридриха Эберта: «Правительства слишком часто выглядят слабыми, принимая политику дерегулирования или „улучшения регулирования“, доверясь корпоративному волюнтаризму... Правительства должны продемонстрировать, что права человека для них важнее интересов крупного бизнеса», — говорится в докладе.
Авторы также утверждают, что для финансирования устойчивого развития национальные правительства обязаны увеличивать налоги на добычу и потребление невозобновляемых природных ресурсов, а также вводить прогрессивное налогообложение доходов, помогая таким образом беднейшим гражданам. Кроме того, по мнению авторов, необходимо отменить госсубсидии крупным корпорациям, а также налоговые стимулы, направленные на расточительные и неэффективные формы ведения сельского хозяйства и рыбной ловли, добычу ископаемого топлива и производство атомной энергии. В докладе предлагается значительно сократить расходы на вооружения, перенаправив освободившиеся ресурсы на предотвращение конфликтов и обеспечение мира.
Автор
Антон Чугунов